Рассмотрите политические итоги развития России в 90-е гг. Составьте хронику ключевых событий этого периода

Ответьте на вопросы:

1. Чем был вызван политический кризис 1993 г.? Чем он завершился?

2. Каковы итоги конституционной реформы?

3. Покажите, как складывались в 90-е гг. отношения между Президентом Правительством и Парламентом. От чего они зависели?

4. Российская Конституция 1993г. предоставляет широкие полномочия Президенту страны (Россия – президентская республика). Как отразилось это обстоятельство в политической истории России в 90-е гг.?

5. Составьте хронику событий 1991-2000 гг., связанных с войной в Чечне, выделите основные этапы.

6. Каковы итоги президентских выборов 1996 г.? Что обеспечило победу

  Б. Ельцина?

7. В чем, на Ваш взгляд, причина правительственных кризисов 1998 г?  Как они отражались на усилении противостояния в обществе и росте антипрезидентских настроений?

8. Как завершилась «эпоха Ельцина»?

 

Вопрос № 3.

Политический курс президента В. Путина рассмотрите по следующим направлениям:

· углубление либерально-рыночных преобразований;

· социальные программы;

· укрепление вертикали государственной власти;

· восстановление единого конституционного пространства;

· укрепление законности и правопорядка, борьба с коррупцией;

· реформирование Вооруженных сил;

· возрождение патриотического сознания, национального достоинства страны;

· строительство основ гражданского общества;

· модернизация образования.

 

Литература:

1. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. М., 2003.

2.  Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. – М.: «Проспект», 2003.

3. История России (Россия в мировой цивилизации): Учеб. пособие для вузов. Под ред. Радугина А.А. М., 2003

4. Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира. М., 1987.

5. Хрестоматия по истории России. Учебное.пособие /А.С. Орлов, В.А.  

6. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2003, стр. 540 – 563.

7. Богомолов О. Т. Реформы в зеркале международных сравнений. М., 1998.

8. Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. М., 1995.

8.  Ельцин Б.Н. Записки президента. М., 1994..

9. Лисин В.С. экономические реформы в России: поиски новой стратегии. М., 1998.

10. Мау В.А., Стародубровская И. В. Великие революции. От Кромвеля до Путина. М., 2001ю

11. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985 – 1994: от Горбачева до Ельцина. М., 1994.

12. Пантин Е.Г., Плимак И.К. Драма российских реформ и революций. М., 2000.

13. Зевелев А., Павлов Ю. Созидатель или разрушитель. Б.Н. Ельцин: факты и размышления. М., 1998.

14. Примаков Е.М. Восемь месяцев плюс. М., 2001.

 

 

Темы рефератов и докладов:

  1. М.С. Горбачев: исторический портрет.
  2. Б.Н. Ельцин: исторический портрет.
  3. Этапы перестройки.
  4. Политический кризис августа 1991 г. и его последствия.
  5. «Шоковая терапия»: российский вариант.
  6. Ваучерная приватизация в России, ее экономические и социальные последствия.
  7. Политические партии современной России (название, лидеры, место партии в политическом спектре, динамика влияния и представительство в органах власти, отношение к власти).
  8. Россия в системе государств мирового сообщества.

Семинар № 3

Тема: «Утверждение абсолютизма в России и реформаторский процесс  в XVIII в».

 

Цели:

 

  1. Осмысление,  обобщение и систематизация исторического материала по теме;
  2. Развитие навыков работы с учебной и научной литературой, умения составления конспектов, тезисов.
  3. Формирование общей культуры студентов, умения строить умозаключения, аргументировать свою точку зрения, систематизировать историческую информацию

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Рост абсолютистских тенденций в России в XVII в. и ограничение сословно-представительной системы власти при первых Романовых.
  2. Реформы Петра I  - путь к утверждению абсолютной власти царя.
  3.  Петровская модернизация страны путем  европеизации всей системы жизни общества.
  4. Реформы и контрреформы в послепетровский период истории России.

 

Подготовка к данному  семинарскому занятию предполагает изучение большого количества источников, т.к. данный период характеризуется многочисленностью введений в политический строй, экономику, культуру.

 

Вопрос №1.

Еще в трудах ведущих русских историков XIX  в. С.М. Соловьева, В.О. Ключевского утвердился взгляд на XVII в. как на период, в котором сложились предпосылки петровских преобразований. В Европе это период, когда новый капиталистический уклад был закреплен утверждением основ буржуазного правопорядка вследствие английских революций 1649-1653 и 1689 гг. В России развитие пошло по пути укрепления самодержавия и усиления крепостничества.

Первую половину XVII в. можно рассмотреть как период, связанный с преодолением последствий Смуты и расцветом сословно-представительной монархии, во второй половине этого периода постепенно отмирают элементы сословно-представительного строя и укрепляются тенденции самодержавия.

 

 

Вопрос № 2.

Проведенные Петром I преобразования послужили основой для установления неограниченной, или абсолютной монархии.  Назовите основные признаки абсолютной монархии.

В 1721 г. после завершения Северной войны Петр I принял титулы Императора Всероссийского, Отца Отечества, Петра Великого.

В 1722 г.  был принят новый Закон о престолонаследии,  по которому назначение наследника престола объявлялось вопросом личного усмотрения царя.

Режим неограниченного единоличного правления, введенный Петром I, отражал новые представления  о власти, зафиксированные в 1715 г. в Артикуле Воинском: «Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен. Но силу и власть имеет, свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять».

Обоснование неограниченной власти самодержца над государственным и общественным порядком строилось на использовании различных приемов:

- сакрализации царской власти и присвоения ей особой харизмы,

- насаждения личного культу императора,

- с помощью теоретических выкладок главного идеологического документа

петровского времени «Правды воли монаршей» об обязанности

подданных «без прекословия и роптания все от самодержца повелеваемая

творити».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: