Методика 2. «Перечень любимых занятий» (М. В. Матюхина)

Цель. Выявить уровень развития интереса к содержанию и процессу учения.

Материал. Бланк с перечнем занятий. Перечень составлен таким образом, что число занятий, связанных с содержательной стороной учебной деятельности (пункты 1, 4, 7, 9, 10, 11), тож­дественно числу занятий, отражающих процессуальную сторону.

Ход проведения. Испытуемому предъявляется бланк с переч­нем занятий и предлагается выбрать самые любимые. Обследо­вание проводится индивидуально, чтобы исключить всякое вли­яние других детей.

I. Напиши фамилию, имя.

II. Прочитай все пункты от 1 до 12.

III. Выбери (подчеркни), что ты больше всего любишь (сделай 4 выбора).

1. Слушать, когда учитель приводит интересные примеры.

2. Выводить правила на уроках математики.

3. Выполнять упражнения по русскому языку.

4. Узнавать, откуда произошли числа.

5. Самому составлять упражнения по русскому языку.

6. Решать задачи по математике.

7. Узнавать, почему предмет называется определенным сло­вом.

8. Самому составлять задачи.

9. Узнавать правила написания слов.

10. Слушать, когда учитель рассказывает что-то необычное.

11. Узнавать о математических действиях.

12. Выводить правила на уроках русского языка.

Обработка данных. На основе выбора любимых занятий оп­ределяется характер интереса к содержательной и процессуаль­ной стороне учения:

- пункты 1 и 10 — свидетельство интереса учащегося к за­нимательности;

- пункты 9 и 11 говорят о привлекательности для ребенка фактов;

- пункты 4 и 7 фиксируют пристрастие к сути явлений;

- пункты 3 и 6 — подтверждение заинтересованности в са­мом процессе действий;

- пункты 2 и 12 соответствуют поисково-исполнительскому уровню;

- пункты 5 и 8 отражают творческий уровень.

Методика 3. «Потребности в достижении» Ю.М. Орлова

Цель работы - овладение навыками работы с методикой «Потребности в достижении» Ю.М. Орлова, проведение и интерпретация результатов).

Описание методики: Методика измерения потребности (мотива) в достижении разработана Ю. М. Орловым.

Представление о потребности в достижениях берет свое начало из понятия Ф. Xoппе «Я-уровень», означающего стремление человека удерживать самосознание на возможно более высоком уровне с помощью высокого личного стандарта достижений (уровня признаний). Позднее это понятие превратилось в понятие «мотив достижения», определяемое X. Хекхаузеном как стремление повышать свои способности и умения, поддерживать возможно более высоком уровне те виды деятельности, по отношению к которым достижения считаются обязательными.

Предлагаемая методика представляет собой тест-опросник, содержащий 23 положения, с которыми испытуемый соглашается или нет. Тест направлен на выявление степени выраженности потребности человека в достижении успеха в любой деятельности (т. е. степень заряженности на успех).

Инструкция. Предлагается ряд положений. Если вы с положением согласны, то рядом с его номером на опросном листе напишите «да», если не согласны — «нет».

Таблица 3

Текст опросника

Утверждения Да Нет
1. Думаю, что успех в жизни, скорее, зависит от случая, чем от расчета.    
2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл.    
3. Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат.    
4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.    
5. По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими.    
6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.    
7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.    
8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.    
9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.    
10.  Мои близкие считают меня ленивым.    
11.  Думаю, что в моих неудачах повинны, скорее, обстоятельства, чем я сам.    
12.  Терпения во мне больше, чем способностей.    
13. Мои родители слишком строго контролировали меня.    
14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений.    
15. Думаю, что я уверенный в себе человек.    
16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики.    
17. Я усердный человек.    
18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.    
19. Если бы я был журналистом, я писал бы, скорее, об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.    
20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.    
21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.    
22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.    

 

Таблица 4

 

Уровень мотивации достижения

низкий средний высокий
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Сумма баллов 2-9 10 11 12 13 14 15 16 17 18-19

Код: ответы «да» на вопросы 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22; ответы «нет» на вопросы 1, 3, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15, 17, 20.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: