Конспект содержания обсуждаемых вопросов

Настоящее занятие посвящено обсуждению актуальных проблем педагогической психологии – психологической сущности «развивающего обучения» и формированию знаний, умений и навыков у студентов.

Поскольку студентам предоставлялась возможность заранее подготовиться к обсуждаемым вопросам, остановимся лишь на основных содержательных моментах изучаемого.

1. «Развивающее обучение» представляет собой новую дидактическую систему, направленную на общее психическое развитие учащихся, обучающихся в младших классах, когда происходит становление учебной мотивации, формируется желание учиться, происходит развитие умственной деятельности детей. В свою очередь общее развитие психики, его успешность лежит в основе прочного сознательного усвоения знаний, формирования умений и навыков.

Именно такие идеи заложены в концепцию «развивающего обучения» Л.В. Занкова.

В.В. Давыдов, создавая свою концепцию «развивающего обучения», отталкивался от проблем восхождения от абстрактного к конкретному, акцентировал внимание на специфике эмпирического и теоретического мышления.

Студентам следует во время обсуждения проблем «развивающего обучения» составить представление о важности и актуальности его использования в учебном процессе в условиях современного обучения.

Сущность каждого из указанных научных направлений можно уяснить, воспользовавшись рекомендуемой литературой и разработками, представленными в Приложении к методическим указаниям для самостоятельной работы по педагогической психологии.

Следует заметить, что только в условиях «развивающего обучения» можно сформировать личность творческую, способную реализовать оригинальные идеи, проявить нешаблонное мышление. В условиях традиционного обучения лежит модель «объясняющая». Коммуникативная, не требующая реализации новаторских идей, вынашивания оригинальных замыслов. Учащиеся предпочитают мыслить и отвечать по образцу, представленному педагогом.

2. Важным представляется рассмотрение вопроса о формировании знаний, умений и навыков и обсуждение его со студентами.

Знание - адекватное отражение в сознании индивида общественно-исторического опыта в виде представлений, понятий и суждений, теорий. Они являются основным результатом учебной деятельности. По их количеству судят об эффективности познавательной деятельности.

Знания – это система сведений об окружающем мире.

Выделяют уровни знаний:

1. Низкий – фактологический – сведения разрозненные, неточные. Как правило, они оцениваются баллами.

2. Репродуктивный – направлен на запоминание учебного материала, усвоение лишь на 30%, а оценка «удовлетворительная».

3. Умений и реализации знаний по образцу. Если ученик овладел общими способами, то может применить их на практике, хотя творческий подход отсутствует. Выживаемость таких знаний 70%, а оцениваются они «3», «4», «5» баллами.

2. Высокий – трансформации и интеграции знаний.

Учащиеся подходят творчески, оригинально к усвоению знаний, используют их при решении проблемных задач.

Усвоение - это освоенные способы применения знаний в практической деятельности.

Умения – это применение усвоенной, воспринятой, осмысленной, переработанной и сохраненной информации к решению практических задач определенного типа – чаще по образцу.

Признаки умений:

1. Осознание теоретических положений, на которых строятся практические действия.

2. Возможны некоторые затруднения, пробы, ошибки.

3. Пока еще сохраняется ориентировочная основа действий (ООД), то есть сохраняется опора на образец.

Виды учебных умений подразделяются:

1. По содержанию:

а) общие учебные умения;

б) специфические умения.

2. По характеру деятельности:

а) организационные;

б) познавательные;

в) практические.

3. По психологическим преобладающим компонентам:

а) сенсорные;

б) интеллектуальные;

в) двигательные.

4. По степени обобщенности или возможности использования:

а) не везде, а только в рамках определенного предмета;

б) везде.

Учебные навыки - выполнение действий легко, быстро, безошибочно без напряжения. Формируются навыки под влиянием целенаправленных упражнений, а не просто повторных выполняемых действий.

Чтобы их приобрести необходимо:

1. Уметь ставить цели.

2. Оценивать ошибки и результаты.

3. Тренировки распределять во времени.

4. Выполнять учебную деятельность разными способами.

Виды навыков такие же, как и умения.

Студентам следует тщательно проанализировать полученную информацию и указать виды умений и навыков по выделенным основаниям – самостоятельно в процессе обсуждения полученной информации.

Вопросы и задания

1. Назовите ведущих учёных, разрабатывающих научные направления «развивающего обучения».

2. Дифференцируйте понятия эмпирическое и теоретическое мышление.

3. Перечислите актуальные уровни сформированности знаний.

4. Назовите виды учебных умений и навыков.

5. Дайте определение понятия «умственное развитие».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: