Тема 3. Средневековая философия

Философия

Методические материалы по курсу

 

Челябинск

Издательство ЮУрГУ

2008


Философия: Методические материалы по курсу./ Составитель Н.Д. Басманова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. – 25 с., табл. 1, список лит. – __ назв.

 

Методические материалы рассчитаны на студентов, изучающих философию. Они содержат тематический план курса, планы семинарских занятий, основные категории, контрольные вопросы, рекомендуемую учебную и научную литературу. Методические материалы представляют собой ориентиры в организации самостоятельной работы студентов над курсом. Акцент сделан на проблемном изучении философии, на выявлении связи философии с профильной ориентацией студентов.




Тематический план курса

№ темы Название темы Лекции, час Семинары, час
1 Философия как мировоззрение, наука, особый феномен культуры 6 4
2 Начало философии. Философия Древней Индии, Древнего Китая, Древней Греции 6 2
3 Средневековая философия 2 2
4 Культура и философия эпохи Возрождения 2 2
5 Философия Нового времени 2 2
6 Немецкая классическая философия и постклассицизм 4 2
7 Современная западная философия 2 2
8 Русская философия 2 2
9 Онтология – философия бытия 4 2
10 Философия сознания 4 2
11 Гносеология – философия познания 4 4
12 Научное познание 2 2
13 Диалектика как наука 4 2
14 Философия человека 2 2
15 Социальная философия 4 2
16 Философия истории 2 2

ИТОГО

52 36

Планы семинарских занятий

Тема 1. Место философского мировоззрения
в духовной культуре личности и общества

1. Мировоззрение и картина мира. Определение мировоззрения. Структура мировоззрения.

2. Мифология, религия как особые типы мировоззрения.

3. Специфика философского мировоззрения. Особенности проблематики, аргументации, языка философии.

4. Философская культура личности.

 

ГЛОССАРИЙ: Мировоззрение. Его структура. Картина мира. Типы мировоззрения. Мифология. Религия. Философия. Наука. Основной вопрос философии. Материализм. Идеализм. Дуализм. Гносеологический оптимизм. Агностицизм. Скептицизм. Диалектика. Метафизика. Догматизм. Формализм. Софистика. Эклектика. Философская культура.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Смысл понятий «личность», «духовная культура личности». Роль философского мировоззрения в формировании духовной культуры личности.

2. Что определяет мировоззрение личности? Какую роль в нём играет картина мира?

3. Как соотносятся между собой мировоззрение личности и мировоззрение общества?

4. Какова историческая закономерность становления различных типов мировоззрений?

5. Чем отличается философское мировоззрение от всех прочих типов мировоззрений?

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Философия. [Учебник для ВУЗов]./ В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИМИ-Дана, 2004. – 622 с.

2. Введение в философию: Учеб. пособие для ВУЗов./ Н.Т.Фролов, Э.А. Араб-Оглы, В.Г. Борзенков и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – 623 с.

3. Хофмайстер, Х. Что значит мыслить философски./ Пер. с нем.: И.Д. Вылегжанин. – СПб, 2006. – 446 с.

4. Бибихин, В.В. Язык философии. – 2-е изд. – М., 2007.

5. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 574 с.

6. Гудинг, Д. Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности: Учеб. пособие./ Пер. с англ.: Т.В. Барчунова. – Ярославль: Норд, 2004. – 475 с.


Тема 2. Античная философия

1. Древняя Греция – родина науки и философии. Космоцентризм античной культуры.

2. Становление древнегреческой философии:

· досократический период: милетская, атомистская, пифагорейская, элейская школы;

· классический период: софисты и Сократ, Платон, Аристотель;

· эллинистическо-римская философия о личном спасении: кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм.

3. Значение античной философии.

 

ГЛОССАРИЙ: Античность. Космоцентризм. Субстрат. Субстанция. Милетцы. Атомисты. Пифагорейцы. Элеаты. Наивный стихийный материализм. Наивная стихийная диалектика. «Идеи» Платона. Телеологичность учения Аристотеля. Киники. Эпикурейцы. Стоики. Скептики. Неоплатоники.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. В чём проявляется космоцентризм античной философии?

2. Как древние философы решали вопрос о первооснове мира?

3. Какие проявления диалектического мышления мы встречаем в философии Древней Греции?

4. Как трактовали человека античные мыслители?

5. Чем различаются модели государства у Аристотеля и Платона?

6. Как изменяется направленность философских исканий античной культуры?

7. В чем актуальность античной философии?

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Философия. [Учебник для ВУЗов]./ В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИМИ-Дана, 2004. – 622 с.

2. Адо П. Что такое античная философия? – М.: Изд-во гуманит. лит., 1999. – 317 с.

3. Бессонов, Б.Н. Философия. История и современные задачи. Учеб. для ВУЗов. – М.: НОРМА, 2006. – 553 с.

4. Асмус, В.Ф. Античная философия. – 3-е изд. – М., 2005. – 400 с.

5. Алексеев, П.В. История философии. Учебник. – М.: Проспект, 2005. – 236 с.

6. Драч, Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. – М.: Гардарики, 2003 – 315 с.

7. Брамбо, Р.С. Философия Древней Греции. – М., 2002. – 347 с.

8. Чанышев А.Н. История философии Древнего мира. Учебник. – М.: Акад. проект, 2005. – 606 с.

9. Платон Афинский. Диалоги. – М.: 2001. – 141 с.

10. Цицерон, Марк Туллий. О пределах блага и зла: Парадоксы стоиков. – М., 2000. – 472 с.

11. Ермаков, В.С. Справочник по истории философии: Хронологический, персонифицированный. – СПб: Союз, 2003. – 447 с.

Тема 3. Средневековая философия

1. Теоцентризм средневековой европейской культуры. Философия как теология. Патристики, схоластика, апологетика как основные направления теологии.

2. Религиозная картина мира (идея божественного предопределения; гармония мира тварного и трансцендентального, природного и социального; теодицея, человек как персона). Августин Аврелий.

3. Соотношение веры и знания. Формализм, догматизм, суммарность, цитатничество, комментаторство, исповедальность, дидактизм – характерные черты средневекового философствования. Фома Аквинский.

4. Проблема доказательства бытия Божьего. Соотношение общего и отдельного: номинализм, реализм, концептуализм.

5. Значение средневековой философии.

 

ГЛОССАРИЙ: Теоцентризм. Теология. Патристика. Схоластика. Апологетика. Божественное предопределение. Провиденциализм. Религиозная картина мира. Мир Абсолюта. Мир тварный. Фатализм. Эсхатология. Теодицея. Концепция «двойственной» истины. Персонализм. Герменевтика. Семиотика. Номинализм. Реализм. Концептуализм.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Что такое «теоцентризм» средневековой культуры?

2. Почему философия в средние века становится схоластикой?

3. В чем проявляется связь средневековой теологии с античной философией?

4. Ваше отношение к одной из оценок средневековой философии как к периоду стагнации, провала в развитии философской мысли.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Философия. [Учебник для ВУЗов]./ В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИМИ-Дана, 2004. – 622 с.

2. Соколов, В.В. Историческое введение в философию. История философии по эпохам и проблемам. – М.: Академический проект, 2004. – 910 с.

3. Рассел, Бертран. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. [Перевод]. – М.: Акад. проект, 2004. – 1003 с.

4. Бабаев, Г.А. История философии: Курс лекций. – М.: Флинта, 2006. –
242 с.

5. Звиревич, В.Т. Философия древнего мира и средних веков: Учеб. пособие для высшей школы. – М.: Акад. проект, 2004. – 415 с.

6. Татаркевич, В. История философии. – Античная и средневековая философия./ Пер. с польс. – Пермь, 2000. – 481 с.

7. Наедине с собой./ Сенека Л.А. Письма к Луциллию; А. Аврелий. Исповедь. – Симферополь, 1998. – 379 с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: