Эволюция научной картины мира

1. Прежде всего, следует определить понятие «картина мира», с помощью которого решается одна из главных философских проблем – «Человек и мир». Картина мира рассматривает вопрос о происхождении мира, Вселенной и их устройстве, а формы ее самые разнообразные – от космогонических мифов до современной научной! Задача студента заключается в том, чтобы показать эволюцию картины мира в донаучный период человечества, а для этого необходимо иметь четкое представление о миф. Покажите, что философскую картину мира необходимо строить на многообразии подходов к изучаемой проблеме – от наивно-стихийных до серьезных философских систем (Г.Гегель), используя при этом такие философские понятия, как материализм, идеализм, пантеизм, деизм, гилозоизм.

2. Начать второйвопрос необходимо с того, как древние люди рассматривали проблему происхождения и устройства мира. Наряду с ненаучными представлениями имели место и зачатки научных взглядов на Вселенную в форме античного атомизма Демокрита и геоцентризма Птолемея.

Далее уделите значительное внимание научной деятельности Н.Коперника, создавшего новую концепцию устройства Вселенной – гелиоцентризм. Далее изложите суть механицизма, занявшего господствующее место в мировоззрении людей ХVII – ХVIII вв. и нарисуйте механистическую картину мира (И. Ньютон).

Затем переходите к эволюционной теории происхождения природы и человека, опираясь на достижения науки ХIХ - ХХ вв. Покажите антропогенез в трактовке Ч. Дарвина и Ф. Энгельса. Изложите также оригинальное решение данной проблемы, которое предлагает французский ученый и теолог Тейяр де Шарден.

Используя знания по физике и астрономии, квантовую механику и общую теорию относительности, модель "Большого взрыва" и расширяющейся Вселенной, покажите современные модели мира.

Список литературы

1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Заве-
та. – М., 1992.

2. Библейская энциклопедия. – М., 1990.

3. Введение в философию. Учебник для вузов: В 2 ч./ Под общ ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.2.

4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М., 1993.

5. Девятова С.В. Современное христианство и наука. - М., 1994. С.174-186, 273.

6. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.

7. Ислам: Энциклопедический словарь. – М., 1991.

8. Карпинская Р.А., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. – М., 1995. – С.26-31, 36-56, 64-67.

9. Королева-Коноплянская Г.И. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева //Социально-политический журнал. - 1994. - № 7.- С. 121-125.

10. Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.

11. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – Л., 1990.

12. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997.

13. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Новое время). – М., 1997.С.66-79, 135-149.

14. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф.Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994.

15. Философия. Учеб. пособ. для вузов. /Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону, 1997.

16. Философский словарь. - М., 1998.

17. Фролов Б.А. Основные идеи и проблемы философии. - Пенза, 1996.

18. Шарден Т. Феномен человека. – М., 1989.

19. Энгельс Ф. Диалектика природы //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 459-486.

20. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20. С.487-496.

 


Тема 29.

УЧЕНИЕ О ДИАЛЕКТИКЕ

1. Диалектика как учение о саморазвитии мира.

2. Законы и категории диалектики.

1. Раскрытие первого вопроса требует историко-философского подхо­да: необходимо вспомнить стихийную диалектику древних китай­цев («даосизм») и античных греков (Гераклит) и проследить ее раз­витие у Г.Гегеля, К.Маркса, Ф.Энгельса, а затем следует обра­тить­ся к современному ее толкованию.

Далее необходимо выделить объективную и субъективную диа­лек­тику, а также противопоставить ей метафизику, объяснив свое понимание диалектики как учения и диалектики как метода.

2. Рассматривая данную проблему, необходимо показать, что в структуру диалектики входят как законы, так и основ­ные категории, но прежде чем их изложить, постарайтесь по­нять и определить с философской точки зрения закон. Покажите, что основное содержание диалектической теории описывается тремя законами, которые Г. Гегель сформулировал по отношению к Абсолютному духу, а К. Маркс и Ф. Энгельс применили к материалистически понятым природе, обществу и человеческому мышлению.

«Ядро» диалектики составляет закон единства и борьбы противоположностей, который дает ответ на вопрос об источнике развития. Таким источником в диалектике считаются противоположные начала.

Второй закон диалектики – закон перехода количественных изменений в качественные – служит развитием и конкретизацией первого и дает ответ на вопрос о механизме развития.

Третий закон диалектики – закон отрицания отрицания – выражает направленность развития. Согласно этому закону, развитие происходит по спирали, которая представляет собой цепь циклов.

Обратите внимание на то, что три закона составляют основную часть диалектики, однако полностью ее содержания не исчерпывают. Развития диалектическая теория содержит учение о методе и особой диалектической логике. Три закона диалектики составляют так называемую объективную диалектику, а учение о методе и логика – субъективную.

Далее перей­дите к изложению регулятивной роли диалектики в общественной жизни, научном творчестве и других сферах бытия. А закончить контрольную работу следует рассмотрением основных функций диалектики.

Список литературы

1. Введение в философию. Учебник для вузов: В 2 ч./ Под общ ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.2. С.96-136.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. – М., 1997.

3. Современный философский словарь/ Под общ. ред.В.Е.Кеме­рова.– М., 1996.

4. Спиркин А.Г. Философия: Учеб. для сузов. – М., 1999. – С.285-335.

5. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

6. Философия. Учеб. пособ. для вузов. Отв. ред. В.П. Коха­новский. – Ростов-на-Дону, 2001. – С.130-133.

 

Тема 30.

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ

1. Проблема человека в истории философии.

2. Человек, общество и природа.

1. Вопрос о природе человека является предметом специального раздела философского знания – антропологии. Рассматривая данную тему необходимо показать, что природа человека в истории философской мысли рассматривалась по-разному: "Человек - мера всех вещей", "Человек - это творение Бога (его образ и подобие)", "высшее творение природы", "социальное существо" или "политическое животное" и т.д. Но при этом необходимо иметь в виду, что человек – многогранное существо и обойтись одним опре­делением невозможно, так как понятие "че­ловек" употребляется здесь в обобщенном смысле как человеческий род.

 Следует отметить, что ни в античной, ни в средневековой философии, ни, тем более, в философии Нового времени и Просвещения человек не был проблемой, оставаясь лишь одной из возможных тем. Человек был мыслящей вещью, не представляющей никакой тайны. Антропологический поворот в философии связан с именем И. Канта. Вслед за И. Кантом, А. Шопенгауэр, С. Къеркегор, Ф. Ницше, а затем представители экзистенциальной философии (К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) и философской антропологии (М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер), сконцентрировались на человеке, сделав его переживания, судьбу и свободу, смысл и цель существования предметом углубленной философской рефлексии.

Подчеркните, что, несмотря на неослабевающий интерес к антропологической проблематике на протяжении двух последних столетий, философский опыт о человеке не может быть завершен.

2. Раскрывая второй вопрос, покажите, что по мере развития человека и общества непосредственная зависимость человека от природы уменьшается. Но, с другой стороны, эмансипируясь от природы, человек оказывается неразрывно с ней связанным. История развития человечества – пример того, как постепенно менялись геохимические условия природного существования, поэтому историю общества невозможно изучать отдельно от эволюции окружающей природы.

Дайте определения таких понятий как «биосфера» и «ноосфера», в чем их суть? Покажите, что вмешательство в процессы протекающие в биосфере, ведет к разрушению условий человеческого существования.

Далее, обратите внимание на то, что общество, так же как и природа, является средой обитания человека, но при этом человек не растворяется в обществе, так же как он не растворяется в природе. Следствием же растворения личности во внешних социальных связях может стать отчуждение от собственной сущности, потеря идентичности, чувства реальности «я».

Список литературы

1. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. Ч.1. С.314-332; Ч.2. С. 247-257.

2. Дубровский И.Д. Смысл смерти и достоинство личности // Фи­лософские науки. - 1990. - № 5. - С.116-119.

3. Кон И.С. Открытие «Я». – М., 1978

4. Трубников Н.Н. Жизнь и смерть // Квинтэссенция. - М., 1990. С.425-447.

5. Трубников Н.Н. Проблема смерти, времени и цели человеческой жизни //Философские науки. - 1990. - № 2. - С.104-115.

6. Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

8. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век. - М., 1995. С. 167-171.

Тема31.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: