говорить на языке партнера;
подчеркивание значимости партнера, проявление уважения к нему;
подчеркивание общности;
предоставление партнеру возможности выговориться
5. Социально педагогическое
сопровождение молодежных
организаций и объединений
1. Как можно охарактеризовать современные молодежные
организации и объединения?
2. Какие задачи решаются в процессе социально-педагоги-
ческого сопровождения молодежных организаций и объ-
единений?
После прекращения деятельности комсомола в стране появилось
множество молодежных организаций, движений и неформальных
объединений. Несмотря на то, что официальным преемником
комсомола стал «Российский союз молодежи», он объединяет
лишь небольшую часть молодежи и решает более узкий круг за-
дач, чем комсомол. При этом он полностью отрицает свою связь
с идеологией, на которую опирался комсомол.
В последние годы возникает множество разнообразных моло-
дежных организаций и объединений. Прежде всего это организа-
ции, объединяющие определенные социальные группы молодежи.
Таковыми являются, например, союзы студентов, чья деятельность
сегодня активизируется в вузах. Появляется все больше и больше
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
200
Глава 3. Педагогическое обеспечение развития
социальной активности молодежи
молодежных организаций, создаваемых политическими партия-
ми («Молодая гвардия», «Соколята» и др.). Возникают и активно
функционируют различные творческие объединения молодежи:
объединения молодых художников, поэтов и т.п.
Молодежь участвует в работе различных спортивных движений
(клубы болельщиков и др.), экологических, благотворительных,
правозащитных и других организаций. Все большее значение при-
обретает участие молодежи в религиозных организациях. В послед-
нее время практически в каждой из основных конфессий создаются
молодежные клубы, секции, проводятся молодежные сборы.
Сегодня большое количество молодых людей вовлечено в раз-
личные молодежные движения, такие как «Наши», «Местные»
и др. Возникли и активно функционируют также молодежные
организации экстремистского толка, реализующие политические
задачи («Национал-большевики», «Русское национальное единс-
тво» и др.). Значительная часть молодежи участвует в деятельности
неформальных молодежных объединений, таких как скинхеды,
сквотеры, натуристы, рокеры и др. Часто в этих группах молодежи
доминируют асоциальные и даже криминальные нормы.
Участие в различных формальных и неформальных молодеж-
ных объединениях определяется поиском молодыми людьми
себя. При организации работы необходимо помнить, что любая
общественная организация молодежи является самостоятельным
социальным институтом и поэтому ее участие в жизни, например,
вуза может происходить только на основе волеизъявления членов
данной организации. При этом совпадение воспитательных целей
организаторов работы с молодежью, образовательных учреждений
с целями общественных организаций молодежи гуманистической
направленности позволяет с ними сотрудничать и совместно
решать проблемы молодежи.
Такие молодежные организации, как «Российский союз мо-
лодежи», «Союз студентов», активно участвуют в формировании
общественной активности молодежи, стимулируют лидерство,
создают условия для самореализации молодых людей. В связи
с этим поддержка этих организаций со стороны вузов способс-
твует реализации воспитательных целей.
Мотивация участия молодежи в деятельности молодежных ор-
ганизаций отражает широкий спектр интересов и потребностей
молодых людей. Исследование, проведенное несколько лет назад
социологами, показало, что интерес у молодых людей к молодеж-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
5. Социально педагогическое сопровождение молодежных
организаций и объединений
201
ным организациям вызван в основном желанием обогатить досуг,
самоопределиться, стремлением участвовать в политической жиз-
ни, быть защищенными. Большинство участников молодежных
организаций считает, что участие в деятельности молодежной орга-
низации может помочь приобрести знания и умения, позволяющие
целенаправленно отстаивать свои права и интересы. Почти треть
считает престижной роль лидера молодежной организации.
Наибольшее количество молодых людей стремится участво-
вать в спортивных, правозащитных, экологических, творческих,
студенческих объединениях. Наименьшее количество — в рели-
гиозных и этнических объединениях. Треть не хочет участвовать
ни в одной из молодежных организаций1.
Следует учитывать необходимость особой индивидуальной
работы с молодыми людьми — участниками экстремистских
и асоциальных организаций и объединений, создавая им иное
поле самореализации и условия для удовлетворения их разнооб-
разных интересов.
Организаторы работы с молодежью выполняют различные
роли. Они могут быть функционерами этих организаций, про-
фессионально обеспечивая реализацию поставленных ими задач.
Участвуя в работе органов регионального и муниципального
управления, они могут выполнять функции посредников между
властью и молодежными организациями.
И в том и в другом случае они реализуют социально-педагогиче-
ские функции по отношению к молодым людям. Их задача — фор-
мировать у молодых людей социальную компетентность, решать
воспитательные задачи и осуществлять педагогическое сопровож-
дение просоциальной и коррекцию асоциальной деятельности.
Педагогическое сопровождение молодежных организаций
предполагает реализацию следующих задач:
Первая задача — информационная. Необходимо информировать
молодых людей о существующих молодежных организациях, об
их праве на участие в молодежных организациях и порядке соз-
дания новых объединений и организаций, о роли общественных
молодежных организаций в социальной структуре общества и их
возможностях в решении социально значимых задач.
Вторая задача — организационно-методическая. Необходимо
помогать молодым людям, организующим работу молодежных
1 См.: Российская молодежь: проблемы и решения. – М., 2005.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
202
Глава 3. Педагогическое обеспечение развития
социальной активности молодежи
объединений, в решении организационных задач, знакомить их
с технологией организаторской деятельности, помогать методиче-
ски правильно организовывать различные мероприятия и акции,
решать актуальные проблемы молодежи.
Третья задача – координационная. Она заключается в помощи
молодежным организациям в обеспечении взаимодействия моло-
дежных организаций с другими социальными институтами. При
этом необходимо, чтобы молодежные организации рассматрива-
лись как социальные партнеры вузов и предприятий, политичес-
ких партий. Но при этом нельзя допускать, чтобы молодежные
организации теряли свою самостоятельность.
Таким образом, социально-педагогическое сопровождение
деятельности молодежных организаций занимает важную нишу
в работе организатора работы с молодежью.
6. Социально педагогическое
сопровождение детских организаций
1. Какие функции реализуют современные детские органи-
зации?
2. Что такое вариативно программный подход к деятельности
детских объединений и организаций?
3. Каковы компоненты деятельности руководителя детской
общественной организации?
Детские общественные организации – это самодеятельные
объединения детей и подростков, призванные удовлетворять их
разнообразные интересы и выражающие их общественно-по-
литические устремления. Главной целью их функционирования
является создание условий для самореализации каждого ребенка.
Поле самореализации возникает тогда, когда есть сфера общих
социальных интересов.
Если взаимодействие детей в процессе самореализации меж-
личностное, только в процессе общения, то цикл его ограничен
тремя замкнутыми звеньями: определением общих социальных
интересов — формированием поля самореализации — расшире-
нием сферы социальных интересов.
Если взаимодействие предметное, то при наличии общего
социального интереса и возникшего на этой основе поля са-
мореализации выделяется предмет совместной деятельности,
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
6. Социально педагогическое сопровождение детских организаций
203
определяются ее цели, проектируется комплекс совместных
социальных действий, организуется реализация целей совмест-
ной деятельности, проводится поэтапный анализ социальных
действий, осуществляется коррекция социального поведения
и деятельности. В результате всего происходит не только самореа-
лизация, но и расширение сферы социальных интересов детей.
Под полем самореализации понимают наличие возможностей
для детей реализовать свои личные социально значимые интересы
и потребности, которые предоставляет им детская общественная
организация в процессе организации совместной деятельности,
расширения сферы общения, формирования рефлексивной
позиции1.
Создание поля самореализации предполагает:
организацию, конструирование ситуаций жизнедеятельности
детской общественной организации, способствующих мак-
симальному проявлению индивидуального (личного) потен-
циала у возможно большего числа членов организации;
оптимизацию стиля взаимоотношений между членами дет-
ской общественной организации, между организациями, их
лидерами и представителями;
создание в детской общественной организации обстановки
сотрудничества, взаимопонимания, взаимодействия.
Развитие детской организации во многом зависит от способа
организации общественно значимой деятельности детей. Ме-
жду способом организации жизнедеятельности членов детской
организации и их удовлетворенностью ее результатами также
существуют прямая связь и зависимость. Правомерно поэтому
говорить о зависимости результатов самореализации от способа
организации той деятельности, в процессе которой она осуще-
ствлялась. Практика свидетельствует: чем лучше организована
разнообразная деятельность детей, тем выше ее эффективность,
тем больше у них возможностей реализовать себя.
От способа организации деятельности зависит позиция ребен-
ка. Он может выступать в роли активного организатора и участ-
ника деятельности, и это будет способствовать формированию
активной, деятельной личности. При неправильной организа-
ции деятельности он может в лучшем случае стать пассивным
исполнителем указаний старших или сверстников, не проявлять
1 Данное исследование проводилось совместно с А.В. Волоховым.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
204
Глава 3. Педагогическое обеспечение развития
социальной активности молодежи
инициативы и самостоятельности, и тогда это приведет к форми-
рованию пассивных и безынициативных, инертных людей.
Исследования педагогов и психологов показывают: пассив-
ность, безделье чужды природе детей. Они обычно стремятся
к деятельности, проявляют активность и инициативу в органи-
зации различных дел, поэтому важно вовремя поддержать и сти-
мулировать их развитие, тем более что нередко активность детей
губится взрослыми.
В пространстве поля самореализации ребенок реализует себя
не только в деятельности, но и в процессе общения с другими
людьми (это бесспорный вывод педагогики и психологии).
Можно сказать: чем шире и разумнее организовано общение де-
тей с окружающими людьми, тем эффективнее воспитательное
влияние детского самоуправления.
Ребенок общается со сверстниками, но особое значение имеет его
общение со взрослыми. Если оно — со стороны взрослых — при-
обретает авторитарный характер, то это отрицательно сказывается
на саморазвитии личности ребенка. Другая крайность — полное
невмешательство в жизнь и деятельность ребенка — приводит
к развитию разболтанности, неорганизованности, вседозволен-
ности. Лишь нормальная атмосфера вокруг детей и подростков
обеспечивает правильные взаимоотношения с ними.
С чего же начинается развитие детской организации? Прежде
всего с объединения детей. Основой такого объединения являет-
ся, как и в любом другом случае, мотив группового действия, т.е.
интеграция мотивов детей. Общее желание быть вместе, общать-
ся, стремиться к общей цели. Именно такое стремление к совмес-
тности и позволяет создать инициативную группу детей, которая,
по сути, является ядром будущего детского объединения.
Объединяющей может быть идея, привлекающая детей и соот-
ветствующая их интересам. В этом плане важна реализация вари-
ативно-программного подхода, разработанного А.В. Волоховым
при участии автора данной книги.
Вариативно-программный подход — это предоставление детям
возможности выбора сферы деятельности и общения; выбора
объединений, организаций, групп детей, в которых создаются
необходимые условия для формирования личности, ее социализа-
ции. Данный подход предполагает наличие комплекса программ,
отличающихся друг от друга содержанием деятельности детей
и адекватными ему формами и методами работы. Программы
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
6. Социально педагогическое сопровождение детских организаций
205
реализуют возрастной подход и учитывают диапазон интересов
и потребностей детей.
Если иметь в виду, что содержание выполняет познавательную
и ценностно-ориентационную функцию, то программирование вы-
полняет функцию организующую. Вариативно-программный подход
дает возможность избавиться от укоренившегося за десятилетия и ис-
поведуемого по сей день единообразия в работе с детьми. Выполнить
эту задачу призваны программы деятельности по интересам различ-
ных объединений, разработанные научно-практическим центром
Международного союза детских организаций (СПО-ФДО).
Вариативно-программный подход к деятельности не только
отвечает интересам детей и подростков, но и учитывает изменения
окружающей жизни: экономические, социальные, политические,
нравственные. Дети имеют возможность выбирать объедине-
ния по интересам, переходить из одного объединения в другое,
реализовывать любую созвучную душе программу (несколько
программ, даже несколько направлений из разных программ),
а также менять их в зависимости от смены интереса, самому пла-
нировать сроки и темпы выполнения программ. В связи с этим
вариативно-программный подход позволяет создать наиболее
благоприятные условия для создания поля самореализации детей
и развития детских объединений и организаций.
Детская организация может возникать в различных условиях
и в различных обстоятельствах. При этом субъекты инициирова-
ния ее создания могут быть также разные.
Прежде чем классифицировать процессы инициирования и со-
здания детских организаций, необходимо ответить на вопрос, кто
заинтересован в их существовании в наше время и в нашей стране.
Прежде всего создание детских объединений нужно самим
детям. И мотивов этого «нужно» множество. Несомненно, что
среди них доминирует мотив объединения со сверстниками.
Мотивация этого объединения распадается на две составляющие.
Первая — это объединение ради объединения. Вторая — это це-
левое объединение для достижения каких-либо личных целей.
Одна группа детей, предпочитающих просто «тусовку», доста-
точно многочисленна. Из всех желающих объединиться их больше
половины. Другая группа дифференцируется по различным пред-
почтениям. Среди них можно выделить следующие группы.
Самая многочисленная группа (до 30%) — это группа детей,
стремящихся объединиться по интересам (спортивным, интел-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
206
Глава 3. Педагогическое обеспечение развития
социальной активности молодежи
лектуально-художественным, ориентированным на будущую
профессию и др.).
Есть группы детей, ориентированных на объединение ради
улучшения своей жизни и жизни окружающих людей.
Следующая группа детей предпочитает объединиться в соот-
ветствии с национальной или конфессиональной принадлеж-
ностью. Такие группы стали особенно распространены в связи
с миграционными процессами после распада СССР.
Во все времена были дети, у которых объединение в группы
мотивируется желанием реализовать свои лидерские качества.
Несомненно, что есть группы детей, стремящихся объединиться
на основе реализации асоциальных и даже криминальных целей.
Но это предмет особого педагогического воздействия.
Мотивация объединения не ограничивается перечисленными
группами. Однако исследования совершенно определенно пока-
зывают, что больше половины детей стремятся к объединению.
Общество в целом заинтересовано в деятельности детских
организаций и объединений. Ориентация общественного разви-
тия на демократизацию и переход к стабильному гражданскому
обществу требует нового отношения к формированию у детей
демократической культуры, формирования у них гражданской
позиции и ответственности, готовности к участию в деятельности
«взрослых» общественных объединений и организаций.
Политические партии как составная часть общества стремятся
через детские организации подготовить себе «достойную» смену
и поэтому часто эксплуатируют стремление детей к объединению
для манипулирования ими, привлекая их к различным полити-
ческим акциям. Примером подобного манипулирования может
служить вручение у мавзолея красных галстуков юным пионе-
рам. Неокрепшее сознание детей подобно глине, которая может
превратиться в произведение искусства или уродливую поделку
в зависимости от того, в чьи руки попадет эта глина.
В связи с тем, что в нашей стране только идет процесс форми-
рования гражданского общества, влияние различных социаль-
ных институтов на процесс объединения детей может быть как
позитивным с воспитательной точки зрения, так и нейтральным
и даже негативным.
Таким образом, в создании и функционировании детских организа-
ций в равной мере заинтересованы как сами дети, так и взрослые и в це-
лом общество, имеющее тенденцию демократического развития.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
6. Социально педагогическое сопровождение детских организаций
207
Кто же является инициатором создания детских организаций?
В начале 90-х годов прошлого века существовало мнение, что
только дети могут быть инициаторами создания своих организа-
ций, а роль взрослых должна сводиться лишь к оказанию запра-
шиваемой ими помощи. Такой подход был явной социально-пе-
дагогической ошибкой и привел к резкому снижению количества
детей, участвующих в работе детских объединений.
Субъектов инициирования создания детских организаций
может быть много. Это прежде всего сами дети, среди которых
встречаются явные лидеры, способные объединить своих товари-
щей. Но чаще всего инициаторами создания детских объединений
и организаций являются взрослые. Это в первую очередь педагоги
общеобразовательных школ и учреждений дополнительного обра-
зования. Среди них есть те, кто организует жизнь детей в рамках
своих профессиональных обязанностей (социальные педагоги,
вожатые, организаторы работы с молодежью и т.п.). Но в то же
время появляется все больше педагогов-энтузиастов, которые
в большей степени думают о воспитательном результате, чем
о формальном исполнении своих обязанностей. Это увлеченные
люди, они искренне любят работу с детьми и видят в детях не
только объект своего педагогического влияния, но и младших
товарищей, с которыми интересно делать совместное дело.
Все больше появляется взрослых, которых можно назвать пе-
дагогическими волонтерами. Они не являются педагогами и не
работают в образовательных учреждениях. Это энтузиасты, работа
с детьми приносит им удовлетворение и позволяет реализовать себя
в новой для них сфере деятельности. Примером этого может быть
большая работа, проводимая заместителем начальника милиции
Некрасовского района Ярославской области Г.А.Стрюковым по
организации отряда Юных друзей милиции (ЮДМ). Среди педа-
гогических волонтеров есть музыканты, художники, инженеры,
военные и другие представители самых разных профессий.
Перечислим основные компоненты деятельности руководителя
детской организации:
социально-педагогический — управление педагогическим
процессом в детской организации, обеспечение процессов
развития и воспитания детей;
инновационный — изменение характера деятельности, спосо-
бов взаимодействия с внешними системами, создание усло-
вий для изменения среды (как внутренней, так и внешней);
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
208
Глава 3. Педагогическое обеспечение развития
социальной активности молодежи
интегративный — координация усилий внутренних и внешних
систем, отдельных индивидов для обеспечения стабильности
детской организации в среде;
организационно-экономический — обеспечение необходимой
финансовой базы организации, создание механизма, обес-
печивающего пополнение этой базы.
Понятно, что роли, выполняемые руководителями детских объ-
единений, относительны и тесно взаимосвязаны друг с другом. Так,
исполнение руководителем организаторской роли невозможно без
исполнения роли управленческой, инновационной и интегративной;
в свою очередь, исполнение инновационной роли невозможно без
социально-педагогической, интегративной и управленческой; соци-
ально-педагогической — без инновационной и интегративной и т.д.
Анализ основных нормативных положений различных детских
организаций и объединений России, СНГ, мира позволяет подраз-
делить их на две категории соответственно характеристикам субъ-
ектов этих объединений как педагогических социальных систем:
персонифицированные детские организации, субъектами кото-
рых являются непосредственно ребенок и взрослый;
формализованные детские организации, субъектами которых
являются детские формирования низшего (с точки зрения
структурной иерархии) порядка.
К персонифицированным детским организациям можно отнес-
ти команды, клубы, центры, организации, кружки, секции.
К формализованным детским объединениям относятся ассо-
циации, федерации, объединения детских организаций, кружков,
клубов, центров и т.д.
В соответствии с категорией объединения доминанта роли
руководителя в ней перемещается с педагогической и инноваци-
онной к управленческой и организаторской в формализованных
детских организациях.
Итак, инициаторами создания детских организаций могут
быть как дети, так и взрослые. Но, создавая свое объединение,
дети почти всегда нуждаются в помощи взрослых, и организация
начинает стабильно функционировать только тогда, когда есть
понимание и сотрудничество взрослых и детей.
Детские организации не могут возникнуть в безвоздушном
пространстве. Для их существования обязательно нужны база,
финансирование, педагогическое сопровождение, координиру-
ющие центры.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
6. Социально педагогическое сопровождение детских организаций
209
Традиционно базой детских организаций всегда была общеоб-
разовательная школа. Это оправданно, так как интересы школы
и детских организаций совпадают. С одной стороны, детская
организация помогает школе решать воспитательные задачи,
с другой – школа помогает детским организациям реализовать
поставленные цели, направленные прежде всего на удовлетво-
рение разнообразных интересов детей. Школа не только предо-
ставляет детской организации материальные возможности, но
и позволяет использовать свой педагогический потенциал.
Однако ошибочно говорить о создании детских организаций
в школе. Такие высказывания предполагают превращение детской
организации в структурное подразделение образовательного
учреждения, что рано или поздно приведет к ее ликвидации как
самодеятельного объединения детей и самостоятельного соци-
ального института.
Традиционно учреждения дополнительного образования (УДО)
были и остаются базой многих детских объединений и органи-
заций. И это не случайно. Цель учреждений дополнительного
образования — развивать различные способности детей во вне-
учебной деятельности. Это совпадает во многом с целями дет-
ских организаций по удовлетворению интересов детей, которые
отражают часто также их склонности к занятиям определенным
видом деятельности.
В 60—80-х годах прошлого века учреждения внешкольной
работы (преемниками которых стали УДО) были координиру-
ющими центрами детских организаций в районах и городах.
В них работали так называемые пионерские штабы. Именно они
были инициаторами интереснейшего опыта воспитательной де-
ятельности детских объединений. Именно на базе такого штаба
во Фрунзенском районе Ленинграда родилась и получила свое
развитие коммунарская методика И.П. Иванова.
Сегодня для координирующих органов детских организаций,
которые должны привлекать широкий актив детей, практически
нет базы. Появляющиеся отдельные клубы лидеров в какой-то
степени используют опыт предыдущих поколений. Однако это
пока не находит должного распространения.
Базой детских организаций иногда являются и другие обще-
ственные организации взрослых, учреждения и производственные
предприятия, клубы и дома культуры. Это чаще всего происходит
при организаторской помощи педагогических волонтеров.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
210
Глава 3. Педагогическое обеспечение развития
социальной активности молодежи
7. Социальные службы для молодежи:
педагогический компонент
деятельности
1. Какова педагогическая составляющая в деятельности соци-
альных служб для молодежи?
2. Какой опыт социально-педагогической деятельности соци-
альных служб достоин обобщения?
3. Каковы компоненты социально-педагогической деятельнос-
ти социальных служб для молодежи?
Одной из важных структур, оказывающих помощь в решении со-
циальных проблем, возникающих в молодежной сфере, являются
социальные службы для молодежи. Их работа рассматривается как
обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических
условий развития каждого молодого человека, способствующих
социальному становлению личности, обретению ею всех видов
свобод и полноценного участия в жизни общества.
В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания
населения РФ» предусматривается предоставление социально-эко-
номических, медико-социальных, психологических, социально-бы-
товых, правовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся
в сложной жизненной ситуации (членам многодетных, неполных
семей, семей, в которых проживают инвалиды, одиноким и пожи-
лым людям, детям-сиротам, безработным, лицам без определенного
места жительства, выпускникам детских домов и ряду других).
Социальная служба — это предприятие, учреждение, орга-
низация и юридические лица различных форм собственности,
осуществляющие социальное обслуживание, а также граждане,
занимающиеся предпринимательской деятельностью по социаль-
ному обслуживанию без образования юридического лица.
Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет
следующую структуру учреждений социального обслуживания.
1. Обязательный минимум учреждений для каждого города,
района, куда входят:
а) центр социального обслуживания (отделения социальной
помощи на дому, дневного, временного пребывания, сроч-
ной социальной помощи);
б) центр социальной помощи семье и детям;
в) социально-реабилитационный центр для несовершенно-
летних;
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
7. Социальные службы для молодежи: педагогический компонент
деятельности
г) социальная гостиница;
д) социальный приют для детей и подростков.
2. Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят:
а) центр психолого-педагогической помощи;
211
б) центр экстренной психологической помощи по телефону;
в) дом милосердия;
г) реабилитационные центры для лиц с ограниченными воз-
можностями (в том числе для детей и подростков).
3. Республиканские, краевые, областные, окружные, меж-
районные учреждения, куда входят:
а) центры помощи детям, оставшимся без попечения роди-
телей;
б) дома-интернаты: детские, психоневрологические, спе-
циальные;
в) общежития для лиц с ограниченными возможностями.
При организации деятельности социальных служб для моло-
дежи осуществляется целый комплекс мер: решается задача по
созданию и развитию комплекса специализированных служб
и учреждений, целью которых является оказание подросткам
и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-пе-
дагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.
Обеспечение полноценного физиологического и интеллек-
туального развития личности, подготовка молодого поколения
к самостоятельной и трудовой взрослой жизни объективно ставят
задачу создания целой системы социальных служб, призванных
заниматься этими проблемами. Базисными видами деятельности
специалистов указанных служб являются психолого-профилак-
тическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа,
а также консультационная деятельность, в том числе и социально-
педагогическое консультирование, которое включает:
педагогическое консультирование преподавателей и воспи-
тателей;
консультационную работу социального педагога, в функции
которого входит прежде всего задача представления интересов
и прав молодых людей в широком социальном окружении.
В настоящее время во многих регионах России открыты центры
социальной помощи семье и детям. Работа с подростками в них
идет по обращаемости (через «телефон доверия» и консульти-
рование, когда подростки анонимно обращаются за помощью
к специалистам: психологу, врачу-гинекологу, сексопатологу и т д.)
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
212
Глава 3. Педагогическое обеспечение развития
социальной активности молодежи
и путем привлечения в центры подростков из школ, ПУ, технику-
мов, колледжей. При центрах работают медико-педагогические
школы, где на профессиональном уровне проводятся занятия
с группами подростков по проблемам сексуального поведения,
репродуктивного здоровья, вреде абортов и ранних половых контак-
тов, профилактики венерических заболеваний и т.п.
В настоящее время получили развитие и центры здоровья
подростков, планирования семьи, которые оказывают консуль-
тативную, лечебно-профилактическую помощь по всем вопросам
полового воспитания подростков.
Изучение реальных потребностей молодежи в социальных
услугах выступает ключевым элементом при формировании
системы их социального обслуживания. Согласно исследовани-
ям молодежь нуждается прежде всего в наличии биржи труда,
пунктов правовой защиты и юридического консультирования,
работе «телефона доверия», в сексологических консультациях,
центрах помощи молодой семье, общежитиях-приютах для под-
ростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этом
молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты
и юридического консультирования, молодежной бирже труда,
центру помощи молодой семье; учащиеся – «телефону доверия»,
сексологической консультации и т.д.
Одними из главных стремлений молодых рабочих являются
трудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа.
Переход к рынку предполагает коренное преобразование стиму-
лов и мотивов экономической активности людей, формирование
готовности и способности молодого поколения жить и работать
в новых условиях. Изучение отношения к труду различных кате-
горий молодежи показало, что для большинства молодых людей
важно иметь интересную работу, стабильные отношения в трудо-
вом коллективе, хорошие условия труда. Понятно и выдвижение
учащейся молодежью в число приоритетных центров — «телефона
доверия». Это вызвано возросшей конфликтностью нашего бы-
тия, зачастую отсутствием понимания в семье, школе, неумением
найти настоящих друзей и просто общаться.
При организации социальных служб для молодежи важно четко
определить их задачи. Так, социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних включает в себя четыре отделения:
отделение диагностики, социальной реабилитации, дневного
пребывания и стационар.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
7. Социальные службы для молодежи: педагогический компонент
деятельности
213
В задачи отделения диагностики входят выявление дезадап-
тированных детей и подростков, создание банка данных о них;
выявление и анализ факторов социальной дезадаптации детей,
ее форм и стадий; изучение состояния здоровья, особенностей
личностного развития и поведения детей и подростков; разра-
ботка индивидуальных программ социальной реабилитации
несовершеннолетних, комплекса мероприятий, направленных
на вывод их из сложной ситуации и создание условий для нор-
мальной жизнедеятельности.
Основными задачами отделения социальной реабилитации явля-
ются организация поэтапного выполнения программ социальной
реабилитации несовершеннолетних; восстановление утраченных
контактов с семьей, внутри семьи; оздоровление межличностных
отношений несовершеннолетних, восстановление их социально-
го статуса в коллективе сверстников, устранение психотравми-
рующих ситуаций, выработка навыков общения со взрослыми
и сверстниками на основе норм нравственности; содействие
в получении специальности и работы; оказание комплексной
медико-педагогической и правовой помощи; решение вопросов
устройства детей и подростков.
В Российской Федерации накоплен опыт практической со-
циальной работы с молодежью. Так, в Ярославле принята об-
ластная государственная социальная программа «Молодежь»,
направленная на создание правовых, экономических и органи-
зационных условий и гарантий для самореализации личности
молодого человека и развития молодежных объединений, дви-
жений и инициатив. Астраханская областная социальная служба
помогает молодым людям разобраться в себе и окружающих,
учит самостоятельно находить выход из стрессовой ситуации,
снимать ее последствия, обретать уверенность в своих силах.
В деятельности службы предпочтение отдается таким видам
помощи и услуг молодежи, как консультативная помощь по
правовым вопросам, семейно-брачным отношениям, медико-
психологическая помощь и т.д.
Основными задачами московского объединения «Педагогичес-
кий поиск» являются социальная и правовая защита, адаптация
и реабилитация выпускников и воспитанников детских домов
и школ-интернатов. Сотрудники и добровольцы объединения
помогают им устроиться в жизни, получить жилье, образование,
подобрать работу. В Доме адаптации подростки учатся правилам
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
214
Глава 3. Педагогическое обеспечение развития
социальной активности молодежи
социальной жизни, здесь корректируются жизненные ориента-
ции в трудовой семье, укрепляются познания в нравственных,
моральных и правовых нормах жизни. В Доме учатся готовить,
ухаживать за своим жилищем и за собой. Здесь открыты мастер-
ские прикладного творчества, где подростки выполняют различ-
ные виды работ и могут зарабатывать деньги.
В Республике Башкортостан действуют следующие социаль-
ные службы молодежи: молодежная биржа труда «Евразия»,
в структуре которой имеются центр занятости, коммерческий
центр, бизнес-центр, информационный центр, общество
с ограниченной ответственностью при управлении по делам
моло дежи Уфимской мэрии; республиканский молодежный
социальный фонд «Новое поколение» со службами социаль-
но-психологической, юридической, наркологической помо-
щи и молодежной биржей труда «Веста»; пункты помощи по
вопросам семейных отношений, службы знакомства «Ты и я»,
«телефоны доверия» и т.д.
Определенный опыт накоплен и в области управления соци-
альными программами по работе с молодежью. Так, в Ярослав-
ской области администрация соответствующего предприятия
формирует социальную службу молодежи на договорной основе,
заключая трудовые соглашения с привлекаемыми для работы
специалистами. Составляется программа, где учитываются ре-
зультаты социологических исследований. Ко всем сотрудникам
социальной службы по работе с молодежью предъявляются вы-
сокие требования.
Каждая из социальных служб для молодежи имеет существен-
ную социально-педагогическую составляющую.
В ней можно выделить следующие компоненты:
консультативный — проведение комплекса социально-
педагогических и психолого-педагогических консульта-
ций;
организационный – организация различных мероприятий для
молодежи и социально-педагогическое сопровождение этих
мероприятий;
социально-защитный – организация системы мер по социаль-
ной защите молодежи, прав молодых людей, подготовка их
к социальной самозащите;
координационный – осуществление координации между мо-
лодежными группами, отдельными молодыми людьми и со-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
8. Профориентационная работа с молодежью
215
циальными институтами с целью решения воспитательных
и образовательных задач.
Таким образом, социальные службы для молодежи реализуют зада-
чи государственной молодежной политики в определенном социуме
и при этом важной составляющей этой работы является организуе-
мая этими службами социально-педагогическая деятельность.
8. Профориентационная работа
с молодежью
1. В чем сущность профориентационной работы с молоде-
жью?
2. Каковы основные направления профориентационной ра-
боты?
3. Какие профориентационные задачи решает организатор
работы с молодежью?