Конспект содержания обсуждаемых вопросов

Учебная деятельность полимотивирована. В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы.

Выделяют: мотивы, заложенные в самой учебной деятельности; мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности. Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения. Сдвиг мотива на цель зависит не только от характера педагогических воздействий, но и от того, на какую внутриличностную почву и объективную ситуацию учения они ложатся.

Важным представляется наличие у учащихся мотивации достижения, связанном с продуктивным выполнением учебной деятельности. Если же имеет место мотивация избегания неудачи, то это всегда сопряжено с эмоциональными проявлениями в виде тревожности, страхов, психической напряженности, фрустрации.

Преобладание той или иной мотивационной тенденции всегда сопровождается выбором трудности цели. Учащиеся, мотивированные на успех, предпочитают средние или слегка завышенные цели. Они рискуют расчетливо. Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам, они либо занижают, либо завышают цели.

Важным представляется своевременное формирование у детей «внутренней позиции школьника». В свою очередь «позиция школьника» превращает процесс учения во внутренний, целенаправленный, мотивированный процесс. Ребенок превращается из обучаемого в учащегося.

Студентам следует иметь представление об уровнях и формах познавательных потребностей.

1 уровень – потребность во впечатлениях – фундамент познавательной потребности.

2 уровень – потребность в знаниях (любознательность), выражающаяся в интересе к предмету, к чтению книг и т.д.

3 уровень – высший; познавательная потребность характеризуется целенаправленной деятельностью, приводит к общественно-значимым результатам.

Известны формы потребностей:

- усвоение готовых знаний (их интеграция, систематизация);

- исследование действительности с целью получения новых знаний, интерес к проблемным ситуациям, стремление к целенаправленной творческой деятельности.

В основе познавательной потребности лежит и познавательный интерес.

Потребность, «находя» предмет, способный ее удовлетворять, становится мотивом, направляющим соответствующую деятельность.

Внутренние побуждения лежат в основе учебной деятельности, оказывают большое влияние на динамику ее протекания и получаемый в итоге конечный результат – самоизменение субъекта деятельности и процесса усвоения знаний.

В Приложении предлагается ряд методик: 1, 2, 3, 4 выполняя которые, студенты смогут закрепить полученные теоретические знания на практике.

Кроме того, им предстоит проанализировать материал и ответить на вопросы.

Вопросы и задания

1. Дайте характеристику понятиям «потребность», «мотив», «мотивация».

2. Какие группы мотивов входят в учебную мотивацию?

3. Охарактеризуйте внешние мотивы учения.

4. Какие мотивы учебной деятельности относятся к внутренним, почему?

5. Объясните механизм «сдвиг мотива на цель».

6. Почему наличие познавательного интереса у младших школьников способствует формированию внутренней мотивации?

7. Выделите этапы формирования познавательного интереса у учащихся.

8. Почему мотивация «достижения» способствует успешности в обучении и в личностном развитии, а мотивация «избегания неудач» - нет?

 

Тема «Соотношение обучения и развития»

Цель занятия – проанализировать взаимосвязь обучения и развития, познакомить с ведущими теориями обучения.

Вопросы для обсуждения

1. Сущность процесса обучения. Развивающий эффект обучения.

2. Взгляды отечественных психологов на проблему соотношения обучения и развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов и др.).

3.  «Зона ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому).

4. Ведущие теории обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин).

5. Обучаемость, ее факторы.

Основные понятия: обучение, развитие, «зона ближайшего развития», «актуальный уровень развития», обучаемость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: