Тема «Сущность деятельностного подхода к анализу процесса учения»

Цель занятия - раскрыть содержание деятельностного подхода к учению, познакомиться со структурой учебной деятельности и смыслом усвоения учебного материала.

Вопросы для обсуждения

1. Различные подходы отечественных ученых к определению учения (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев).

2. Структура учебной деятельности; единицы анализа: «учебные действия», «учебная задача».

3. Усвоение – центральное звено учебной деятельности обучающегося.

Основные понятия – учебная деятельность, деятельностный подход, структура учения, учебные действия, учебная задача, усвоение.

Форма проведения - занятие-семинар; групповая дискуссия по обсуждаемым вопросам, работа с методикой.

Конспект содержания обсуждаемых вопросов

При изучении данной темы следует обратить внимание на то, что до сих пор нет единого подхода к пониманию специфики учения. Сформирована вместе с тем психологическая теория учебной деятельности, которая является ориентировочной в России. Ее разработчики - Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.

В узком смысле понятие «учебная деятельность», согласно Д.Б. Эльконину, – ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте.

В широком смысле понятие «учебная деятельность» наполняется собственно деятельностным смыслом, распространяясь на другие возрасты, соотносясь с особым ответственным отношением к предмету обучения на всём его протяжении.

Студенты должны знать:

Учебная деятельность:

1. Специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач, в ней осваиваются общие способы действия и научные понятия, которые предворяют решение задач.

2. Учебная деятельность ведет к изменению в самом субъекте, по мнению Д.Б. Эльконина, это ее основная характеристика.

3. Происходит изменение психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов своих собственных действий (по И. Лингарту).

Структура учебной деятельности представлена:

1. Целями – осознанием обстоятельств учения, его мотивов.

2. Учебными задачами, с помощью которых учащиеся овладевают общими способами решения задач.

3. Учебными действиями, с помощью которых осваивается выполнение учебной задачи, воспроизводятся образцы способов действия. Различают три основные формы действия: материальная, внешнеречевая и умственная; также действия оценивания и контроля. Более подробно о видах учебных действий студенты узнают из лекционных занятий.

4. Учебными мотивами, раскрытию содержания которых будет посвящено следующее занятие.

Центральным звеном учебной деятельности является «усвоение», представляющее собой сложное понятие: это и механизм формирования индивидуального опыта, это и сложная интеллектуальная деятельность, это и результат учения, и центральная часть обучения.

Дж. Бруннер рассматривал «освоение», как:

1) получение новой информации;

2) преобразование (трансформация);

3) приспособление информации к решению задач, проверка, и контроль.

Согласно Д.Б. Эльконину, учебная деятельность не тождественна усвоению, так как оно является ее основным содержанием, определяется строением и уровнем ее развития, в которую и включено усвоение.

Таким образом, представляется важным чтобы учебная деятельность была объективно направлена на осуществление целей общего и профессионального формирования учащихся как личностей, развитых всесторонне, творческих, активных, социально-зрелых. Важно, чтобы ученик из «школяра» превратился бы в обучающегося, занял бы «внутреннюю позицию» школьника и изменился бы как субъект учения.

Студентам предлагается поработать с методикой 1, направленной на выявление сформированности «внутренней позиции школьника», представленной в Приложении 1.

Студентам следует познакомиться также с методикой «Направленность на отметку» и в дальнейшем использовать ее на практике.

 Кроме того, им предстоит ответить на вопросы и выполнить некоторые задания.

Вопросы и задания

1. Какие из существующих подходов к структурному анализу деятельности учения представляются вам наиболее адекватными?

2. Охарактеризуйте структурные компоненты учебной деятельности.

3. Какие «единицы анализа» выделяют в педагогической психологии?

4. Какова цель учебной деятельности?

5. Что такое процесс усвоения?

6. Может ли происходить усвоение знаний при наличии обучения и отсутствии учения?

7. Какие функции самоконтроля и самооценивания имеют место в процессе усвоения учебного материала?

 

Тема «Мотивация учебной деятельности»

Цель занятия – обсуждение проблемы мотивации учения, структуры мотивов, формирования познавательных мотивов и интересов.

Вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика мотивации учебной деятельности школьников на разных этапах обучения.

2. Структура учебных мотивов учебной деятельности. Классификация мотивов.

3. Формирование познавательных потребностей и интересов как одного из условий развития внутренней учебной мотивации учащихся.

Основные понятия: учебная мотивация, мотив, потребности, познавательный интерес.

Форма проведения - занятия – семинар.

Обсуждение вопросов в рамках семинарского занятия с привлечением практических занятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: