Конспект обсуждаемых вопросов

В процессе проведения семинара педагог, ведущий его, должен ориентировать студентов на следующие моменты:

1. Педагогическая деятельность – это деятельность взрослого человека, передающего знания, организующего учебную деятельность в плане освоения предметного социокультурного опыта. Эта деятельность полимотивирована и в ней выделяют мотивы власти: вознаграждения, наказания, норматива, эталона, информационности.

Педагогическая деятельность должна носить высокопродуктивный характер. Всего же выделяют пять уровней продуктивности, характеристику которых предстоит дать студентам.

2. Успешность деятельности педагога зависит от наличия педагогических умений, среди которых А.К. Маркова выделяет девять групп, соотносимых с его деятельностью, общением, личностью, обученностью и воспитанностью учащихся.

3. Психологическая структура личности педагога включает качества:

- педагогический такт – чувство меры педагогического воздействия, основанной на отношении к личности ребенка как главной ценности;

- педагогическую этику – знание гуманистических норм своей профессии;

- педагогическую эмпатию: рациональная (например, я вас понимаю), эмоциональная (например: я вам сочувствую), действенная (например, я вам помогу), опережающая (например, я могу вам помочь);

- рефлексию: умение увидеть себя со стороны.

В структуру личности педагога входят свойства: темперамент, характер, способности.

К педагогическим способностям относятся: дидактические, речевые, организаторские, академические, конструктивные, ораторские, артистические, гностические, коммуникативные и др.

Особое внимание студенты должны обратить на важную составляющую структуры личности педагога – интегральные характеристики:

- самооценивание – оценка сегодняшних, вчерашних, будущих и др. возможностей;

- индивидуальность – своеобразие личности, имеющей свой стиль сотрудничества с учащимися;

- творчество – постоянный поиск нового, нестандартных задач, приёмов, способов их решения.

4. При рассмотрении вопроса, связанного с профессиональными деформациями личности педагога, особое внимание следует уделить причинам их проявления и типам деформаций.

Деформации могут проявляться на двух уровнях:

а) общепедагогические, характеризующие сходные изменения личности у всех педагогов;

б) типологические, вызванные слиянием личностных особенностей с соответствующими воздействиями профессиональной деятельности; выделяют позиции: “учитель на пьедестале”, “учитель - начальник”, “учитель - компьютер”, “учитель - мученик”, “учитель - приятель”.

При подготовке к семинару необходимо ответить на следующие вопросы:

1. В чем заключается специфика деятельности педагога?

2. Охарактеризуйте уровни продуктивности; какой из них самый эффектный?

3. Подчеркните психологическую сущность педагогических способностей; какие виды педагогических способностей вам известны, какие есть у вас?

4. Охарактеризуйте виды педагогической эмпатии; почему эмпатия важна для педагога?

5. Охарактеризуйте внешние и внутренние мотивы педагогической деятельности?

6. Какие затруднения испытывает педагог при общении с коллегами и учащимися? Какие барьеры затрудняющие общение вы можете назвать?

7. Какую психологическую помощь можно оказать педагогу при педагогических деформациях?

8. Что означает мышление “красного карандаша”?

 

Приложение 1

Методика 1. Определение у старших дошкольников сформированности «внутренней позиции школьника» Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина

Инструкция. Задайте ребенку вопросы и попросите дать ответы (ответы следует записать).

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?

3. Какие занятия тебе больше всего нравятся? Почему?

4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?

5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?

6. Почему ты хочешь идти в школу?

7. Тебе нравятся школьная форма и школьные принадлежности?

8. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?

9. Если мы будем сейчас играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем?

10. Во время игры в школу что у нас будет длиннее — урок или перемена?

Обработка и интерпретация результатов

Учитываются все ответы, кроме 6-го и 7-го. При сформированной «внутренней позиции школьника» ответы на вопросы должны звучать приблизительно следующим образом:

1. Хочу идти в школу.

2. Не хочу еще на год остаться в детском саду (дома).

3. Те занятия, на которых учили (буквы, цифры и т. д.).

4. Люблю, когда мне читают книжки.

5. Сам прошу, чтобы мне почитали.

6. Нет, не устроит, хочу ходить в школу.

7. Хочу быть учеником.

8. Пусть будет длиннее урок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: