Предмет и объекты учета

Сущность и содержание бухгалтерского учета

Последовательная совокупность хозяйственных операций образует собой сложный хозяйственный процесс, для управления которым организуется хозяйственный учет.

Формализация хозяйственной операции начинается со сбора о ней полной информации. Сбор информации осуществляется в три этапа: наблюдение, измерение, регистрация.

Наблюдение является начальным этапом, на котором формируется представление о сущности хозяйственной операции, ее содержании, участниках и объекте.Установив в процессе наблюдения факт существования хозяйственной операции, ее необходимо измерить.

Измерение, т.е. выражение числовыми показателями является основой всего дальнейшего процесса управления данной хозяйственной операцией. Для количественного выражения хозяйственной операции используются три вида измерителей: натуральные; трудовые; денежные.

Натуральные измерители позволяют получать сведения об объектах учета в зависимости от их физических свойств: в мерах веса, длины, объема, площади и т.п. Натуральные измерители применяют только для характеристики однородных предметов. Поэтому натуральные показатели, как правило, применяют с другими измерителями.

С помощью трудовых измерителей устанавливается количество затраченного труда (в рабочих днях, часах, минутах). Эти показатели используются для определения производительности труда, затраченного времени рабочих и выполнения ими норм выработки.

Обобщающим является денежный измеритель. В денежных показателях подсчитываются все имеющиеся у экономических субъектов средства, определяется себестоимость продукции и рентабельность, устанавливаются цены, производятся кредитные, расчетные и другие хозяйственные операции.

После измерения числовые показатели регистрируются в специальных документах, назначение которых зависит отсодержания конкретной хозяйственной операции.

Таким образом, х озяйственный учет представляет собой количественное отражение и качественную характеристику всех совершаемых хозяйственных операций с целью контроля и управления ими.

Таким образом, хозяйственный учет можно определить, как систему наблюдения, сбора, измерения, регистрации и обобщения информации о хозяйственных процессах и составляющих их фактах хозяйственной деятельности с целью управления финансово-хозяйственной деятельностью организации.

Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своейкомпетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:

а) планы счетов бухгалтерского учета;

б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету;

в) другие нормативные акты и методические указания

по вопросам бухгалтерского учета.

В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней.

Первый уровень документов составляют Законы, указы Президента, постановления Правительства, регулирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации. К этой группе документов относятся: Федеральный Закон от 21.11.96 г.№129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Второй уровень системы нормативного регулирования составляют Стандарты (Положения) по бухгалтерскому учету, которые устанавливают базовые правила ведения бухгалтерского учета по отдельным разделам (участкам) учета. В настоящее время утверждены и применяются на практике следующие Положения:

– Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Третий уровень системы нормативного регулирования представлен методическими указаниями, инструкциями, рекомендациями и т.п. Основными из них являются:

– План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. Утверждены приказом МФ РФ от 31.10.2000 г. №94н.

Документами четвертого уровня в системе регулирования бухгалтерского учета являются рабочие документы организации, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах.

 

Пользователи бухгалтерской информации

Пользователей подразделяют на внутренних и внешних.

Внутренние пользователи используют учетную информацию с целью управления организацией. К ним относятся лица, несущие ответственность за управление деятельностью организации. В зависимости от уровня управления лицам, принимающим решение, необходимы различные виды информации. Так менеджерам высшего уровня управления необходима в основном статистическая, бухгалтерская (финансовая) информация и в меньшем объеме бухгалтерская (управленческая) информация. На среднем уровне менеджерам—исполнителям необходима преимущественно бухгалтерская (управленческая) и частично бухгалтерская (финансовая) информация. На оперативном уровне используется только бухгалтерская (управленческая) и оперативная учетная информация.

Группа внешних пользователей, изучая предоставленную (публичную) информацию бухгалтерского (финансового) учета (финансовую отчетность), производит оценку финансового состояния и финансового положения организации в зависимости от финансовых интересов. При этом в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности выделяют следующие группы пользователей:

1. пользователи, имеющие прямой финансовый интерес;

2. пользователи, имеющие косвенный финансовый интерес;

3. пользователи, не имеющие финансового интереса.

Предмет и объекты учета.

В обобщенном виде предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность организации.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Объекты бухгалтерского учета можно объединить в три группы (рисунок 3):

1-я группа – имущество организации по составу и функциональной роли;

2-я группа – имущество организации по источнику образования и целевому назначению (капитал и обязательства);

3-я группа – хозяйственные операции.

По составу и функциональной роли имущество подразделяется на две группы:

– внеоборотные активы;

– оборотные активы.

Внеоборотные активы включают в себя нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство,доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения и прочие внеоборотные активы.

Оборотные актива включают материально-производственные запасы, средства в расчетах, краткосрочные финансовые вложения и денежные средства.

Оборотные активы отражаются во втором разделе актива бухгалтерского баланса:

Собственный капитал состоит из уставного (складочного) капитала, добавочного капитала, резервного капитала,фонда социальной сферы, нераспределенной прибыли, целевого финансирования и поступлений.

Заемный капитал формируется за счет обязательств организации перед другими организациями, физическими лицами, своими работниками.

Долгосрочные обязательства показываются в четвертом разделе пассива бухгалтерского баланса, а краткосрочные в пятом разделе пассива.

Как отмечалось выше, объектом изучения бухгалтерского учета является хозяйственные операции. Хозяйственная операция отражает факт хозяйственной жизни экономического субъекта, влияющий на его финансовое положение.Через хозяйственные операции имущество подвергается изменениям, совершаемым на основных этапах производственной деятельности: снабжение, производство и реализация.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: