Профессиональная ориентация молодежи — это система взаимодей-

Ствия молодого человека и общества, направленная на удовлетво-

Рение потребности развивающейся личности в профессиональном

Самоопределении и потребности общества в обеспечении социально-

профессиональной структуры 1.

Задачи профессиональной ориентации решают педагоги, пси-

хологи, социальные работники. Эта задача также входит в струк-

туру деятельности организатора работы с молодежью.

Важнейшими компонентами профориентационной работы

являются:

 профессиональная информация — ознакомление молодежи

с современными видами производства, бизнеса других видов

деятельности, знакомство с содержанием рынков профессий

и другими сферами профессиональной деятельности, где

может приложить свои усилия молодой человек;

 профессиональная консультация — оказание помощи че-

ловеку в выборе профессии в соответствии с его желаниями

и возможностями, способствующими принятию осознанного

решения о выборе профессионального пути (при этом долж-

ны также учитываться потребности общества);

 

1 См.: Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация. Энциклопедия про-

фессионального образования/ Под ред. С.Я Батышева. — М., 1999.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 



216


 

 

Глава 3. Педагогическое обеспечение развития

социальной активности молодежи


 

 профессиональный подбор — предоставление возможности

человеку выбрать определенную профессию на основе тех

рекомендаций, которые дают специалисты;

 профессиональный отбор, когда мы говорим о професси-

ональной пригодности человека, о его готовности к этой

профессии;

 производственная и социальная адаптация человека в про-

фессиональной деятельности.

Все эти компоненты и составляют процесс профессиональ-

ного становления человека, или процесс самоопределения

человека.

С целью повышения качества работы с молодежью, увеличения

числа профориентационных услуг совершенствуется технология

профконсультирования (углубленное индивидуальное консуль-

тирование, интенсивное консультирование, ярмарки вакансий

рабочих и учебных мест, обучение по программам социальной

и трудовой адаптации.)

В профориентационной работе, проводимой организатором

работы с молодежью, можно выделить следующие направле-

ния:

 превентивная профориентационная работа с выпускниками

школ, средних специальных и высших учебных заведений;

 совместный поиск эффективных профориентационных

технологий с психологами и преподавателями учебных за-

ведений;

 изучение молодежного рынка труда и прогноз его развития;

 консультирование родителей выпускников по вопросам вы-

бора профессии;

 профориентационная помощь слабозащищенным категориям

(сиротам, инвалидам, трудным подросткам);

 информирование молодежи о ситуации на рынке труда,

востребованных профессиях, возможностях трудоустройства

и обучения;

 ориентация молодежи, не имеющей профессии, на получение

базового профессионального образования;

 обучение безработной и незанятой молодежи, имеющей про-

фессию, навыкам поиска работы, самопрезентации.

Традиционной и распространенной формой содействия моло-

дым людям в трудоустройстве является проведение ярмарок учеб-

ных и рабочих мест. На ярмарках проводится профессиональное


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

9. Педагогика лагерного сбора


 

 






217


 

 

консультирование, информирование безработных граждан о про-

фориентационных услугах, оказываемых службой занятости.

Для более глубокого психодиагностического обследования

молодым людям предлагается посетить профориентационные

центры и психологические консультации.

В современных условиях молодые люди больше других нуж-

даются в профессиональной информации об эффективности

занятости и возможностях трудоустройства.

 

 

9.  Педагогика лагерного сбора

1. В чем особенности функционирования временного моло-

дежного объединения?

2. Какие типы временных объединений выделяют педагоги?

3. Как формируется воспитывающая среда в условиях лагер-

ного сбора?

4. Какие задачи можно реализовать в процессе организации

молодежного лагеря?

Традиционно в педагогической литературе существует понимание

временного объединения как кратковременного автономного

объединения со сборным составом и четко обозначенной фун-

кциональностью. Понятие «временное объединение» при этом

идентифицируется с понятием «временный коллектив».

Существует несколько подходов к классификации временных

объединений. Психолог В.П. Ижицкий различает типы временных

объединений в зависимости от ведущего типа деятельности:

 трудовые объединения;

 сборы ученического актива;

 учебно-предметные временные коллективы;

 спортивные лагеря;

  военно-спортивные сборы;

 туристско-краеведческие временные коллективы.

Возможна и другая классификация, связанная с изменением

характера и содержания лагерных сборов. Сегодня реально су-

ществует множество типов детских и молодежных лагерей. К ним

относятся:

1. Международные и всероссийские центры.

2. Социально-педагогические оздоровительные детские центры

и комплексы многопрофильного характера.

3. Лагеря детских и юношеских организаций.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




218


 

 

Глава 3. Педагогическое обеспечение развития

социальной активности молодежи


 

4. Профильные лагеря.

5. Лагеря актива детских и молодежных организаций.

6. Летние базы внешкольных учреждений.

7. Малые академии.

8. Летние школы.

9. Компьютерные лагеря.

10. Детские и юношеские туристические лагеря.

11. Лагеря юных талантов.

12. Лагеря «на воде», «на колесах»; детские круизы.

13. Лагеря-экспедиции.

14. Лагеря бивуачного типа.

15. Семейные дома отдыха.

16. Оздоровительные площадки.

16. Разновозрастные отряды.

18. Лагеря ученических производственных бригад.

19. Летние полевые станы.

20. Летние базы школьных лесничеств.

В последнее время появляются специфические лагеря различ-

ных организаций (скаутов, Green-peace) и церковных конфессий;

появились многопрофильные лагеря-детские центры.

В ряду временных детских коллективов особое место в нашей

стране занимали крупные детские центры, в которых собирались

дети со всего многонационального Советского Союза. Это лагеря

ЦК ВЛКСМ «Артек», «Орленок», «Океан».

Несмотря на то, что эти лагеря изменили свой статус в связи

с распадом СССР, они продолжают выполнять роль междуна-

родных детских центров, лабораторий передового опыта работы

с детьми во временном коллективе.

Все названные типы временных объединений отчасти не по-

хожи друг на друга, у них разные задачи, существенные различия

в ведущем типе деятельности, но все они имеют значительные

воспитательные возможности, а также общие воспитательные

функции:

  компенсации;

  актуализации;

  интеграции и интенсификации воздействий;

  дополнительного образования.

Молодым людям необходима среда, в которой они могут макси-

мально выразить себя, взаимодействовать с себе подобными. Они

ищут общность, которая бы компенсировала неудовлетворенные


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

9. Педагогика лагерного сбора


 

 






219


 

 

потребности, притязания, интересы. Такую компенсаторную

функцию может выполнять временный коллектив.

Каковы же особенности формирования воспитывающей среды

в условиях временного детского объединения? Эти особенности

обусловлены особенностями самого объединения.

В первую очередь, говоря о специфике временного детского объ-

единения, большинство исследователей называет такую его особен-

ность, как кратковременность существования. Максимальный срок

существования временных коллективов не превышает, как правило,

40—45 дней, а наиболее распространенный — 12—16 дней. За эти

дни, как свидетельствуют специальные исследования, при наличии

значимой цели, насыщенной общественно-полезной деятельнос-

тью, а также ряда других условий кратковременное общество способ-

но приобрести характеристики относительно зрелого, действующего

как единое целое коллектива (О.С. Газман, А.Г. Кирпичник).

Вторая особенность — сборность состава, т.е. в нем объединены

учащиеся разных классов, школ, районов, иногда регионов, ранее

не знавшие или почти не знавшие друг друга. Это обстоятельство

оказывается существенным фактором, влияющим на поведение

подростков, на организацию жизни коллектива, его функции

и воспитательные возможности (О.С. Газман, В.Д. Иванов,

А.Г. Кирпичник).

К существенным особенностям временного коллектива отно-

сится автономность его существования. Выделяя эту особенность,

исследователи фиксируют временное ослабление влияния на

школьника его семьи, класса, дружеской компании и дружеских

групп. Временное объединение, как правило, имеет четко обоз-

наченное пространство жизнедеятельности. Создаются условия,

при которых за счет ослабления других влияний, особенно отри-

цательных, усиливается воспитательное воздействие временного

коллектива (О.С. Газман, В.Д. Иванов, А.Г. Кирпичник).

Наряду с указанными ведущими особенностями временного

коллектива ряд авторов выделяет еще и следующие:

функциональность, так как коллектив создается преимущест-

венно для выполнения определенной общественно значимой

деятельности;

повышенную коммуникативность, под которой понимается

высокая интенсивность значимого общения, его эмоциональ-

ный и интеллектуальный характер в процессе деятельности

(В.Д. Иванов);


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




220


 

 

Глава 3. Педагогическое обеспечение развития

социальной активности молодежи


 

 оптимальные условия для педагогического управления, круг-

лосуточный контроль воспитателей (О.С. Газман);

коллективный характер жизнедеятельности: в условиях

временного объединения индивидуальная деятельность (не

специально организованная) практически исключена, она

вплетается в десятки, сотни индивидуальных вкладов в общее

дело (В.П. Ижицкий, А.Г. Кирпичник).

Все особенности временных коллективов тесно взаимосвязаны

и взаимообусловлены. Однако в реальной педагогической прак-

тике часто можно встретить объединения, в которых не пред-

ставлена та или иная характеристика. Понятно, что отсутствие

хотя бы одного признака временного объединения несколько

изменяет его характер.

Временное объединение имеет значительные возможности

для реализации потребности подростков в общении. А.В.Мудрик

отмечает, как важно для юношей и девушек попасть в среду

сверстников: можно в новых условиях, с равными себе по опыту,

знаниям, сверить свои идеалы, идеи, отношение к миру. Это спо-

собствует более полному познанию собственного «Я», формирует

навыки общения.

 В новых условиях, где присутствуют отличные от привычной

среды школы или вуза традиции, определенные нормы, иная сис-

тема взаимоотношений: «Я – другие»; «Я — старшие товарищи»,

где существуют своеобразный ритм и характер жизнедеятельнос-

ти, значительно обогащается социальный опыт школьника.

Реализация воспитательной функции актуализации осущест-

вляется в основном за счет автономности временного коллекти-

ва. Ограничен контакт с окружающим миром, в результате чего

создается своеобразная педагогически управляемая микросреда,

позволяющая актуализировать положительный жизненный опыт

и закреплять его в течение определенного времени.

Полнее реализовать функции компенсации и актуализации

позволяет функция интегрированного и интенсивного воздейс-

твия: воспитательные воздействия на личность в условиях вре-

менного коллектива можно не только интегрировать, но и сделать

предельно насыщенными, интенсивными.

Воспитывающая среда временного детского объединения как

бы обеспечивает «культурные условия» развития личности.

Необходимо подчеркнуть диспозиционную функцию времен-

ного коллектива (И.Г. Доценко). Создание ситуаций, необходи-


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

10. Организация и методика проведения игр с детьми и молодежью  221

 

 

мых для определенных диспозиций (готовность, предрасполо-

женность субъекта к поведенческому акту, действию, поступ-

ку), — один из возможных путей формирования воспитывающей

среды временного объединения.

Указанные особенности и функции временного объединения

проявляются в формировании воспитывающей среды, которая

способствует:

 изменению позиции юноши или девушки;

 созданию возможностей для изменения стереотипов;

 созданию положительной модели поведения личности;

 реализации активности молодежи;

 динамизму и интенсивности общения;

 появлению бодрой и жизнерадостной эмоционально-психо-

логической атмосферы во временном коллективе.

Педагогический потенциал лагерного сбора — это сочета-

ние субъективных и объективных возможностей организации

молодежи, обусловленных субкультурой центра, характером

и содержанием взаимодействия, уровнем ценностных ориен-

таций субъектов этого взаимодействия, профессионализмом

педагога-организатора и реализацией им воспитательных функ-

ций общения: нормативных, познавательных, эмоциональных,

актуализирующих, компенсаторной и психотерапевтической.

Ведущими ценностями молодежного общения в условиях ла-

герного сбора становятся демократизм общения, свобода выбора

темы общения и собеседника, потребность в самоутверждении,

соответствие круга общения интересам ребенка. Эти ценности

можно рассматривать как ожидания молодого человека от пребы-

вания в лагере и учитывать в деятельности организаторов работы

с молодежью.

 

 

10. Организация и методика проведения

игр с детьми и молодежью

1. Какое место занимают игры в организации молодежной

работы?

2. Какие типы игр могут быть использованы в работе с моло-

дыми людьми?

3. Что такое социально-ориентирующие игры и как они влияют

на развитие молодых людей?


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 







222


 

 

Глава 3. Педагогическое обеспечение развития

социальной активности молодежи


 

Игра — одно из самых древних занятий людей. Наверное, од-

новременно с появлением на Земле человека у него родилась

потребность играть. Люди всегда играли и играют с удовольст-

вием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей,

самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра

увлекает и включает человека в новые для него отношения.

Средства в достижении цели социального развития молодого

человека могут быть самые разные, но они прежде всего должны

отвечать его интересам и возрастным особенностям. В связи с этим

важнейшую роль в социальном развитии ребенка имеет игра.

Интерес молодых людей к игре обусловлен многими фактора-

ми: стремлением узнать новое, реализовать себя, выступить в роли

лидера и просто развлечься. Все эти факторы должны учитываться

организаторами работы с молодежью.

Заслуживает внимания мнение С.А. Шмакова о том, что «все-

таки существуют игры с наибольшим социальным запасом и ори-

ентацией на социализацию личности человека»1.

Социально-ориентирующая игра — это большой импровизи-

рованный спектакль, в котором участвуют все. В играх создаются

ситуации выбора, в которых молодой человек выбирает не толь-

ко направление своего участия в игре, но и способ достижения

цели. Он может идти к цели один, или с другом, или с большой

группой сверстников.

Главный педагогический смысл этих игр — создание условий

для социальных проб молодых людей в имитируемой социальной

деятельности, т.е. создание ситуаций выбора, в которых юноша

или девушка должны выбрать способ решения той или иной со-

циальной проблемы на основе сформированных у него или у нее

ценностей, нравственных установок и социального опыта.

Социально-ролевая игра имеет свои особенности. Так, помимо

взаимоотношений, которые разыгрываются молодыми людьми в

соответствии с принятым сюжетом и взятой на себя ролью, в игре

и по поводу игры возникают другого рода отношения — уже не

изображаемые, а действительные, реальные. Отмечается, что

эти виды отношений тесно взаимосвязаны, но не тождественны

и могут расходиться друг с другом.

В игре возможен переход от внешних требований к внутренним

требованиям самого молодого человека. Механизм такого перехода

 

1 См.: Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. — М., 1994.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

10. Организация и методика проведения игр с детьми и молодежью  223

 

 

основывается на общих закономерностях игры. Как уже отмеча-

лось, участвуя в игре, ребенок, подросток выступает в увлекатель-

ной для него позиции. Игровую роль он выполняет без какого-либо

внешнего воздействия. Она становится для играющего внутренней

необходимостью, а правила игры — внутренними правилами для

него самого. Наблюдаются стремление и желание самого играюще-

го к максимальному проявлению личных качеств и использованию

возможностей для выполнения требований роли.

Выделяются три группы закономерностей педагогического воз-

действия игры на личность:

 изменение позиции личности в коллективе;

 корректировка взаимоотношений в совместной деятельности;

 влияние на характер участия молодежи в деятельности.

Одной из особенностей игры является двуплановость поведе-

ния. С одной стороны, играющий всегда остается самим собой,

с другой — выполняет функции и обязанности того человека, роль

которого принимает на себя. Принимая роль, он словно занимает

новую позицию, объединяющую существующее в коллективе по-

ложение с тем положением, которое отводится образу — роли.

 Общепризнанным является положение о том, что в процессе

игры происходит повышение активности, самостоятельности,

инициативности и потребности в творчестве у детей и подростков.

Эти выводы опираются на психологические положения о том, что

игра построена на интересе, эмоциональной привлекательности,

увлеченности, желании проявить себя с наилучшей стороны. Игра

изменяет характер действий и поведения молодого человека.

Социальная проба – это всегда преодоление. И поэтому основу

ее составляет волевой компонент. А эмоциональное самочувствие

молодого человека во многом зависит от успеха или неуспеха

в решении социальной проблемы, имитируемой в игре. Социаль-

ные пробы предполагают самооценку молодыми людьми своих

возможностей на основе последовательного выбора способов

социального поведения в процессе освоения различных социаль-

ных ролей. В этом состоит социально-педагогическая сущность

проектирования игр.

В чем заключается отличие игры от других видов деятельности

молодых людей?

Во-первых, особенность игры состоит в вариативности выбора

ее участниками своей роли в игре. Перед подростками возникает

комплекс проблем: в качестве кого участвовать в игре — ведуще-


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 







224


 

 

Глава 3. Педагогическое обеспечение развития

социальной активности молодежи


 

го или ведомого; идти с командой или отстаивать свой интерес

в одиночку; какие испытания пройти.

Во-вторых, создаваемые в игре ситуации имитируют реальные

социальные проблемы, с которыми дети сталкиваются в жизни

или могут встретить в будущем.

В-третьих, игра содержит комплекс правил и стимулирующих

факторов, которые создают соревновательный эффект.

В-четвертых, игра учитывает любовь молодежи к романтике

и приключениям.

Необходимо отметить также динамичность игры, театрализо-

ванность этапных представлений.

Существует несколько типов игр.

Инновационная (продуктивная) игра — совместная деятельность,

направленная на создание информационного продукта (решения

какой-либо актуальной проблемы), предполагающая обмен мне-

ниями, в том числе и специально организованное их столкнове-

ние, демонстрацию промежуточных результатов. Как правило,

алгоритм инновационной игры имеет следующие процедуры:

1. Общий сбор-старт (постановка проблемы, объяснение пра-

вил).

2. Работу по группам.

3. Промежуточный сбор (демонстрацию состояния инфор-

мационного продукта группами, его анализ и оценку, про-

гнозирование, проектирование дальнейшей совместной

деятельности по совершенствованию информационного

продукта).

4. Общий сбор-финиш (подведение итогов).

Исследователи инновационных игр обычно указывают на ряд

черт, характерных для данного вида игровой деятельности:

 наличие сложной задачи, принципиально новой для участ-

ников игры;

 разделение участников на небольшие (8—12 человек) группы,

которые поэтапно разрабатывают варианты решения постав-

ленной задачи;

 прохождение каждой группой всех процедур (диагностики

задачи, диагностики ситуации, диагностики и постановки

проблем, определения целей, выработки решений, разра-

ботки проекта, разработки программы реализации) в ходе

игры с обсуждением результатов работы группы на общей

дискуссии после каждой процедуры;


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

10. Организация и методика проведения игр с детьми и молодежью  225

 

 

 наличие в каждой группе консультанта, специальным обра-

зом организующего работу группы с использованием соот-

ветствующих логико-технических, социально-технических

и психологических средств.

Как показывает анализ практики применения инновационных

игр, их конструкции могут существенно отличаться по размеру:

от игры по разработке плана основных дел класса на полугодие

(1,5 ч) до многодневной программы в детском оздоровительном

центре («Биржа идей», «Галактика»).

Полидеятельностные (фестивальные) игры в своей основе

имеют много схожих черт с такой распространенной формой

воспитательной работы, как «Ярмарка». В этом случае ролевая

игра выступает в качестве составной части, элемента в содержа-

нии и организации неигровой деятельности, используется как

побудительное средство к неигровой деятельности.

Характерными чертами полидеятельностных игр являются:

 разнообразие видов деятельности, их равнозначность в общей

конструкции игры;

 возможность выбора вида деятельности и характера участия

в ней;

 наличие различных площадок деятельности (на каждой пло-

щадке осуществляется «своя» деятельность);

 соединение разнообразных видов деятельности в игровой

идее (сюжете игры);

  наличие системы стимулирования участников: игровые

звания, очки, баллы.

Игра-путешествие имеет и другие названия: «маршрутная

игра», «игра на преодоление этапов», «игра по станциям», «игра-

эстафета». Назначение игры-путешествия вариативно. Эта форма

может использоваться для достижения следующих целей:

 информировать воспитанников;

 служить средством отработки каких-либо умений (организаторс-

ких, коммуникативных, решать изобретательские задачи и др.);

 предназначаться для контроля соответствующих знаний,

умений и навыков, в этом случае она может проводиться

с использованием соревнования между командами-участ-

ницами;

 способствовать осознанию взглядов, отношений или ценнос-

тей через «проживание» воспитывающих ситуаций;

 организовывать коллективное планирование деятельности.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 







226


 

 

Глава 3. Педагогическое обеспечение развития

социальной активности молодежи


 

Игра-путешествие, применяемая как форма организации со-

ревнования, поможет педагогу сделать шаг на пути сплочения

коллектива. Вообще игра-путешествие одна из самых богатых

по потенциалу форм.

Рассмотрим набор актов, ситуаций и процедур взаимодействия,

характеризующих игру-путешествие. Главным, что отличает иг-

ру-путешествие, является процедура целенаправленного движения

групп участников по определенной схеме, обозначенной в мар-

шрутном листе.

Исходя из вариантов организационного воплощения данной

процедуры, можно предложить несколько модификаций игры-эс-

тафеты. Первая модификация — маршрутный лист четко обознача-

ет порядок движения команды и расположение площадок. Вторая

модификация — в маршрутном листе площадки только названы,

а порядок их прохождения и месторасположение не определены.

В этом случае места действия разбросаны по определенной тер-

ритории и задача команды состоит в том, чтобы за ограниченное

время найти и пройти как можно больше площадок. Третья моди-

фикация — порядок движения известен только проводнику.

Возможны модификации игры-путешествия по количеству

участников в командах. Игра-путешествие может предполагать

участие команды, состоящей из одного-двух человек, а может —

и из восьмидесяти.

Особая процедура — это передвижение команд. Участники могут

передвигаться перебежками, особенно если в качестве критерия

выдвинута быстрота прохождения маршрута, или двигаться мед-

ленно и осторожно (с закрытыми глазами, взявшись за руки или

в сумерках на свет фонарика).

Следующая по значимости процедура состоит в организации

деятельности на площадке. Деятельность на площадке может

быть организацией целенаправленного восприятия информации,

выполнением задания, спонтанного реагирования на ситуацию.

При определении порядка прохождения командой площадок

важно помнить, что однотипные задания и действия быстро

утомляют участников. Поэтому часто практикуется чередование

площадок, рассчитанных на восприятие информации, с такими,

которые бы предусматривали выполнение заданий. Вообще ор-

ганизаторам игры-путешествия можно посоветовать разработать

эмоциональную партитуру деятельности и строго («по нотам»)

разыграть ее в ходе игры-путешествия. Общую организующую


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

11. Волонтеры, волонтерская деятельность.

Специфика работы с волонтерскими отрядами


 

 






227


 

функцию могут выполнять звуковые сигналы, означающие, что

действие на площадке закончено и команде следует передвигаться

далее по маршруту.

Важная процедура – общий сбор участников игры-путешествия,

который проводится дважды. Мы условно назвали процедуру

первого сбора — «сбор-старт», а последнего — «сбор-финиш».

На сборе-старте участники получают необходимую информа-

цию, включающую в себя «легендное» обоснование деятельности

и правила игры (в том числе способ оценки результатов деятель-

ности команды на площадке). На сборе-финише подводятся

итоги, награждаются (если необходимо) победители.

 Реализация игрой-эстафетой педагогической цели зависит

и от того, как участники будут подготовлены к восприятию

предстоящей деятельности, а также от того, как будет проведено

последействие. Подготовка к восприятию игры-путешествия

включает в себя эмоциональный настрой и постановку понятных

для участников задач. Последействие должно создавать условия

для выхода эмоций (как положительных, так и отрицательных)

и, кроме того, содержать подведение итогов для каждого участ-

ника игры-путешествия.

Таким образом, алгоритм проведения игры-путешествия вклю-

чает в себя следующее:

1. Подготовку участников к восприятию игры-путешествия.

2. Сбор-старт.

3. Движение команд по маршруту.

4. Участие команд в организуемой на площадках деятельности.

5. Сбор-финиш.

6. Организацию последействия.

 

 

11. Волонтеры, волонтерская

деятельность.

Специфика работы с волонтерскими

отрядами

1. В чем смысл волонтерской деятельности и какую роль она

играет в обществе?

2. Кто может стать волонтером и каковы мотивы доброволь-

ного труда?

3. Как организовать работу волонтерских отрядов?


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




228


 

 

Глава 3. Педагогическое обеспечение развития

социальной активности молодежи


 

Важным средством самореализации студентов, формирования

у них социальной ответственности является волонтерство, т.е.

добровольная благотворительная помощь, основанная на эмоци-

онально-личностном отношении к нуждающимся в поддержке.

Волонтерство характеризуется следующими признаками:

 добровольностью (известно, что человек может максимально

реализовать себя в какой-либо деятельности, если он работает

без принуждения);

 отсутствием денежного вознаграждения или заниженной

заработной платой;

 социальной значимостью работы.

Из добровольцев, которые свою деятельность фокусируют на

существующих социальных проблемах, формируются обществен-

ные организации и объединения. Член общественного объедине-

ния социальной направленности является волонтером.

В педагогическом вузе такими объединениями могут быть сту-

денческие отряды, и прежде всего педагогические. Такой отряд

является одной из форм профессиональной подготовки студентов,

которая реализуется во внеучебное время и призвана осуществлять

воспитательную работу с будущими педагогами, развивая у них ин-

терес к профессии, умение творчески подходить к работе с детьми,

применять полученные на аудиторных занятиях знания, умения,

навыки в практической деятельности. Объединения такого типа

представляют не только для подготовки будущих педагогов, но и

для организации общественной деятельности детей, как имеющих

проблемы в проведении досуга, лишенных определенных контак-

тов с внешней средой, так и выделяющихся среди сверстников ли-

дерскими способностями, творческим и духовным потенциалом.

Общие положения, характеризующие деятельность педагоги-

ческих отрядов и обеспечивающие эффективность этой деятель-

ности, состоят в следующем:

 общественно-педагогическая деятельность является основой

всех видов и форм работы студентов и направлена на оказание

поддержки различным группам детей с целью их успешной

социализации, воспитания и развития;

 в педагогическом отряде у студентов есть возможность про-

следить свой личностный и профессиональный рост, пос-

кольку организуется совместная деятельность, где каждый

выполняет определенную роль, проводятся коллективный

анализ и оценка работы;


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

11. Волонтеры, волонтерская деятельность.

Специфика работы с волонтерскими отрядами


 

 






229


 

 в педотряде работа осуществляется добровольно во вне-

учебное время и не предполагает формального оценивания

деятельности и проставления отметки в документе, что

создает атмосферу свободного творчества и доверия друг

другу (анализ прошедшей работы всегда присутствует, но он

организуется в первую очередь друзьями и коллегами, и кри-

тические замечания становятся стимулом к корректировке

дальнейшей деятельности);

 каждое такое объединение работает по своей воспитательной

программе, составленной коллективно под руководством

лидера-организатора или педагога-консультанта на основе

профессиональных и личных интересов, потребностей и воз-

можностей членов отряда;

 педотряд предоставляет возможность студентам самореали-

зоваться, в основе работы лежат личностный и индивидуаль-

но-ориентированный подходы, обеспечивающие раскрытие

и развитие всех творческих способностей и задатков студен-

тов, что влияет на формирование у них индивидуального

педагогического стиля;

 студенты привлекаются к исследовательской деятельности,

участвуют в опытно-экспериментальной работе на базе ряда

образовательных и воспитательных учреждений, используют

эти материалы для написания курсовых и дипломных работ,

подготовки публикаций, выступлений на научных студен-

ческих конференциях;

 в педагогическом отряде развивается самоуправление, сту-

денты сами разрабатывают программы своей деятельности,

планируют, готовят и проводят различные дела, анализируют

их, становятся инициаторами общественно значимых идей

и организаторами работы по реализации этих идей.

Содержание деятельности (профили) педотрядов разнообразно:

✓ организация досуговой деятельности детей на базе школ,

учреждений дополнительного образования;

✓ подготовка к деятельности во временных детских коллек-

тивах, оздоровительных лагерях и центрах и в дальнейшем

работа в качестве вожатых и организаторов воспитательной

деятельности;

✓ социальная помощь детям, которые относятся к разным

группам безнадзорности (на базе детских домов, интернатов,

приютов, спецшкол);


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




230


 

 

Глава 3. Педагогическое обеспечение развития

социальной активности молодежи


 

✓ работа с учащимися с девиантным поведением на базе об-

щеобразовательных школ и социально-реабилитационных

центров;

✓ организация воспитательной работы с детьми и подростками

по месту их жительства;

✓ организация работы с сельскими школьниками и др.

Наряду с педагогическими отрядами целесообразно создавать

и другие волонтерские объединения студентов, участвующих в со-

циально значимой деятельности:

 студенческие трудовые отряды (производственный, сельско-

хозяйственный, трудовые бригады на факультетах);

 студенческие поисковые отряды (например, по сбору и офор-

млению материалов об истории вуза, факультета, кафедры,

студенческого общественного движения в вузе и др.);

 студенческие отряды охраны общественного порядка и др.

Возникновению и развитию студенческих отрядов, их мотива-

ционному обеспечению способствуют следующие действия:

✓ определение социально важных объектов, где заинтересо-

ваны в деятельности студентов, могут создать необходимые

условия для организации работы и где студенты могут

проявить себя, почувствовать свою нужность и полезность,

осознать значимость выполняемой работы;

✓ поиск добровольцев, предусматривающий передачу инфор-

мации через печать, радио, встречи студентов с известными

волонтерами, работниками образовательных и воспитатель-

ных учреждений, где требуется их помощь, разъяснение

важности предлагаемой деятельности, показ ее социальной

и личной значимости;

✓ подбор лидера-организатора, ответственного, знающего свое

дело, способного увлечь студентов (он может быть студен-

том, аспирантом, преподавателем, лидером молодежных

организаций);

✓ разработка положений, документов, регулирующих от-

ношения внутри отряда, взаимодействие с социальными

партнерами и другими объединениями, отрядами, органи-

зациями;

✓ определение правил и норм поведения членов отря-

да, формирование благоприятного психологического

климата, атмосферы коллективной ответственности и

творчества;


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

12. Социально педагогическое сопровождение массовых

явлений в молодежной среде


 

 






231


 

✓ развитие самоуправления в отряде, предусматривающее

проведение коллективных сборов, совместное принятие

и выполнение решений, разработку своих социально зна-

чимых проектов, программ.

Условиями развития студенческих волонтерских отрядов явля-

ются:

 повышение престижности волонтерского движения через

пропаганду опыта его деятельности и достижений с помощью

средств массовой информации, на факультетах и в универ-

ситете;

 стимулирование исследовательской деятельности студентов

педотрядов, предоставление им возможности участвовать в

российских и региональных конференциях, слетах студен-

ческих отрядов, организация сборов студенческих отрядов,

обмен опытом работы;

 обеспечение преемственности в деятельности отрядов, посто-

янное развитие идей и содержания деятельности, обновление

состава отряда;

 стимулирование организаторов, лидеров волонтерского

движения;

 осуществление педагогического сопровождения студенческих

отрядов кафедрами и преподавателями вузов;

 научно-методическое обеспечение деятельности студенчес-

ких отрядов (разработка методических материалов, обобще-

ние и анализ опыта работы, его распространение, проведение

научных исследований по проблемам волонтерства).

Работа в студенческих отрядах – эффективное средство при-

обретения будущими педагогами социально значимых и про-

фессионально важных качеств, формирования у них социальной

ответственности и нравственной зрелости.

 

 

12. Социально педагогическое

сопровождение массовых явлений

в молодежной среде

 

1. Что такое массовые явления в молодежной среде?

2. Какова направленность массовых молодежных акций?

3. Как оказать социально-педагогическое влияние на моло-

дежные массы?


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




232


 

 

Глава 3. Педагогическое обеспечение развития

социальной активности молодежи


 

В конце февраля 2007 г. вся Европа была потрясена молодежными

бунтами, начало которым положила ситуация в Дании. Противо-

стояние молодежи и властей закончилось жестким подавлением

бунтовщиков. И это только один из примеров массовых моло-

дежных акций.

Массовые явления могут носить также криминальный харак-

тер. Сегодня жители многих городов России с ужасом вспоминают

столкновения молодежных группировок в 80-х годах прошлого

века, которые называли «казанским феноменом» в связи с тем,

что начало им было положено в Казани. Не секрет, что эти столк-

новения дирижировались криминальными авторитетами.

Несмотря на распространенность массовых явлений в моло-

дежной среде, средства педагогического влияния на эти явления

изучены еще недостаточно.

В отличие от классических групп, устойчивых и структури-

рованных, массы выступают как временные, функциональные

общности, разнородные по составу, но объединенные значимо-

стью психических переживаний входящих в них людей. Общность

переживаний в массе становится более важной, чем все параметры

приобщения к классическим социальным группам.

Массы подразделяются на типы в зависимости от основных

своих особенностей. К главным особенностям, различающим

массы между собой, относятся их размеры, устойчивость их су-

ществования во времени, степень компактности их нахождения в

социальном пространстве, уровень сплоченности или рассеянно-

сти, преобладание факторов организованности или стихийности

в возникновении.

Масса людей изменчива и ситуативна. Ее психология определя-

ется масштабом событий, связанных общими психологическими

переживаниями. Массовое сознание может распространяться,

захватывая все новых людей из разных классических групп, а мо-

жет и сужаться, уменьшая размеры массы1.

Все массовые явления в молодежной среде можно классифи-

цировать по их направленности: просоциальные, асоциальные,

антисоциальные и криминальные.

К просоциальным массовым явлениям относятся различные

молодежные акции, направленные на выражение отношения

молодежи к каким-то социальным проблемам. Так, акции под-

 

1 См.: Ольшанский Д.В. Психология масс. — СПб., 2002. 


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

12. Социально педагогическое сопровождение массовых

явлений в молодежной среде


 

 






233


 

держки решений правительственных и региональных властей,

поддержки политических партий, международных движений

и другие акции направлены на поддержку позитивных явлений

социальной жизни.

Просоциальными явлениями могут быть также акции протеста

антисоциальных явлений или противоправных действий, а также

акции против негуманных решений правительств различных стран

или региональных властей. Например, акции против употребле-

ния наркотиков, развязывания войны, в защиту разрушения или

переноса памятников, в защиту природы и т.п. К этой группе от-

носятся также акции конкретных социальных действий, которые

предполагают массовое участие молодежи в решении какой-либо

важной общественно значимой задачи. Например, к такого рода

действиям можно отнести акции «Молодежь — детям», «Уют

моего города» и др. Акции социальных явлений предполагают

конкретные действия молодых людей, результаты которых будут

важны для общества или определенного социума.

Следующая группа массовых молодежных явлений – это асо-

циальные, или их можно еще назвать, индифферентно-социальные.

Такие явления выражают, как правило, интересы определенной

группы молодежи и становятся нейтральными по отношению

к задачам общественного развития. Они не оказывают нега-

тивного воздействия на общество, но и не приносят обществу

видимой пользы. В то же время относительная польза есть. Так

как асоциальные явления дают выход молодежной энергии, они

снижают уровень агрессивности молодых людей.

К молодежным асоциальным явлениям относятся различные

сборы неформальных молодежных групп, акции футбольных фа-

натов (до тех пор, пока они не перерастают в антисоциальные и

криминальные), соревнования байкеров, музыкальные фестивали,

сборы различных молодежных объединений по интересам и т.п.

Антисоциальные массовые молодежные акции носят в основном

протестный характер и выражаются в различных деструктивных

акциях, направленных на нарушение установленного порядка,

часто содержат интолерантные призывы и т.п.

Данные явления легко переходят в криминальные акции,

организаторы и участники которых должны привлекаться к от-

ветственности в соответствии с законодательством.

Природа протестных настроений проявляется в том, что они

становятся заметными при расхождении двух факторов: с одной


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




234


 

 

Глава 3. Педагогическое обеспечение развития

социальной активности молодежи


 

стороны, притязаний молодых людей, связанных с общими для

молодежи потребностями и интересами, с другой — реальных

условий жизни. Это специфическая реакция на рассогласование

потребностного и наличного. При их совпадении протестные на-

строения практически отсутствуют. Преобладание наличного над

потребностным гарантирует позитивные настроения. Напротив,

чем заметнее разрыв, «ножницы» между желаемым и доступным,

тем сильнее негативные настроения.

Все перечисленные явления могут носить как стихийный, так

и организованный характер.

Примером стихийных явлений в молодежной среде могут быть

молодежные волнения, которые сегодня не редки в европейских

странах. Среди причин агрессивных действий называют следу-

ющие:

1) физиологические условия — алкоголь, наркотики;

2) психологические условия — ощущение фрустрации, «невоз-

можности исполнения никаких надежд»;

3) ситуационные условия — в виде наличия лидеров, подходя-

щих средств проявления агрессии (пресловутый «булыжник —

орудие пролетариата») и т. п.;

4) провокационные действия властей или их отдельных пред-

ставителей, иногда могущие спровоцировать агрессию.

Каким же образом можно оказать социально-педагогическое

влияние на массовые явления в молодежной среде и какую роль

в этом должен играть организатор работы с молодежью?

Прежде всего необходимо выделить задачи, которые должен

решать организатор при социально-педагогическом сопровож-

дении массовых явлений.

По отношению к просоциальным массовым явлениям:

 подготовка общественного мнения в молодежной среде;

 подготовка лидеров – организаторов социальной акции;

 координация взаимодействия молодежных групп, объедине-

ний с властью и другими социальными институтами;

 подготовка средств достижения цели, поставленной участ-

никами акции;

 стимулирование социальной активности молодых людей.

В данном случае организатор работы с молодежью может

выступить в качестве вдохновителя и организатора молодежной

акции, а также в качестве консультанта и помощника молодежных

групп и объединений.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

12. Социально педагогическое сопровождение массовых

явлений в молодежной среде

 

По отношению к асоциальным массовым явлениям:


 

 






235


 изучать интересы молодых людей, являющихся участниками

акций, организуемых неформалами;

 стимулировать неформальные группы и объединения для

решения социально значимых задач с целью перевода асо-

циальной акции в просоциальную;

 оказывать содействие молодым людям в диалоге с властью

и другими социальными институтами.

По отношению к антисоциальным и криминальным массовым

явлениям:

 проводить работу по профилактике конфликтной ситуации

и по установлению диалога с властями;

 находить контакт с лидерами молодежных группировок

и оказывать на них позитивное педагогическое воздейс-

твие;

 оказывать содействие в решении возникающих молодежных

проблем.

При этом социально-педагогическая деятельность организа-

тора работы с молодежью не должна подменять деятельность

властных структур: его функции должны быть прежде всего

посредническими.

Необходимо заметить, что в случае молодежных волнений

важнее всего профилактическая работа, которая призвана не

допустить массовых беспорядков, организуемых молодежными

группировками.

Действия организатора работы с молодежью в процессе мас-

совых явлений в молодежной среде являются наиболее сложной

составляющей его деятельности. Однако в современном мире ее

значение все время возрастает.

 

Рекомендуемая литература

Антология социальной работы: В 3 т // Феноменология социальной

патологии. — Т. 2. — М., 1995.

Бестужев-Лада И.В. Культура, контркультура, антикультура // На пороге

ХХI века: образование и культура. — М., 1996.

Буева Л.П. Проблемы нравственной культуры и развитие детей России //

Государство и дети: реальности России. — М., 1995.

Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. — М., 1978.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




236


 

 

Глава 3. Педагогическое обеспечение развития

социальной активности молодежи


Иконникова С.Н. Молодежь. Социологический и социально-психоло-

гический анализ. — Л.,1974.

Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. Ис-

тория. — М., 2001.

Классному руководителю: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И. Рож-

кова. — М., 2001.

Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. —

Ярославль, 2001.

Мангутов И.С., Уманский Л.И. Организатор и организаторская деятель-

ность. – Л.,1975.

Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека// Педаго-

гика. — 1998. — № 4.

Уманский Л.И. Организаторские способности и их развитие. —

Курск,1967.

Уманский Л.И., Лутошкин А.Н. Психология и педагогика работы ком-

сорга. — М.,1978.

Шмаков С.А. Игры учащихся как феномен культуры. – М., 1994.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

Приложения

Приложение 1

 

 

Стратегия государственной молодежной политики

в Российской Федерации






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: