В процессе общения организатора работы с молодежью им ре-
ализуются такие функции, как организация совместной деятель-
ности, познание людьми друг друга, формирование и развитие
межличностных отношений.
Практика социального общения выработала два основных
способа влияния на людей: убеждение и внушение.
Убеждение сводится к доказательству (логикой или фактами)
истинности выдвигаемого собеседниками тезиса.
Внушение — это способ воздействия, рассчитанный на некри-
тическое восприятие сообщений, в котором нечто утверждается
или отрицается без доказательств.
Организатор работы с молодежью для выполнения своих
профессиональных функций должен владеть технологиями,
техниками и правилами общения. При этом он должен быть
ориентирован на общение конструктивное. Если его общение
неконструктивно, то оно приводит к конфликтам.
В психологической литературе выделяют несколько очень важ-
ных правил общения, реализация которых позволяет это общение
сделать конструктивным.
Первое правило призывает говорить на языке партнера. Язык
сообщения должен быть понятен всем субъектам общения. Ор-
ганизатор работы с молодежью должен хорошо представлять
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
198
Глава 3. Педагогическое обеспечение развития
социальной активности молодежи
уровень подготовленности молодежной группы к восприятию
его речи. «Умничанье», попытка придать своим словам наукооб-
разность могут вызвать в аудитории непонимание и отторжение,
а следовательно, привести к обратному результату.
Следующее правило эффективного общения А.Е. Реан обоз-
начает как подчеркивание значимости партнера, проявление ува-
жения к нему. Такая позиция основана на концепции А. Маслоу,
в рамках которой потребность в уважении, признании и принятии
относится к фундаментальным, базовым потребностям личности.
Конкретная реализация этого правила может осуществляться
как во фразах, сказанных организатором работы с молодежью
(вербально), так и в его действиях (невербально). Примером
вербального проявления этого правила может быть, например,
такая фраза: «Я понимаю, что только для вашего молодежного
объединения в нашем городе посильна эта задача. Ведь здесь
собрались молодые люди, которые переживают за свой город
и знают, как его сделать лучше». На невербальном уровне под-
черкивание значимости партнера и проявление уважения к нему
может проявляться, например, предметной демонстрацией того,
что вы ответственно отнеслись к данной встрече и готовились
к ней (подготовительные рабочие записи, пометки в рабочем
плане, заранее приготовленные материалы и т.п.).
Возможно и множество других вариантов реализации этого пра-
вила на невербальном уровне. При этом надо подчеркнуть, что все
это должно быть проявлением искреннего уважения к партнеру.
В противном случае все эти действия превращаются в банальную
тактику манипуляции, которая, хотя и может приводить иногда
к успеху, все-таки неизбежно ведет к деформации личности.
Для организатора работы с молодежью также важна реализация
такого правила, как подчеркивание общности. Организатор работы
с молодежью должен всегда подчеркивать свою личную заин-
тересованность в успешной деятельности молодежной группы,
постоянно демонстрировать близость своих интересов к инте-
ресам группы. Даже подчеркивание общих трудностей сближает
организатора и молодых людей.
Негативный результат всегда дает противопоставление се-
бя молодежной группе или занятие позиции «постороннего».
Например, к такому результату может привести высокомерная
критика действий группы, которая не справляется с реализацией
поставленных целей.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
5. Социально педагогическое сопровождение молодежных
организаций и объединений
199
Снижению напряжения в процессе общения способствует
предоставление партнеру возможности выговориться. Соблюдение
этого правила позволяет быть удовлетворенными всем участни-
кам беседы. Организатор работы с молодежью должен это пони-
мать и учитывать стремление молодых людей к самовыражению
и желание быть в центре внимания окружающих.
Несомненно, что организатор работы с молодежью может
пользоваться разнообразными правилами, приемами и техниками
конструктивного общения. Однако не бывает универсальных при-
емов. Применение каждого из них должно учитывать конкретные
обстоятельства и задачи общения.