Цель занятия - раскрыть содержание деятельностного подхода к учению, познакомиться со структурой учебной деятельности и смыслом усвоения учебного материала.
Вопросы для обсуждения
1. Различные подходы отечественных ученых к определению учения (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев).
2. Структура учебной деятельности; единицы анализа: «учебные действия», «учебная задача».
3. Усвоение – центральное звено учебной деятельности обучающегося.
Основные понятия – учебная деятельность, деятельностный подход, структура учения, учебные действия, учебная задача, усвоение.
Форма проведения - занятие-семинар; групповая дискуссия по обсуждаемым вопросам, работа с методикой.
Конспект содержания обсуждаемых вопросов
При изучении данной темы следует обратить внимание на то, что до сих пор нет единого подхода к пониманию специфики учения. Сформирована вместе с тем психологическая теория учебной деятельности, которая является ориентировочной в России. Ее разработчики - Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.
|
|
В узком смысле понятие «учебная деятельность», согласно Д.Б. Эльконину, – ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте.
В широком смысле понятие «учебная деятельность» наполняется собственно деятельностным смыслом, распространяясь на другие возрасты, соотносясь с особым ответственным отношением к предмету обучения на всём его протяжении.
Студенты должны знать:
Учебная деятельность:
1. Специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач, в ней осваиваются общие способы действия и научные понятия, которые предворяют решение задач.
2. Учебная деятельность ведет к изменению в самом субъекте, по мнению Д.Б. Эльконина, это ее основная характеристика.
3. Происходит изменение психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов своих собственных действий (по И. Лингарту).
Структура учебной деятельности представлена:
1. Целями – осознанием обстоятельств учения, его мотивов.
2. Учебными задачами, с помощью которых учащиеся овладевают общими способами решения задач.
3. Учебными действиями, с помощью которых осваивается выполнение учебной задачи, воспроизводятся образцы способов действия. Различают три основные формы действия: материальная, внешнеречевая и умственная; также действия оценивания и контроля. Более подробно о видах учебных действий студенты узнают из лекционных занятий.
4. Учебными мотивами, раскрытию содержания которых будет посвящено следующее занятие.
Центральным звеном учебной деятельности является «усвоение», представляющее собой сложное понятие: это и механизм формирования индивидуального опыта, это и сложная интеллектуальная деятельность, это и результат учения, и центральная часть обучения.
|
|
Дж. Бруннер рассматривал «освоение», как:
1) получение новой информации;
2) преобразование (трансформация);
3) приспособление информации к решению задач, проверка, и контроль.
Согласно Д.Б. Эльконину, учебная деятельность не тождественна усвоению, так как оно является ее основным содержанием, определяется строением и уровнем ее развития, в которую и включено усвоение.
Таким образом, представляется важным чтобы учебная деятельность была объективно направлена на осуществление целей общего и профессионального формирования учащихся как личностей, развитых всесторонне, творческих, активных, социально-зрелых. Важно, чтобы ученик из «школяра» превратился бы в обучающегося, занял бы «внутреннюю позицию» школьника и изменился бы как субъект учения.
Студентам предлагается поработать с методикой 1, направленной на выявление сформированности «внутренней позиции школьника», представленной в Приложении 1.
Студентам следует познакомиться также с методикой «Направленность на отметку» и в дальнейшем использовать ее на практике.
Кроме того, им предстоит ответить на вопросы и выполнить некоторые задания.
Вопросы и задания
1. Какие из существующих подходов к структурному анализу деятельности учения представляются вам наиболее адекватными?
2. Охарактеризуйте структурные компоненты учебной деятельности.
3. Какие «единицы анализа» выделяют в педагогической психологии?
4. Какова цель учебной деятельности?
5. Что такое процесс усвоения?
6. Может ли происходить усвоение знаний при наличии обучения и отсутствии учения?
7. Какие функции самоконтроля и самооценивания имеют место в процессе усвоения учебного материала?
Тема «Мотивация учебной деятельности»
Цель занятия – обсуждение проблемы мотивации учения, структуры мотивов, формирования познавательных мотивов и интересов.
Вопросы для обсуждения
1. Общая характеристика мотивации учебной деятельности школьников на разных этапах обучения.
2. Структура учебных мотивов учебной деятельности. Классификация мотивов.
3. Формирование познавательных потребностей и интересов как одного из условий развития внутренней учебной мотивации учащихся.
Основные понятия: учебная мотивация, мотив, потребности, познавательный интерес.
Форма проведения - занятия – семинар.
Обсуждение вопросов в рамках семинарского занятия с привлечением практических занятий.