1. Соотношение понятий "культура" и "цивилизация".
2. Теория локальных цивилизаций.
1. В первом вопросе, опираясь на учебную литературу, постарайтесь разобраться в понятиях "культура" и "цивилизация", соотнесите их друг с другом, т.е. найдите общее и различное, подтвердив это примерами из истории культуры. Обратите внимание на то, что культура трактуется предельно широко, как весь искусственный мир, созданный человеком, в противоположность естественному. Учитывая многозначность понятий, постарайтесь сформулировать свое понимание данной проблемы.
2. Во втором вопросе необходимо иметь в виду, что идея локальных цивилизаций возникла в противовес теории единой мировой истории, которая абсолютизировала развитие европейской цивилизации и недооценивала специфику эволюции других регионов мира. Раскрытие второго вопроса постройте на изучении концепций Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, Л.Гумилева.
Список литературы
1. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.2. С. 522-549.
|
|
2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.
3. Культурология. История мировой культуры. – М., 1995.
4. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1999.
5. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.
6. Тойнби А. Постижение истории: Сборник. – М., 1991.
7. Философия. Учебник для вузов/ Отв. ред. В. Кохановский. – Ростов н/Д, 1997.
8. Человек и общество: Учебная хрестоматия для средней школы /Авт.-сост. П.А. Белоусов и др. – М., 1992. С.217-265.
9. Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993.
Тема 39.
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИКИ
Для раскрытия этой темы проследите историю становления техники. Покажите, что различают три этапа становления техники: господство орудий труда, господство машин, господство автоматов. Далее рассмотрите различные концепции происхождения техники (например: концепции О.Шпенглера, Л. Мамфорда, Б. Поршнева). Дайте определение техники и выделите ее характерные черты.
Перейдите к анализу современной техники, покажите, что она является практическим продолжением науки. Подчеркните, что в ХХ веке заговорили о новом культурном явлении, основанном на неразрывном единстве науки и техники, - научно-техническом прогрессе.
Делая вывод, остановитесь на том, что влияние техники на культуру и цивилизацию чрезвычайно разнообразно, а в перспективе – даже трудно предсказуемо. Развитие техники способствует все более полному и адекватному удовлетворению потребностей человека, облегчению его труда и сокращению каждодневных физических усилий. Но, с другой стороны, оно порождает целый ряд гуманитарных проблем: хищническое использование природного сырья, одностороннюю специализацию труда, уменьшение ценности отдельной личности, появление невиданного прежде оружия массового уничтожения, загрязнение окружающей среды и т.п. Именно поэтому отношение к технике у современного человека двойственное.
|
|
Список литературы
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.
2. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного зна-
ния / Отв. ред. и сост. И.Т. Касавин. – М., 1990.
3. Канке В.А. Философия: Систематический и исторический курс: Учебник. – М., 1996.
4. Степин В.С. Философия науки и техники / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. – М., 1995.
5. Философия техники // Вопросы философии. – 1993. - № 10.
Тема 40.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
1. Понятие и проблемы современной цивилизации.
2. Пути перехода к ноосферной цивилизации.
1. В первом вопросе определите суть и дайте общую характеристику современной цивилизации, т.е. свяжите ее с достижениями науки, техники и технологии. Современную цивилизацию в последнее время принято называть "техногенной", "информационной", что означает приоритет в обществе ценностей, связанных с техникой. Далее перейдите к раскрытию глобальных проблем современности и поиску их решений. Покажите, что комфорт сегодня становится высшей ценностью развитых цивилизаций, в то же время слаборазвитым регионам грозит вымирание от голода и истощения.
2. Во втором вопросе поработайте над понятием "ноосфера", введенным в научный оборот В.И.Вернадским, и понятием "ноосферная цивилизация". Обратите внимание на изменение системы ценностных ориентаций – утверждение безоговорочного приоритета человека над техническими системами, гуманизацию и гуманитаризацию научно-технического прогресса, коэволюционное развитие природы и человека.
Список литературы
1. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.2. С.595-616.
2. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.
3. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. – М., 1987.
4. Моисеев Н.Н. Рациональное общество и экология // Социально-политический журнал. – 1993. - № 3. - С.110-116.
5. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М., 1990.
6. Олдак П.Г. Колокол тревоги. – М., 1990.
7. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М., 1991.
8. Симоненко О.Д. Сотворение техносферы. – М., 1994.
9. Урсул А.Д. На пути к информационно-экологическому обществу //Философские науки. – 1991. - № 5. – С.3-16.
10. Философия. Учебник для вузов/ Отв. ред. В. Кохановский. – Ростов н/Д, 2001.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какую роль сыграли "Веды" в развитии индийской философии? Какие ее направления опираются на авторитет "Вед"? (брахманизм, буддизм, индуизм).
2. Каковы характерные особенности китайской философии VIII-VI вв. до н.э.?
3. Почему буддизм превратился в мировую религию, а более древний брахманизм трансформировался лишь в национальную религию индуизма?
4. Чем вы объясните безличностные начала философии древнего Востока?
5. В чем проявляется космоцентризм и натурализм досократической философии античной Греции?
6. Когда и как произошел поворот к человеку в античной философии?
7. Какова сущность учения Платона об идеях?
8. Чем обогатил философию Аристотель?
9. Объясните смысл выражения: "Философия – служанка богословия".
10. Почему средневековой философии присущи теоцентризм и схоластичность?
11. Как решался вопрос о соотношении веры и разума в средневековой философии?
12. Какие принципы в философии возродила эпоха Ренессанса?
13. Что дала человечеству философия Нового времени?
14. В чем суть "коперниканского переворота" в философии И.Канта?
|
|
15. Какое место занимает разум в философии Гегеля?
16. Как рассматривается проблема человека в марксизме?
17. Какие проблемы интересуют иррационализм?
18. Как вы понимаете выражение Ф. Ницше "Бог умер"?
19. Что нового вносит психоанализ в понимание человека?
20. Какими основными категориями характеризуется экзистенциализм?
21. В чем специфика русского философствования ("Русская идея")?
22. Чем объясняется расцвет русской религиозной философии в конце ХIХ – нач. ХХ в.?
23. В чем проявляется мировоззренческая функция философии?
24. Является ли философия наукой?
25. Чем религиозно-мифологическая картина мира отличается от философской и научной?
26. В чем состоит специфика человека как родового существа?
27. Каковы способы освоения (познания) мира человеком?
28. Чем научное познание отличается от вненаучного?
29. Какую роль сыграла наука в развитии цивилизации?
30. Каковы движущие силы исторического процесса?
31. В чем Вы видите смысл человеческого бытия?
32. Почему общение является основой социального бытия?
33. Чем различаются понятия "человек", "индивид", "личность", "индивидуальность"?
34. Существуют ли различия в философских категориях "культура" и "цивилизация"?
35. Назовите наиболее характерные черты западной цивилизации.
36. Чем восточная модель цивилизации отличается от западной?
37. Закончился ли спор между западниками и славянофилами о путях развития России?
38. Какое место занимают ценности в структуре человеческой деятельности?
39. Почему свобода является высшей ценностью в западной цивилизации?
40. Какие глобальные проблемы волнуют сегодня все человечество?