Отчётность – это оправдательные документы, содержащие отчет о работе и о произведённых расходах. Отчётность, формируемая в рамках предприятия, раскрывает различные стороны его функционирования и основывается на взаимосвязанных и взаимодействующих видах хозяйственного учета и в соответствии с ними подразделяется на:
1) оперативную - характеризует отдельные фрагменты деятельности предприятия и используется для нужд текущего управления и контроля (например, отчет кассира о движении наличных денег в кассе, отчет о выполнении плана отгрузки и реализации продукции).
2) бухгалтерскую (финансовую) - строится на основе данных оперативного, финансового, управленческого учета и рассматривает финансовохозяйственную деятельность предприятия в целом. Служит для оценки и анализа динамики ресурсов фирмы, для прогнозирования доходов, расходов и рисков, связанных с этими показателями, для определения инвестиционной привлекательности фирмы и др.
3) налоговую - представляется в органы налоговой службы и внебюджетные фонды и характеризует состояние обязательств предприятия, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей.
|
|
4) статистическую - предназначена для обобщения и анализа данных в рамках отдельных сегментов (отраслей, регионов) или экономики в целом (сведения о численности, заработной плате и движении работников, производительности труда, качестве продукции и др.). Бухгалтерская отчетность — важнейшая часть информационной системы, формируемой в рамках предприятия.
Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный период. Отчетным периодом признается финансовый год — с 1 января по 31 декабря. Российская отчетность составляется на русском языке, в валюте РФ — в рублях. Руководитель и главный бухгалтер несут ответственность за составление отчетности. Бухгалтерскую отчетность можно классифицировать по различным признакам: по периодичности, по охвату, по назначению.
По периодичности бухгалтерскую отчетность подразделяют на:
- годовую (составляется за финансовый год)
- промежуточную (за месяц, нарастающим итогом за квартал, полугодие, девять месяцев).
По охвату отчетность делят на:
- индивидуальную - положение и результаты деятельности отдельного хозяйствующего субъекта — юридического лица
- сводную - составляется министерствами и ведомствами для статистического обобщения показателей или внутри юридического лица на основании данных по его подразделениям и филиалам, не являющимся самостоятельными юридическими лицами
- консолидированную - составляется финансовой группой (материнская компания и ее дочерние предприятия), рассматриваемой в качестве единой хозяйствующей организации.
По назначению отчетность делят на:
|
|
- внутреннюю - удовлетворяет информационные потребности самого субъекта в процессе принятия им управленческих решений и строится на данных управленческого учета.
- внешнюю - служит источником информации для внешних пользователей о финансовой устойчивости, результатах финансовой и хозяйственной деятельности, платежеспособности экономического субъекта.
Понятие и классификация пользователей бухгалтерской отчетности
Финансовая отчетность организаций представляет интерес для широкого круга пользователей. Пользователей бухгалтерской информации можно подразделить на две основные группы:
- внешние
- внутренние
Внутренние пользователи, такие, как администрация, служащие, производственный персонал, имеют свободный доступ ко всей необходимой и полезной для управления информации и несут ответственность за принимаемые управленческие решения. К внутренним пользователям финансовой отчетности также относятся владельцы организаций. Собственникам учетная информация необходима для оценки финансовых перспектив организации в будущем и возможности получения доходов в виде дивидендов.
Внешние пользователи функционируют вне предприятий, их следует разбить на следующие подгруппы:
1) пользователи с прямым финансовым интересом
· настоящие и потенциальные инвесторы
· настоящие и потенциальные кредиторы
· кредитующие банки
2) с косвенным финансовым интересом - учетная информация необходима дли того, чтобы контролировать поступление средств в федеральный и местные бюджеты, корректировать финансовую политику через систему налогообложения
· налоговыми и финансовыми органами
· обслуживающими банками
· правительственными учреждениями
· страховыми компаниями
· профсоюзами и т.д.
3) без финансового интереса
· органы статистики
· арбитраж
· аудиторские фирмы
·