Правила общения организатора работы с молодежью

 говорить на языке партнера;

 подчеркивание значимости партнера, проявление уважения к нему;

 подчеркивание общности;

 предоставление партнеру возможности выговориться

 

 

5. Социально педагогическое

сопровождение молодежных

организаций и объединений

1. Как можно охарактеризовать современные молодежные

организации и объединения?

2. Какие задачи решаются в процессе социально-педагоги-

ческого сопровождения молодежных организаций и объ-

единений?

После прекращения деятельности комсомола в стране появилось

множество молодежных организаций, движений и неформальных

объединений. Несмотря на то, что официальным преемником

комсомола стал «Российский союз молодежи», он объединяет

лишь небольшую часть молодежи и решает более узкий круг за-

дач, чем комсомол. При этом он полностью отрицает свою связь

с идеологией, на которую опирался комсомол.

В последние годы возникает множество разнообразных моло-

дежных организаций и объединений. Прежде всего это организа-

ции, объединяющие определенные социальные группы молодежи.

Таковыми являются, например, союзы студентов, чья деятельность

сегодня активизируется в вузах. Появляется все больше и больше


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 



200


 

 

Глава 3. Педагогическое обеспечение развития

социальной активности молодежи


 

молодежных организаций, создаваемых политическими партия-

ми («Молодая гвардия», «Соколята» и др.). Возникают и активно

функционируют различные творческие объединения молодежи:

объединения молодых художников, поэтов и т.п.

Молодежь участвует в работе различных спортивных движений

(клубы болельщиков и др.), экологических, благотворительных,

правозащитных и других организаций. Все большее значение при-

обретает участие молодежи в религиозных организациях. В послед-

нее время практически в каждой из основных конфессий создаются

молодежные клубы, секции, проводятся молодежные сборы.

Сегодня большое количество молодых людей вовлечено в раз-

личные молодежные движения, такие как «Наши», «Местные»

и др. Возникли и активно функционируют также молодежные

организации экстремистского толка, реализующие политические

задачи («Национал-большевики», «Русское национальное единс-

тво» и др.). Значительная часть молодежи участвует в деятельности

неформальных молодежных объединений, таких как скинхеды,

сквотеры, натуристы, рокеры и др. Часто в этих группах молодежи

доминируют асоциальные и даже криминальные нормы.

Участие в различных формальных и неформальных молодеж-

ных объединениях определяется поиском молодыми людьми

себя. При организации работы необходимо помнить, что любая

общественная организация молодежи является самостоятельным

социальным институтом и поэтому ее участие в жизни, например,

вуза может происходить только на основе волеизъявления членов

данной организации. При этом совпадение воспитательных целей

организаторов работы с молодежью, образовательных учреждений

с целями общественных организаций молодежи гуманистической

направленности позволяет с ними сотрудничать и совместно

решать проблемы молодежи.

Такие молодежные организации, как «Российский союз мо-

лодежи», «Союз студентов», активно участвуют в формировании

общественной активности молодежи, стимулируют лидерство,

создают условия для самореализации молодых людей. В связи

с этим поддержка этих организаций со стороны вузов способс-

твует реализации воспитательных целей.

Мотивация участия молодежи в деятельности молодежных ор-

ганизаций отражает широкий спектр интересов и потребностей

молодых людей. Исследование, проведенное несколько лет назад

социологами, показало, что интерес у молодых людей к молодеж-


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

5. Социально педагогическое сопровождение молодежных

организаций и объединений


 

 






201


 

ным организациям вызван в основном желанием обогатить досуг,

самоопределиться, стремлением участвовать в политической жиз-

ни, быть защищенными. Большинство участников молодежных

организаций считает, что участие в деятельности молодежной орга-

низации может помочь приобрести знания и умения, позволяющие

целенаправленно отстаивать свои права и интересы. Почти треть

считает престижной роль лидера молодежной организации.

Наибольшее количество молодых людей стремится участво-

вать в спортивных, правозащитных, экологических, творческих,

студенческих объединениях. Наименьшее количество — в рели-

гиозных и этнических объединениях. Треть не хочет участвовать

ни в одной из молодежных организаций1.

Следует учитывать необходимость особой индивидуальной

работы с молодыми людьми — участниками экстремистских

и асоциальных организаций и объединений, создавая им иное

поле самореализации и условия для удовлетворения их разнооб-

разных интересов.

Организаторы работы с молодежью выполняют различные

роли. Они могут быть функционерами этих организаций, про-

фессионально обеспечивая реализацию поставленных ими задач.

Участвуя в работе органов регионального и муниципального

управления, они могут выполнять функции посредников между

властью и молодежными организациями.

И в том и в другом случае они реализуют социально-педагогиче-

ские функции по отношению к молодым людям. Их задача — фор-

мировать у молодых людей социальную компетентность, решать

воспитательные задачи и осуществлять педагогическое сопровож-

дение просоциальной и коррекцию асоциальной деятельности.

Педагогическое сопровождение молодежных организаций

предполагает реализацию следующих задач:

Первая задача — информационная. Необходимо информировать

молодых людей о существующих молодежных организациях, об

их праве на участие в молодежных организациях и порядке соз-

дания новых объединений и организаций, о роли общественных

молодежных организаций в социальной структуре общества и их

возможностях в решении социально значимых задач.

Вторая задача — организационно-методическая. Необходимо

помогать молодым людям, организующим работу молодежных

 

1 См.: Российская молодежь: проблемы и решения. – М., 2005.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




202


 

 

Глава 3. Педагогическое обеспечение развития

социальной активности молодежи


 

объединений, в решении организационных задач, знакомить их

с технологией организаторской деятельности, помогать методиче-

ски правильно организовывать различные мероприятия и акции,

решать актуальные проблемы молодежи.

Третья задача – координационная. Она заключается в помощи

молодежным организациям в обеспечении взаимодействия моло-

дежных организаций с другими социальными институтами. При

этом необходимо, чтобы молодежные организации рассматрива-

лись как социальные партнеры вузов и предприятий, политичес-

ких партий. Но при этом нельзя допускать, чтобы молодежные

организации теряли свою самостоятельность.

Таким образом, социально-педагогическое сопровождение

деятельности молодежных организаций занимает важную нишу

в работе организатора работы с молодежью.

 

 

6. Социально педагогическое

сопровождение детских организаций

1. Какие функции реализуют современные детские органи-

зации?

2. Что такое вариативно программный подход к деятельности

детских объединений и организаций?

3. Каковы компоненты деятельности руководителя детской

общественной организации?

Детские общественные организации – это самодеятельные

объединения детей и подростков, призванные удовлетворять их

разнообразные интересы и выражающие их общественно-по-

литические устремления. Главной целью их функционирования

является создание условий для самореализации каждого ребенка.

Поле самореализации возникает тогда, когда есть сфера общих

социальных интересов.

Если взаимодействие детей в процессе самореализации меж-

личностное, только в процессе общения, то цикл его ограничен

тремя замкнутыми звеньями: определением общих социальных

интересов — формированием поля самореализации — расшире-

нием сферы социальных интересов.

Если взаимодействие предметное, то при наличии общего

социального интереса и возникшего на этой основе поля са-

мореализации выделяется предмет совместной деятельности,


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

6. Социально педагогическое сопровождение детских организаций


 

 






203


 

 

определяются ее цели, проектируется комплекс совместных

социальных действий, организуется реализация целей совмест-

ной деятельности, проводится поэтапный анализ социальных

действий, осуществляется коррекция социального поведения

и деятельности. В результате всего происходит не только самореа-

лизация, но и расширение сферы социальных интересов детей.

Под полем самореализации понимают наличие возможностей

для детей реализовать свои личные социально значимые интересы

и потребности, которые предоставляет им детская общественная

организация в процессе организации совместной деятельности,

расширения сферы общения, формирования рефлексивной

позиции1.

Создание поля самореализации предполагает:

 организацию, конструирование ситуаций жизнедеятельности

детской общественной организации, способствующих мак-

симальному проявлению индивидуального (личного) потен-

циала у возможно большего числа членов организации;

 оптимизацию стиля взаимоотношений между членами дет-

ской общественной организации, между организациями, их

лидерами и представителями;

 создание в детской общественной организации обстановки

сотрудничества, взаимопонимания, взаимодействия.

Развитие детской организации во многом зависит от способа

организации общественно значимой деятельности детей. Ме-

жду способом организации жизнедеятельности членов детской

организации и их удовлетворенностью ее результатами также

существуют прямая связь и зависимость. Правомерно поэтому

говорить о зависимости результатов самореализации от способа

организации той деятельности, в процессе которой она осуще-

ствлялась. Практика свидетельствует: чем лучше организована

разнообразная деятельность детей, тем выше ее эффективность,

тем больше у них возможностей реализовать себя.

От способа организации деятельности зависит позиция ребен-

ка. Он может выступать в роли активного организатора и участ-

ника деятельности, и это будет способствовать формированию

активной, деятельной личности. При неправильной организа-

ции деятельности он может в лучшем случае стать пассивным

исполнителем указаний старших или сверстников, не проявлять

 

1 Данное исследование проводилось совместно с А.В. Волоховым.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




204


 

 

Глава 3. Педагогическое обеспечение развития

социальной активности молодежи


 

инициативы и самостоятельности, и тогда это приведет к форми-

рованию пассивных и безынициативных, инертных людей.

Исследования педагогов и психологов показывают: пассив-

ность, безделье чужды природе детей. Они обычно стремятся

к деятельности, проявляют активность и инициативу в органи-

зации различных дел, поэтому важно вовремя поддержать и сти-

мулировать их развитие, тем более что нередко активность детей

губится взрослыми.

В пространстве поля самореализации ребенок реализует себя

не только в деятельности, но и в процессе общения с другими

людьми (это бесспорный вывод педагогики и психологии).

Можно сказать: чем шире и разумнее организовано общение де-

тей с окружающими людьми, тем эффективнее воспитательное

влияние детского самоуправления.

Ребенок общается со сверстниками, но особое значение имеет его

общение со взрослыми. Если оно — со стороны взрослых — при-

обретает авторитарный характер, то это отрицательно сказывается

на саморазвитии личности ребенка. Другая крайность — полное

невмешательство в жизнь и деятельность ребенка — приводит

к развитию разболтанности, неорганизованности, вседозволен-

ности. Лишь нормальная атмосфера вокруг детей и подростков

обеспечивает правильные взаимоотношения с ними.

С чего же начинается развитие детской организации? Прежде

всего с объединения детей. Основой такого объединения являет-

ся, как и в любом другом случае, мотив группового действия, т.е.

интеграция мотивов детей. Общее желание быть вместе, общать-

ся, стремиться к общей цели. Именно такое стремление к совмес-

тности и позволяет создать инициативную группу детей, которая,

по сути, является ядром будущего детского объединения.

Объединяющей может быть идея, привлекающая детей и соот-

ветствующая их интересам. В этом плане важна реализация вари-

ативно-программного подхода, разработанного А.В. Волоховым

при участии автора данной книги.

Вариативно-программный подход — это предоставление детям

возможности выбора сферы деятельности и общения; выбора

объединений, организаций, групп детей, в которых создаются

необходимые условия для формирования личности, ее социализа-

ции. Данный подход предполагает наличие комплекса программ,

отличающихся друг от друга содержанием деятельности детей

и адекватными ему формами и методами работы. Программы


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

6. Социально педагогическое сопровождение детских организаций


 

 






205


 

 

реализуют возрастной подход и учитывают диапазон интересов

и потребностей детей.

Если иметь в виду, что содержание выполняет познавательную

и ценностно-ориентационную функцию, то программирование вы-

полняет функцию организующую. Вариативно-программный подход

дает возможность избавиться от укоренившегося за десятилетия и ис-

поведуемого по сей день единообразия в работе с детьми. Выполнить

эту задачу призваны программы деятельности по интересам различ-

ных объединений, разработанные научно-практическим центром

Международного союза детских организаций (СПО-ФДО).

Вариативно-программный подход к деятельности не только

отвечает интересам детей и подростков, но и учитывает изменения

окружающей жизни: экономические, социальные, политические,

нравственные. Дети имеют возможность выбирать объедине-

ния по интересам, переходить из одного объединения в другое,

реализовывать любую созвучную душе программу (несколько

программ, даже несколько направлений из разных программ),

а также менять их в зависимости от смены интереса, самому пла-

нировать сроки и темпы выполнения программ. В связи с этим

вариативно-программный подход позволяет создать наиболее

благоприятные условия для создания поля самореализации детей

и развития детских объединений и организаций.

Детская организация может возникать в различных условиях

и в различных обстоятельствах. При этом субъекты инициирова-

ния ее создания могут быть также разные.

Прежде чем классифицировать процессы инициирования и со-

здания детских организаций, необходимо ответить на вопрос, кто

заинтересован в их существовании в наше время и в нашей стране.

Прежде всего создание детских объединений нужно самим

детям. И мотивов этого «нужно» множество. Несомненно, что

среди них доминирует мотив объединения со сверстниками.

Мотивация этого объединения распадается на две составляющие.

Первая — это объединение ради объединения. Вторая — это це-

левое объединение для достижения каких-либо личных целей.

Одна группа детей, предпочитающих просто «тусовку», доста-

точно многочисленна. Из всех желающих объединиться их больше

половины. Другая группа дифференцируется по различным пред-

почтениям. Среди них можно выделить следующие группы.

Самая многочисленная группа (до 30%) — это группа детей,

стремящихся объединиться по интересам (спортивным, интел-


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




206


 

 

Глава 3. Педагогическое обеспечение развития

социальной активности молодежи


 

лектуально-художественным, ориентированным на будущую

профессию и др.).

Есть группы детей, ориентированных на объединение ради

улучшения своей жизни и жизни окружающих людей.

Следующая группа детей предпочитает объединиться в соот-

ветствии с национальной или конфессиональной принадлеж-

ностью. Такие группы стали особенно распространены в связи

с миграционными процессами после распада СССР.

Во все времена были дети, у которых объединение в группы

мотивируется желанием реализовать свои лидерские качества.

Несомненно, что есть группы детей, стремящихся объединиться

на основе реализации асоциальных и даже криминальных целей.

Но это предмет особого педагогического воздействия.

Мотивация объединения не ограничивается перечисленными

группами. Однако исследования совершенно определенно пока-

зывают, что больше половины детей стремятся к объединению.

Общество в целом заинтересовано в деятельности детских

организаций и объединений. Ориентация общественного разви-

тия на демократизацию и переход к стабильному гражданскому

обществу требует нового отношения к формированию у детей

демократической культуры, формирования у них гражданской

позиции и ответственности, готовности к участию в деятельности

«взрослых» общественных объединений и организаций.

Политические партии как составная часть общества стремятся

через детские организации подготовить себе «достойную» смену

и поэтому часто эксплуатируют стремление детей к объединению

для манипулирования ими, привлекая их к различным полити-

ческим акциям. Примером подобного манипулирования может

служить вручение у мавзолея красных галстуков юным пионе-

рам. Неокрепшее сознание детей подобно глине, которая может

превратиться в произведение искусства или уродливую поделку

в зависимости от того, в чьи руки попадет эта глина.

В связи с тем, что в нашей стране только идет процесс форми-

рования гражданского общества, влияние различных социаль-

ных институтов на процесс объединения детей может быть как

позитивным с воспитательной точки зрения, так и нейтральным

и даже негативным.

Таким образом, в создании и функционировании детских организа-

ций в равной мере заинтересованы как сами дети, так и взрослые и в це-

лом общество, имеющее тенденцию демократического развития.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

6. Социально педагогическое сопровождение детских организаций


 

 






207


 

 

Кто же является инициатором создания детских организаций?

В начале 90-х годов прошлого века существовало мнение, что

только дети могут быть инициаторами создания своих организа-

ций, а роль взрослых должна сводиться лишь к оказанию запра-

шиваемой ими помощи. Такой подход был явной социально-пе-

дагогической ошибкой и привел к резкому снижению количества

детей, участвующих в работе детских объединений.

Субъектов инициирования создания детских организаций

может быть много. Это прежде всего сами дети, среди которых

встречаются явные лидеры, способные объединить своих товари-

щей. Но чаще всего инициаторами создания детских объединений

и организаций являются взрослые. Это в первую очередь педагоги

общеобразовательных школ и учреждений дополнительного обра-

зования. Среди них есть те, кто организует жизнь детей в рамках

своих профессиональных обязанностей (социальные педагоги,

вожатые, организаторы работы с молодежью и т.п.). Но в то же

время появляется все больше педагогов-энтузиастов, которые

в большей степени думают о воспитательном результате, чем

о формальном исполнении своих обязанностей. Это увлеченные

люди, они искренне любят работу с детьми и видят в детях не

только объект своего педагогического влияния, но и младших

товарищей, с которыми интересно делать совместное дело.

Все больше появляется взрослых, которых можно назвать пе-

дагогическими волонтерами. Они не являются педагогами и не

работают в образовательных учреждениях. Это энтузиасты, работа

с детьми приносит им удовлетворение и позволяет реализовать себя

в новой для них сфере деятельности. Примером этого может быть

большая работа, проводимая заместителем начальника милиции

Некрасовского района Ярославской области Г.А.Стрюковым по

организации отряда Юных друзей милиции (ЮДМ). Среди педа-

гогических волонтеров есть музыканты, художники, инженеры,

военные и другие представители самых разных профессий.

Перечислим основные компоненты деятельности руководителя

детской организации:

социально-педагогический — управление педагогическим

процессом в детской организации, обеспечение процессов

развития и воспитания детей;

инновационный — изменение характера деятельности, спосо-

бов взаимодействия с внешними системами, создание усло-

вий для изменения среды (как внутренней, так и внешней);


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




208


 

 

Глава 3. Педагогическое обеспечение развития

социальной активности молодежи


 

интегративный — координация усилий внутренних и внешних

систем, отдельных индивидов для обеспечения стабильности

детской организации в среде;

организационно-экономический — обеспечение необходимой

финансовой базы организации, создание механизма, обес-

печивающего пополнение этой базы.

Понятно, что роли, выполняемые руководителями детских объ-

единений, относительны и тесно взаимосвязаны друг с другом. Так,

исполнение руководителем организаторской роли невозможно без

исполнения роли управленческой, инновационной и интегративной;

в свою очередь, исполнение инновационной роли невозможно без

социально-педагогической, интегративной и управленческой; соци-

ально-педагогической — без инновационной и интегративной и т.д.

Анализ основных нормативных положений различных детских

организаций и объединений России, СНГ, мира позволяет подраз-

делить их на две категории соответственно характеристикам субъ-

ектов этих объединений как педагогических социальных систем:

персонифицированные детские организации, субъектами кото-

рых являются непосредственно ребенок и взрослый;

формализованные детские организации, субъектами которых

являются детские формирования низшего (с точки зрения

структурной иерархии) порядка.

К персонифицированным детским организациям можно отнес-

ти команды, клубы, центры, организации, кружки, секции.

К формализованным детским объединениям относятся ассо-

циации, федерации, объединения детских организаций, кружков,

клубов, центров и т.д.

В соответствии с категорией объединения доминанта роли

руководителя в ней перемещается с педагогической и инноваци-

онной к управленческой и организаторской в формализованных

детских организациях.

Итак, инициаторами создания детских организаций могут

быть как дети, так и взрослые. Но, создавая свое объединение,

дети почти всегда нуждаются в помощи взрослых, и организация

начинает стабильно функционировать только тогда, когда есть

понимание и сотрудничество взрослых и детей.

Детские организации не могут возникнуть в безвоздушном

пространстве. Для их существования обязательно нужны база,

финансирование, педагогическое сопровождение, координиру-

ющие центры.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

6. Социально педагогическое сопровождение детских организаций


 

 






209


 

 

Традиционно базой детских организаций всегда была общеоб-

разовательная школа. Это оправданно, так как интересы школы

и детских организаций совпадают. С одной стороны, детская

организация помогает школе решать воспитательные задачи,

с другой – школа помогает детским организациям реализовать

поставленные цели, направленные прежде всего на удовлетво-

рение разнообразных интересов детей. Школа не только предо-

ставляет детской организации материальные возможности, но

и позволяет использовать свой педагогический потенциал.

Однако ошибочно говорить о создании детских организаций

в школе. Такие высказывания предполагают превращение детской

организации в структурное подразделение образовательного

учреждения, что рано или поздно приведет к ее ликвидации как

самодеятельного объединения детей и самостоятельного соци-

ального института.

Традиционно учреждения дополнительного образования (УДО)

были и остаются базой многих детских объединений и органи-

заций. И это не случайно. Цель учреждений дополнительного

образования — развивать различные способности детей во вне-

учебной деятельности. Это совпадает во многом с целями дет-

ских организаций по удовлетворению интересов детей, которые

отражают часто также их склонности к занятиям определенным

видом деятельности.

В 60—80-х годах прошлого века учреждения внешкольной

работы (преемниками которых стали УДО) были координиру-

ющими центрами детских организаций в районах и городах.

В них работали так называемые пионерские штабы. Именно они

были инициаторами интереснейшего опыта воспитательной де-

ятельности детских объединений. Именно на базе такого штаба

во Фрунзенском районе Ленинграда родилась и получила свое

развитие коммунарская методика И.П. Иванова.

Сегодня для координирующих органов детских организаций,

которые должны привлекать широкий актив детей, практически

нет базы. Появляющиеся отдельные клубы лидеров в какой-то

степени используют опыт предыдущих поколений. Однако это

пока не находит должного распространения.

Базой детских организаций иногда являются и другие обще-

ственные организации взрослых, учреждения и производственные

предприятия, клубы и дома культуры. Это чаще всего происходит

при организаторской помощи педагогических волонтеров.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




210


 

 

Глава 3. Педагогическое обеспечение развития

социальной активности молодежи


7. Социальные службы для молодежи:

педагогический компонент

деятельности

1. Какова педагогическая составляющая в деятельности соци-

альных служб для молодежи?

2. Какой опыт социально-педагогической деятельности соци-

альных служб достоин обобщения?

3. Каковы компоненты социально-педагогической деятельнос-

ти социальных служб для молодежи?

 

Одной из важных структур, оказывающих помощь в решении со-

циальных проблем, возникающих в молодежной сфере, являются

социальные службы для молодежи. Их работа рассматривается как

обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических

условий развития каждого молодого человека, способствующих

социальному становлению личности, обретению ею всех видов

свобод и полноценного участия в жизни общества.

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания

населения РФ» предусматривается предоставление социально-эко-

номических, медико-социальных, психологических, социально-бы-

товых, правовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся

в сложной жизненной ситуации (членам многодетных, неполных

семей, семей, в которых проживают инвалиды, одиноким и пожи-

лым людям, детям-сиротам, безработным, лицам без определенного

места жительства, выпускникам детских домов и ряду других).

Социальная служба — это предприятие, учреждение, орга-

низация и юридические лица различных форм собственности,

осуществляющие социальное обслуживание, а также граждане,

занимающиеся предпринимательской деятельностью по социаль-

ному обслуживанию без образования юридического лица.

Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет

следующую структуру учреждений социального обслуживания.

1. Обязательный минимум учреждений для каждого города,

района, куда входят:

а) центр социального обслуживания (отделения социальной

помощи на дому, дневного, временного пребывания, сроч-

ной социальной помощи);

б) центр социальной помощи семье и детям;

в) социально-реабилитационный центр для несовершенно-

летних;


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

7. Социальные службы для молодежи: педагогический компонент

деятельности

 

г) социальная гостиница;

д) социальный приют для детей и подростков.

2. Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят:

а) центр психолого-педагогической помощи;


 

 






211


б) центр экстренной психологической помощи по телефону;

в) дом милосердия;

г) реабилитационные центры для лиц с ограниченными воз-

можностями (в том числе для детей и подростков).

3. Республиканские, краевые, областные, окружные, меж-

районные учреждения, куда входят:

а) центры помощи детям, оставшимся без попечения роди-

телей;

б) дома-интернаты: детские, психоневрологические, спе-

циальные;

в) общежития для лиц с ограниченными возможностями.

При организации деятельности социальных служб для моло-

дежи осуществляется целый комплекс мер: решается задача по

созданию и развитию комплекса специализированных служб

и учреждений, целью которых является оказание подросткам

и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-пе-

дагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.

Обеспечение полноценного физиологического и интеллек-

туального развития личности, подготовка молодого поколения

к самостоятельной и трудовой взрослой жизни объективно ставят

задачу создания целой системы социальных служб, призванных

заниматься этими проблемами. Базисными видами деятельности

специалистов указанных служб являются психолого-профилак-

тическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа,

а также консультационная деятельность, в том числе и социально-

педагогическое консультирование, которое включает:

 педагогическое консультирование преподавателей и воспи-

тателей;

 консультационную работу социального педагога, в функции

которого входит прежде всего задача представления интересов

и прав молодых людей в широком социальном окружении.

В настоящее время во многих регионах России открыты центры

социальной помощи семье и детям. Работа с подростками в них

идет по обращаемости (через «телефон доверия» и консульти-

рование, когда подростки анонимно обращаются за помощью

к специалистам: психологу, врачу-гинекологу, сексопатологу и т д.)


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




212


 

 

Глава 3. Педагогическое обеспечение развития

социальной активности молодежи


 

и путем привлечения в центры подростков из школ, ПУ, технику-

мов, колледжей. При центрах работают медико-педагогические

школы, где на профессиональном уровне проводятся занятия

с группами подростков по проблемам сексуального поведения,

репродуктивного здоровья, вреде абортов и ранних половых контак-

тов, профилактики венерических заболеваний и т.п.

В настоящее время получили развитие и центры здоровья

подростков, планирования семьи, которые оказывают консуль-

тативную, лечебно-профилактическую помощь по всем вопросам

полового воспитания подростков.

Изучение реальных потребностей молодежи в социальных

услугах выступает ключевым элементом при формировании

системы их социального обслуживания. Согласно исследовани-

ям молодежь нуждается прежде всего в наличии биржи труда,

пунктов правовой защиты и юридического консультирования,

работе «телефона доверия», в сексологических консультациях,

центрах помощи молодой семье, общежитиях-приютах для под-

ростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этом

молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты

и юридического консультирования, молодежной бирже труда,

центру помощи молодой семье; учащиеся – «телефону доверия»,

сексологической консультации и т.д.

Одними из главных стремлений молодых рабочих являются

трудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа.

Переход к рынку предполагает коренное преобразование стиму-

лов и мотивов экономической активности людей, формирование

готовности и способности молодого поколения жить и работать

в новых условиях. Изучение отношения к труду различных кате-

горий молодежи показало, что для большинства молодых людей

важно иметь интересную работу, стабильные отношения в трудо-

вом коллективе, хорошие условия труда. Понятно и выдвижение

учащейся молодежью в число приоритетных центров — «телефона

доверия». Это вызвано возросшей конфликтностью нашего бы-

тия, зачастую отсутствием понимания в семье, школе, неумением

найти настоящих друзей и просто общаться.

При организации социальных служб для молодежи важно четко

определить их задачи. Так, социально-реабилитационный центр

для несовершеннолетних включает в себя четыре отделения:

отделение диагностики, социальной реабилитации, дневного

пребывания и стационар.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

7. Социальные службы для молодежи: педагогический компонент

деятельности


 

 






213


 

В задачи отделения диагностики входят выявление дезадап-

тированных детей и подростков, создание банка данных о них;

выявление и анализ факторов социальной дезадаптации детей,

ее форм и стадий; изучение состояния здоровья, особенностей

личностного развития и поведения детей и подростков; разра-

ботка индивидуальных программ социальной реабилитации

несовершеннолетних, комплекса мероприятий, направленных

на вывод их из сложной ситуации и создание условий для нор-

мальной жизнедеятельности.

Основными задачами отделения социальной реабилитации явля-

ются организация поэтапного выполнения программ социальной

реабилитации несовершеннолетних; восстановление утраченных

контактов с семьей, внутри семьи; оздоровление межличностных

отношений несовершеннолетних, восстановление их социально-

го статуса в коллективе сверстников, устранение психотравми-

рующих ситуаций, выработка навыков общения со взрослыми

и сверстниками на основе норм нравственности; содействие

в получении специальности и работы; оказание комплексной

медико-педагогической и правовой помощи; решение вопросов

устройства детей и подростков.

В Российской Федерации накоплен опыт практической со-

циальной работы с молодежью. Так, в Ярославле принята об-

ластная государственная социальная программа «Молодежь»,

направленная на создание правовых, экономических и органи-

зационных условий и гарантий для самореализации личности

молодого человека и развития молодежных объединений, дви-

жений и инициатив. Астраханская областная социальная служба

помогает молодым людям разобраться в себе и окружающих,

учит самостоятельно находить выход из стрессовой ситуации,

снимать ее последствия, обретать уверенность в своих силах.

В деятельности службы предпочтение отдается таким видам

помощи и услуг молодежи, как консультативная помощь по

правовым вопросам, семейно-брачным отношениям, медико-

психологическая помощь и т.д.

Основными задачами московского объединения «Педагогичес-

кий поиск» являются социальная и правовая защита, адаптация

и реабилитация выпускников и воспитанников детских домов

и школ-интернатов. Сотрудники и добровольцы объединения

помогают им устроиться в жизни, получить жилье, образование,

подобрать работу. В Доме адаптации подростки учатся правилам


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




214


 

 

Глава 3. Педагогическое обеспечение развития

социальной активности молодежи


 

социальной жизни, здесь корректируются жизненные ориента-

ции в трудовой семье, укрепляются познания в нравственных,

моральных и правовых нормах жизни. В Доме учатся готовить,

ухаживать за своим жилищем и за собой. Здесь открыты мастер-

ские прикладного творчества, где подростки выполняют различ-

ные виды работ и могут зарабатывать деньги.

В Республике Башкортостан действуют следующие социаль-

ные службы молодежи: молодежная биржа труда «Евразия»,

в структуре которой имеются центр занятости, коммерческий

центр, бизнес-центр, информационный центр, общество

с ограниченной ответственностью при управлении по делам

моло дежи Уфимской мэрии; республиканский молодежный

социальный фонд «Новое поколение» со службами социаль-

но-психологической, юридической, наркологической помо-

щи и молодежной биржей труда «Веста»; пункты помощи по

вопросам семейных отношений, службы знакомства «Ты и я»,

«телефоны доверия» и т.д.

Определенный опыт накоплен и в области управления соци-

альными программами по работе с молодежью. Так, в Ярослав-

ской области администрация соответствующего предприятия

формирует социальную службу молодежи на договорной основе,

заключая трудовые соглашения с привлекаемыми для работы

специалистами. Составляется программа, где учитываются ре-

зультаты социологических исследований. Ко всем сотрудникам

социальной службы по работе с молодежью предъявляются вы-

сокие требования.

Каждая из социальных служб для молодежи имеет существен-

ную социально-педагогическую составляющую.

В ней можно выделить следующие компоненты:

консультативный — проведение комплекса социально-

педагогических и психолого-педагогических консульта-

ций;

организационный – организация различных мероприятий для

молодежи и социально-педагогическое сопровождение этих

мероприятий;

социально-защитный – организация системы мер по социаль-

ной защите молодежи, прав молодых людей, подготовка их

к социальной самозащите;

координационный – осуществление координации между мо-

лодежными группами, отдельными молодыми людьми и со-


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

8. Профориентационная работа с молодежью


 

 






215


 

 

циальными институтами с целью решения воспитательных

и образовательных задач.

Таким образом, социальные службы для молодежи реализуют зада-

чи государственной молодежной политики в определенном социуме

и при этом важной составляющей этой работы является организуе-

мая этими службами социально-педагогическая деятельность.

 

 

8. Профориентационная работа

с молодежью

 

1. В чем сущность профориентационной работы с молоде-

жью?

2. Каковы основные направления профориентационной ра-

боты?

3. Какие профориентационные задачи решает организатор

работы с молодежью?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: