Классификация активов и обязательств предприятия

По составу и функциональной роли (характеру использования) имущество организации подразделяют на две группы: внеоборотные и оборотные активы.

Внеоборотные активы включают в себя: основные средства; доходные вложения в материальные ценности; нематериальные активы; оборудование к установке; вложения во внеоборотные активы.

Основные средства — это средства труда.

Доходные вложения в материальные ценности – это материальные ценности, сдаваемые в аренду, приобретаемые для передачи в лизинг, а также предметы проката.

Нематериальные активы — это объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической основы, но обладающие стоимостной оценкой и приносящие доход организации.

Оборудование к установке – это технологическое, энергетическое и производственное оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки в строящихся (реконструируемых) объектах.

Вложения во внеоборотные активы – это затраты по созданию объектов длительного пользования путем нового строительства, реконструкции и расширения действующих объектов.

Оборотные активы включают: запасы и затраты; налоги по приобретенным товарам, работам, услугам; дебиторская задолженность; расчеты с учредителями; денежные средства; финансовые вложения.

материалы – это материалы, топливо, запасные части, инвентарь, хозяйственные принадлежности и др. материальные ценности организации, которые учитываются в бухгалтерском учете на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или по учетным ценам.

Затраты в незавершенном производстве (НЗП) – это расходы организации, связанные с основными видами деятельности организации. Учет общей суммы затрат на производство услуг следует вести по экономическим элементам, а калькулирование себестоимости отдельных видов услуг – по статьям затрат.

Готовая продукция (услуги) — это услуги, оказанные за отчетный период.

Расходы – уменьшение активов или увеличение обязательств, ведущие к уменьшению капитала.

Дебиторская задолженность — это долги других организаций или лиц данной организации.

Расчеты с учредителями, – это задолженность учредителей (участников) организации по вкладам в уставный фонд.

Денежные средства — это оборотные средства в сфере обращения, обслуживающие процесс реализации.

Финансовые вложения – это инвестиции организации.

Пассивы – все источники финансирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации), предназначенные для формирования ее активов. В сумме все источники финансирования образуют совокупный капитал предприятия (организации), который может быть сгруппирован по ряду признаков.

По форме собственности источники финансирования предприятия можно объединить в следующие группы: государственный капитал; частный капитал.

По принципу формирования принято различать следующие капиталы: акционерный (акционерных обществ); паевой (капитал партнерских предприятий: обществ с ограниченной ответственностью, коммандитных обществ и т. п.); индивидуальный.

По принадлежности все источники финансирования предприятия объединяются в следующие группы: собственный капитал(отражается в третьем разделе баланса); заемный капитал (отражается в четвертом и пятом разделах пассива).

По характеру использования собственниками источники финансирования предприятия могут подразделяться:

не реинвестируемый капитал, т. е. тот, который накапливается;

потребляемый капитал (используется в целях потребления).

Бухгалтерский баланс.

При осуждении принципа двойственности мы уже рассмотрели с Вами уравнение, в котором сформулирован основной подход к представлению данных в бухгалтерском учете и которое описывает финансовое положение организации:

Активы = Капитал собственный + Обязательства

В бухгалтерской терминологии, обязательства называются пассивами. Таким образом, это уравнение может быть представлено в следующем виде:

Активы = Капитал собственный + Пассивы

Представленное уравнение называется балансовым уравнением. Обе его части должны быть равны между собой.Слово «баланс» имеет латинское происхождение и переводится как «чаши весов».

Если организация составила баланс на предыдущий день, то сегодня мы сможем его анализировать и принимать управленческие решения, но мы должны помнить, что сегодня наше финансовое положение станет другим, т.е. совершится хотя бы одна хозяйственная операция и она изменит бухгалтерский баланс.

Поэтому пользователю баланса очень важно знать дату, на которую он составлен. Баланс можно составлять ежедневно, но обычно моментом времени составления бухгалтерского баланса является 1-е число месяца, квартала, года.

Типы хозяйственных операций и их влияние на баланс.

Все хозяйственные операции по их признаку влияния на баланс подразделяются на четыре типа.

Первый тип хозяйственных операций вызывает изменения только в активе баланса.Данная операция вызвала изменения в активе баланса, но не повлияла на итог актива баланса — он не изменился.

Второй тип хозяйственных операций вызывает изменения только в пассиве баланса. Данная операция, вызвав изменения в пассиве, не повлияла на итог пассива баланса — он не изменился.

Третий тип хозяйственных операций вызывает одновременное увеличение актива и пассива баланса.Общий итог актива и пассива баланса увеличился, но итоговое равенство не изменилось.

Четвертый тип хозяйственных операций вызывает одновременное уменьшение актива и пассива баланса. Общий итог актива и пассива баланса уменьшился, но итоговое равенство сохранилось.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: