Развитие сенсуалистической и эмпиристской философии в западной Европе

Сенсуализм и эмпиризм Джона Локка.

Философия Джорджа Беркли Дэвида Юма.

Рассматривая первый вопрос, необходимо, прежде всего, разобраться в сути критики Д.Локком (1632-1704) учения о врожденных идеях Р. Декарта. В центре внимания при изучении данного вопроса должно быть учение английского мыслителя об опыте как единственном источнике знания. Обратите внимание на убежденность Локка в существовании внешней причины опыта. Выделите деление Локком простых чувственных идей на идеи первичных и вторичных качеств. Как Локк решал проблему объективности вторичных качеств?

Рассмотрите учение Д.Беркли (1685-1763) о природе общих понятий и субъективной природе качеств. В чем смыл тезиса Беркли: «Существовать, значит быть воспринимаемым»? Раскройте учение философа о материи и духовной субстанции. Изучая философию Дэвида Юма (1711-1776) обратите внимание на его учение о центральном положении науки о человеке в системе человеческого знания. Раскройте критику понятия причинности у Юма. Какую роль в теории познания Юма отводилось вере и привычке. В чем состоял агностицизм Юма?

Список литературы

Беркли Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом// Соч.-М., 1978.

2. Локк Дж. Соч.: В 3 т. – М.,1988.-Т.3.

3. Юм Д. Трактат о человеческой природе//Соч.: В 2 т.-М.,1966.-Т.1.

4. Заиченко Г.А. Дж. Локк. М., 1988;

5. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв.-М., 1994.

6. Нарский И.С. Давид Юм. М., 1973.

7. Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997.

8. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.

9. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001.

 

Тема 12.

РАЗВИТИЕ РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

Бенедикт Спиноза.

Готфрид Вильгельм Лейбниц.

1. Первый вопрос предполагает рассмотрение учения Спинозы (1632-1677) о природе и субстанции. В центре внимания должно быть учение голландского мыслителя о познании и методе. Обратите внимание на сформулированный Спинозой основной принцип рационализма.

2. Раскройте основные принципы физики, метафизики, гносеологии Лейбница. Рассмотрите его учение о субстанция как монада. Проанализируйте взгляды Лейбница на познание и знание. В чем состояла суть критики Лейбницем эмпиризма Локка и нового обоснования рационализма.

Список литературы

1. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2-х т. М., 1957.

2. Лейбниц Г. Сочинения в 4-х тт. М., 1983-1989.

3. Майоров Г.Г. Теоретическая философия Г. Лейбница. М., 1973.

4. Нарский И.С. Лейбниц. М., 1972.

5. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв.-М., 1994.

6. Соколов В.В. Спиноза. М., 1977.

7. Радугин А.А. Фи­лософия; Курс лекций. – М., 1997.

8. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.

9. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001.

Тема 13.

 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

1. Рационализм как умонастроение и методология эпохи Просвещения.

2. Механистический материализм и сенсуализм.

1. Рассмотрение первого вопроса необходимо начать с характеристики Просвещения – течения духовно-культурной жизни Европы XVI – XVIII вв. Идеологи Просвещения (Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеций и др.) исходили из принципа, что «человек разумен» (Homo sapiens), и в своих рассуждениях они шли не от разума к природе, а от природы к разуму, который получен человеком от природы и должен быть приспособлен к ней. Человек должен и может следовать природе, ибо, следуя законам природы, он может и должен стать счастливым.

Таким образом, здесь мы опять сталкиваемся с рационализмом, но толковать его надо с самых широких позиций: возвеличивание человеческого индивида, как активного и свободного субъекта; социальный оптимизм и вера в безграничные возможности человеческого разума и др.

2. Однако общая позиция представителей различных философских школ эпохи Просвещения не исключала и различного решения ими мировоззренческих проблем. Возникают школы идеалистического рационализма и рационалистического материализма. Наибольшее распространение в это время получил рационалистический материализм, принявший форму механицизма. На примере двух ярких представителей этого течения – Ламетри и Гольбаха – охарактеризуйте механицизм и основные его принципы.

Одновременно с механицизмом развивалось и другое течение – сенсуализм, проявления которого вам и предстоит изложить в заключении работы.

Список литературы

1. Антология мировой философии. В 4 т.- Т. 2.-М., 1970.- С.536-693.

2. Дидро Д. Сочинения в 2-х томах. М., 1986-1988;

3. Руссо Ж.Ж. Избранные сочинения в 3-х томах. М., 1961;

4. Гельвеций К.А. Сочинения в 2-х томах. М., 1973-1974;    5. Гольбах П. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного. – М., 1983.

6.Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т.Фролова – М., 1989. Ч.1.

7.История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.

8.Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.

9.Краткая история философии / Под общ. Ред. В.Г. Голобокова. – М., 1996. С.317-347.

10.Радугин А.А. Фи­лософия; Курс лекций. – М., 1997.

11.Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001.

12. Французское Просвещение и революция. М., 1989.

 

 

Тема 14.

ФИЛОСОФИЯ КАНТА

Система философии И. Канта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: