Причины смена курса:
- банкротство политики ускорения;
- осознание, что командно-административная экономическая модель исчерпала себя и нуждается не в ускорении, а в перестройке, замене на хозрасчетную;
- идеологи: Л. Абалкин, П. Бунич, Н. Петраков и др.
Основные направления реформы. Правовая основа:
- перевод предприятий на хозрасчет, расширение их прав;
- возрождение индивидуально-трудовой, кооперативной деятельности, негосударственного сектора;
- развитие арендных, фермерских хозяйств на селе;
- правовая основа реформ:
- Закон о госпредприятии (1987 г.) предоставлял им хозяйственную свободу (определять число работников, цены на новую продукцию, уровень зарплаты, выбор партнеров и пр.) и повышал их ответственность за хозяйственную деятельность (вводился институт банкротства);
- Законы об аренде и кооперации (1988 г.) способствовали созданию негосударственного сектора экономики.
Осуществление:
· предприятия широко использовали свои права (повышая цены, меняя ассортимент продукции, увеличивая зарплату), но не желали переходить на полную самостоятельность, добивались
стопроцентного госзаказа, централизованного снабжения и финансирования;
· министерства продолжали сохранять контроль за предприятиями (спускали план, определяли номенклатуру продукции и уровень цен);
· ни одно предприятие не было объявлено банкротом, хотя 30 % из них являлись убыточными;
· негосударственный сектор развивался противоречиво: с одной стороны – наблюдался бурный его рост. К 1990 г. до 8 млн. человек занимались индивидуально-кооперативной деятельностью, с другой – развитие сектора сдерживалось большими налогами, произволом госчиновников, негативным отношением общества к кооператорам и другими факторами;
· трудности становления фермерских хозяйств (колхозное начальство не было заинтересовано в их развитии, существовали с кредитованием). К 1991 г. только 2 % земли и 3 % скота находились в руках арендаторов.
Результаты и оценка реформ:
- погружение страны в системный кризис:
а) производственный (за 1985 – 1990 гг. темпы экономического роста упали с +2% до 0);
б) потребительский (дефицит товаров и продуктов);
в) бюджетно-финансовый (в 1989 г. бюджетный дефицит составил 100
млрд. руб.: бесконтрольное повышение цен, денежная эмиссия,
инфляция, падение покупательной способности рубля, возникновение
бартера);
- действия правительства непрофессиональные и запоздалые (не провели
реформы ценообразования, налоговой реформы и т.п.);
- резкое падение жизненного уровня народа;
- строительство хозрасчетной, полурыночной экономики потерпело неудачу.
III этап: весна 1990 – 1991 гг. Поиски путей стабилизации экономики перехода к рынку.
Важнейшей характеристикой этого этапа стало принятие идеи перехода к рынку.
Почти параллельно разрабатывается 2 программы:
· правительственная - План стабилизации народного хозяйства и поэтапного перехода к рынку (авторы Рыжков, Абалкин). Умеренный проект, предполагавший постепенное движение к регулируемому рынку вплоть до 1996 г. Решающая роль отводилась государству.
· программа «500 дней» (авторы Шаталин, Явлинский). Радикальный проект, предполагавший быстрое вхождение в рынок на основе «шоковой терапии», либерализации цен и структурной перестройки экономики.
Осенью 1990 г. по инициативе М.С. Горбачева оба проекта были объединены в единой программе «Основные направления по стабилизации народного хозяйства перехода к рынку». В основе программы лежали идеи Рыжкова – Абалкина, предполагавшие сначала стабилизацию экономики, а потом движение к рынку. Для союзных республик программа имела рекомендательный характер.
Оргмеры по ее реализации: расширение президентских полномочий Горбачева, реорганизация Совета министров в Кабинет министров, отставка
Н. Рыжкова и назначение В.Павлова на пост премьер-министра.
Республики программу проигнорировали.
Весна 1991г. Нарастание экономического хаоса. Падение производства
(-5%). Всеобщий дефицит потребительских товаров, введение карточной системы. Развал единого экономического пространства. Бюджетная, налоговая, ценовая «война» республик с центром.
Разрабатывается план консервативной стабилизации народного хозяйства, предложенный премьером В. Павловым. Суть его:
· усиление центральной власти;
· модернизация тяжелой промышленности
· малая («номенклатурная») приватизация при господстве государственной собственности;
· вытеснение кооперативного сектора, борьба с индивидуальной деятельностью;
· реформа цен.
Таким образом, за основу бралось не движение к рынку, а консервативное восстановление традиционной экономической модели на основе командной системы управления.
Итоги экономичеких реформ Горбачева:
1985г. 1991г.
·
- темпы роста экономики +2% - 11%
- советский золотой запас 2500 т 240 т
- официальный курс доллара 0,6 руб. 90 руб.
- внешний долг (в долл.) 10,5 млрд. до 96 млрд.
- экспорт нефти (в млн. баррелей) 1172 511
- цена мяса 2 руб. 100 руб.
· развал командной экономики, разрушение союзного народно-хозяйственного комплекса, распад единого экономического пространства;
· резкое падение уровня жизни населения;
· осознание частью общества (47% населения)необходимости реальных рыночных реформ в стране.
Оценка экономических реформ Горбачева:
- Все этапы экономических преобразований завершились провалом
- Горбачев не улучшил командную экономику (на I этапе),
- не создал хозрасчетную модель (на II этапе),
- не нашел оптимального перехода к рынку (на III этапе).
Причины неудачи:
- последствия длительного существования тоталитарного режима, командно-административной системы управления;
- низкий уровень развития экономической науки, предлагавшей ошибочные схемы и идеи;
- невозможность реального реформирования экономики в условиях господства КПСС и под ее руководством;
- раскол в обществе, в котором различные группы населения придерживались порой прямо противоположных базовых ценностей;
- непоследовательность М. Горбачева при проведении реформ, его противостояние с Б. Ельциным.
Реформа политической системы
Раскройте предпосылки и объективную неизбежность обновления политической сферы, замысел и результаты политической реформы, а также позитивные и негативные стороны перестроечных процессов. Следует учесть противоречивые оценки рассматриваемых событий.
Анализируя преобразования в политической сфере, крах КПСС и распад СССР (1985-1991 гг.), также можно выделить три этапа, рассматривая которые, свой ответ стройте по следующему плану:
- причины реформирования на каждом этапе;
- сущность проводимых мероприятий;
- их итоги;
- оценки.
I этап: весна 1985 – 1986 гг. – курс на совершенствование советского социализма. «Больше социализма!»
Цель:
- - советская система (самая лучшая в мире) имеет отдельные недостатки, неиспользованные резервы;
- -необходимо улучшить политическую систему, раскрыть потенциал социализма.
Партийные решения:
- Апрельский (1985 г.) партийный пленум;
- Материалы XXVII партсъезда (1986 г.);
- новая редакция партийной программы (1986 г.).
Основные направления:
· повышение руководящей роли КПСС;
· активизация деятельности партийных организаций;
· улучшение работы Советов всех уровней;
· «оживление «деятельности общественных организаций.
Результаты, оценка:
· никаких изменений в политической системе и обществе не произошло;
· народ не поддержал старые лозунги;
· политический курс носил традиционный характер.
II этап: 1987 – 1988 гг. – курс на демократизацию советского социализма. «Больше демократии!».
Причины и цели изменения курса:
· крах «политики ускорения», понимание того, что без политической реформы экономические преобразования обречены на провал;
· осознание того, что советский социализм деформирован, необходимо перестроить казарменную модель социализма на демократическую (социализм с «человеческим лицом»).
Основные направления:
- гласность (провозглашена в январе 1987 г.):
- открытое обсуждение различных пороков советского социализма, но по инициативе и под контролем власти;
- цель: показать античеловечность и обреченность сталинского социализма, дать новые ориентиры обществу;
- решающая роль СМИ и журналистов – «шестидесятников»;
- основные темы:
1) «белые пятна» истории;
2) критика казарменного социализма;
3) новое прочтение Ленина и лозунгов Октября;
- результаты и значение:
1) Развенчана и осуждена сталинская модель социализма. «Так жить нельзя!»
2) Сформулирована концепция демократического социализма:
в экономике – товарно-денежные отношения (социализм + рынок);
в идеологии – классовые и общечеловеческие ценности;
в политике - «Вся власть Советам»;
в духовной сфере – плюрализм течений и мнений.
- реабилитация:
1987 г. – создание комиссии по пересмотру дел репрессированных
(руководитель А. Яковлев)
1988 – реабилитация участников политических процессов 1936 – 1938 гг.,
других репрессированных.
- политическая реформа (провозглашена летом 1988 г. на XIX партконференции, поправки в Конституцию внесены осенью 1988 г.):
- базовая основа – идеи демократического социализма;
- ближайшая цель – передача власти от партии Советам;
- в перспективе – строительство «правового государства» и «гражданского общества»;
- основные положения:
1) учреждение Съезда народных депутатов;
2) превращение Верховного Совета СССР в постоянно действующий парламент;
3) образование Комитета Конституционного надзора;
4) введение принципа альтернативности в избирательную систему
и т.д.
Значение:
- способствовала изменению государственно-политической системы, оказала воздействие на дальнейшую судьбу страны;
Результаты и оценка:
- политическая система изменяется в демократическом направлении, но ее базовые тоталитарные черты сохраняются;
- происходит перераспределение власти от партии к Советам;
- растет социальная поддержка перестройки;
- происходит переоценка традиционных ценностей, изменяется сознание и поведение граждан;
- зарождаются элементы идеологического и политического плюрализма (оппозиция Горбачеву, неформальное движение);
- оппозиция Горбачеву «справа»:
- коммунисты – ортодоксы, выступали в защиту Сталина и традиционного социализма (Н. Андреева и др.);
- национал-патриоты, отстаивали идеи русской самобытности, выступали против распространения западной культуры, вестернизации России (Ю Бондарев, И. Глазунов и др.);
- оппозиция Горбачеву «слева»:
- коммунисты-реформаторы радикального толка критиковали его
за медлительность и половинчатость реформ (Б. Ельцин, Ю Афанасьев и др.);
- развивается неформальное движение (клубы, кружки народные фронты, общества)
Оценка:
- самый результативный этап в деятельности Горбачева, апогей его популярности;
- но идея реформирования социализма и КПСС оказалась утопической.
Многие лозунги имели противоречивый характер (попытки соединить социалистические ценности с либеральными, попытки построить правовое государство в условиях господства КПСС и др.)