Философия эпохи Ренессанса

1. Идейное содержание и мироощущение эпохи Возрождения. Гуманизм.

2. Натурфилософия эпохи Возрождения.

1. Эпоха Возрождения (Ренессанса) открывает новый этап в осмыслении культуры и философии, что и следует отразить в работе. Покажите знание таких понятий, как «гуманизм», «возрождение», «антропоцентризм». Выделите отличительные черты Возрождения, такие как индивидуализм, культ светской (т.е. не церковной) жизни, особое внимание к античной греко-римской культуре и т.д. В эпоху Ренессанса формируется совершенно новое самосознание человека, идея культуры приобретает человеческое, гуманистическое измерение. Культура – это не только преобразованная человеком природа, но и преобразование самого человека.

 Открытие древнего мира было произведено деятелями Возрождения таким путем, что стало одновременно открытием человеческой индивидуальности. Как это стало возможным? Чтобы ответить на этот вопрос еще раз обратите внимание на значение термина «гуманизм». Покажите, что гуманизм открыл перспективу безграничных возможностей человеческого индивида.

Обратите внимание на философское понимание человека и природы, причем сделать это надо через сравнение с предыдущей – средневековой – эпохой. Если в Средневековье массы, завороженные идеей Бога, чувствовали и думали одинаково, то в эпоху Возрождения ситуация меняется. Индивид становится самостоятельным, вырастает его новое самосознание и самоутверждение. В противоположность средневековому человеку, который всецело считал себя обязанным Богу, индивид Ренессанса склонен приписывать свои заслуги самому себе. Раскрытие философского смысла понятий «антропоцентризм» и «пантеизм» поможет вам понять проблему человека и природы в данную эпоху.

2. Натурфилософия и диалектика в эпоху Возрождения представлена трудами многих мыслителей. Однако особая заслуга в их развитии принадлежит Н. Кузанскому (1401-1464). И Джордано Бруно (1548-1600). Для характеристики философии Возрождения целесообразно обратиться именно к их творчеству. Обратите внимание на особенности пантеизма Н.Кузанского и Д. Бруно, учение Н. Кузанского о совпадении противоположностей в едином предмете. Раскройте положение Д.Бруно о бесконечном Космосе, бесчисленности миров и творческой активности природы. Покажите значение идей натурфилософов эпохи Возрождения для развития философии и науки Нового времени.

Список литературы

1. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. – М., 1984. С. 45-82.

2. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т.Фролова – М., 1989. Ч.1., с 93 –115.

3. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.

4. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. – М., 1991. С.251-302.

5. Радугин А.А. Фи­лософия; Курс лекций. – М., 1997.

6. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Средневековье) – М., 1994.

7. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. – М., 1991. С.54-126.

8. Философский словарь. – М., 1998.

9. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991. С 348 – 509.

Тема 9.

 НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVII в. И ФИЛОСОФИЯ

1.Идейные и социально-исторические предпосылки научной революции XVII в.

2.Содержание и философское значение научной революции.

Работая над этой темой, необходимо учитывать, что философия XVII в. опиралась все более на авторитет науки, который существенно отличался от авторитета церкви. На стороне науки был исключительно человеческий разум и ничто более. Научная революция утверждала принципиально новое мировоззрение со всеми преимуществами и недостатками, суть которых вам и необходимо раскрыть.

Обратите внимание на то, что в связи с тем, что философия XVII в. опиралась на науку, то на первый план выходили вопросы гносеологии (теории познания). В ней же в новой форме был продолжен спор (начавшийся в средневековой философии) между двумя направлениями – номинализмом (опирающимся на чувственный опыт) и рационализмом (опирающимся на разум). В философии Нового времени они предстали как эмпиризм и рационализм. С помощью учебников и философского словаря поработайте над этими понятиями, уясните их смысл и назовите родоначальников этих важных философских направлений. Выясните, в чем состояло основное содержание научной революции. Покажите, что научная революция XVII в. привела к созданию новой картины мира. Раскройте ее основные компоненты.

В заключении работы необходимо сделать вывод об особенностях философской мысли данной эпохи.

Список литературы

1. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т.Фролова – М., 1989. Ч.1., с 146-151.

2. Краткий очерк по истории философии / Под общ. Ред. М.Т. Иовчука. – М., 1981. С.188-195.

3. Радугин А.А. Фи­лософия; Курс лекций. – М., 1997. С 80 - 89

4. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.

5. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. – М., 1991. С.146-166.

6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001.

Тема 10.

 ПРОБЛЕМА МЕТОДА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ XVII В. Р.ДЕКАРТ И Ф. БЭКОН

1. Рационалистическая философия Рене Декарта.

2. Эмпиризм Френсиса Бэкона, проблема научного метода.

1. Данная тема является логическим продолжением предыдущей.

Р. Декарта обычно считают основателем современной философии. Его роль можно сравнить с ролью Аристотеля для античной философии, который пытался заново построить философскую систему. Р. Декарт работал над проблемой методологии научного исследования. Он стремился к разработке такого метода, который был бы эффективен в отыскании нового знания. Используя метод сравнительного анализа, покажите отличие декартовской рационалистической методологии от бэконовской. Особо обратите внимание на интеллектуальную интуицию, дедукцию и учение о врожденных идеях. Назовите правила метода, сформулированные Р.Декартом. В заключении дайте свое описание слов Р. Декарта: «Мыслю, следовательно существую» («Cogito ergo sum»).

2. Ф. Бэкон – родоначальник нового подхода к науке, давший философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки. Бэконовский афоризм «Знание – сила» в течение трех веков является символом науки. Данный вопрос тесно связан с предыдущим, поэтому постарайтесь построить свою работу о творчестве Ф. Бэкона на основе сравнения с творчеством Р. Декарта. С помощью учебника «Введение в философию» (М., 1989) и философского словаря отработайте такие понятия, как «эмпиризм» и «рационализм», ибо Бэкон был основателем английского эмпиризма и признавал ведущую роль в познании опыта, эксперимента. Далее изложите учение об «идолах» (всего их 4). Главным препятствием на пути познания природы Ф. Бэкон считал засоренность сознания людей так называемыми «идолами» - искаженными образами действительности, ложными представлениями и понятиями. В чем суть индуктивного метода? Попытайтесь разобраться в содержании работы Ф.Бэкона по усовершенствованию индуктивного метода.

 Список литературы

1. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь – справочник. – М., 1997.

2. Бэкон Ф. Новый Органон//Соч.: В 2-х т.-М.,1972. – Т.2.

3. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т.Фролова – М., 1989. Ч.1., с 153 –158.

4. Декарт Р. Избранные произведения. – М., 1950.

5. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995. С.345 – 420.

6. Ляткер Я.А. Декарт. – М., 1975.

7. Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч./Сост. П.С. Гуревич и В.И. Столяров. – М.,1991. Ч.1. С.493-498.

8. Радугин А.А. Фи­лософия; Курс лекций. – М., 1997.

9. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.

10. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001.

ТЕМА 11.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: