Взгляд со стороны на педагогические инновации в России

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

ПОД РЕДАКЦИЕЙ М.Н.ПЕВЗНЕРА, О.М.ЗАЙЧЕНКО

 

МОСКВА

2005

 

ББК Печатается по решению РИС НовГУ
   

 

 

Рецензенты:

Каплунович Т.А.,доктор педагогических наук, профессор

Гормин А.С., доктор педагогических наук

 

 

Авторский коллектив:

 

глава 1 – М.Н.Певзнер, О.М.Зайченко

глава 2 – М.Н.Певзнер, О.М.Зайченко, А.Г.Ширин

глава 3, 4 - М.Н.Певзнер, О.М.Зайченко

глава 5 – М.Н.Певзнер, А.Г.Ширин

глава 6 - М.Н.Певзнер, О.М.Зайченко, А.Г.Ширин

глава 7 - М.Н.Певзнер, О.М.Зайченко, А.В.Петров

глава 8 – С.Н.Горычева

глава 9 – В.Н.Аверкин, О.М.Зайченко

 

 

П Педагогическое консультирование: Учебное пособие / под ред. М.Н.Певзнера, О.М.Зайченко. – М., 2005

 

В учебном пособии впервые очерчены контуры новой области научного знания – теории педагогического консультирования. Эта теория включает исследование таких проблем, как сопровождение ребенка в образовательном процессе, оказание помощи семье и различным группам населения по вопросам обучения и воспитания, научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогического и управленческого персонала.

Пособие содержит материалы для анализа и тесты для самоконтроля, ситуации и проблемы для обсуждения. Оно адресовано как тем, кто только сегодня осваивает профессию консультанта, так и тем, кто в реальных ситуациях профессиональной деятельности выступает в качества советчика, методиста, наставника.

Содержание

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ 6
Взгляд со стороны на педагогические инновации в России 6
Слово рецензентов 9
От авторов 14
Глава 1. Феномен педагогического консультирования: основные понятия, термины и теоретические предпосылки 17
1.1. Консультирование как область педагогического знания и образовательной деятельности 17
1.2. Субъекты педагогического консультирования 22
1.3. Принципы консультационного взаимодействия 26
1.4. Многообразие консультационных услуг 30
1.5. Особенности педагогического консультирования 37
1.6. Психоаналитические концепции как источник педагогического консультирования 41
1.7. Наследие бихевиоризма в теории и практике педагогического консультирования 52
1.8. Развитие идей гуманистической психологии в педагогическом консультировании 59
Вопросы для дискуссии 64
Ситуация для анализа и обсуждения 65
Тест для самоконтроля 67
Библиография 68
Глава 2. Общая логика, структура и типология консультационного взаимодействия 71
2.1. Феномен консультационной культуры 71
2.2. Структура и типы педагогического консультирования 75
2.3. Модели консультационного взаимодействия 80
Вопросы для дискуссии 110
Ситуация для анализа и обсуждения 111
Тест для самоконтроля 113
Библиография 114
Глава 3. Педагогическое консультирование ребенка и семьи 116
3.1. Консультирование ребенка как вид социально-педагогической поддержки 116
3.2. Виды консультаций и тактики консультанта 120
3.3. Консультирование по поводу агрессивного поведения, насилия и травли 134
3.4. Концепции и модели семейного консультирования 152
3.5. Консультирование по формированию продуктивного взаимодействия родителей и детей 171
Вопросы для дискуссии 177
Ситуация для анализа и обсуждения 178
Тест для самоконтроля 180
Библиография 181
Глава 4. Разрешение профессиональных затруднений в процессе педагогического консультирования 183
4.1. Природа и специфика ситуации профессионального затруднения 183
4.2. Отношение специалистов к способам разрешения ситуаций профессионального затруднения 191
4.3. Многообразие ситуаций профессионального затруднения 194
4.4. Кризисные и конфликтные ситуации профессионального поведения 198
Вопросы для дискуссии 214
Ситуация для анализа и обсуждения 215
Тест для самоконтроля 216
Библиография 218
Глава 5. Управленческое консультирование как фактор развития образовательного учреждения 223
5.1. Школа как развивающаяся организация 223
5.2. Консультирование школы при выборе стратегии ее развития 233
5.3. Команда управления и программа развития школы 247
5.4. Консультирование по вопросам мотивации и стимулирования персонала 253
Вопросы для дискуссии 260
Ситуация для анализа и обсуждения 261
Тест для самоконтроля 262
Библиография 264
Глава 6. Супервизия профессиональной деятельности педагога 267
6.1. Современный контекст профессиональной педагогической супервизии 267
6.2. Методы индивидуальной супервизии 275
6.3. Групповая супервизия: технологические особенности и разновидности 287
Вопросы для дискуссии 302
Ситуация для анализа и обсуждения 303
Тест для самоконтроля 305
Библиография 307
Глава 7. Технология и методы педагогического консультирования в группе 309
7.1. Особенности группового консультирования 309
7.2. Феномен обратной связи в педагогическом консультировании 313
7.3. Самораскрытие участников консультационного процесса 318
7.4. Сплоченность группы как фактор группового консультирования 325
7.5. Напряжение как элемент групповой динамики 332
7.6. Конфронтация и групповая дискуссия в системе консультационного взаимодействия 338
7.7. Модерация как вид и технология профессионального консультирования 342
7.8. Базовые процессы и техники модерации 348
Вопросы для дискуссии 362
Ситуация для анализа и обсуждения 362
Тест для самоконтроля 365
Библиография 366
Глава 8. Дидактическое консультирование: содержательные основы и технологические аспекты 368
8.1. Сущностные характеристики консультирования по проблемам обучения 368
8.2. Экспертное консультирование в опытно-экспериментальной работе 383
Вопросы для дискуссии 405
Ситуация для анализа и обсуждения 405
Тест для самоконтроля 406
Библиография 408
Глава 9. Педагогическое консультирование в территориальной системе образования 411
9.1. Педагогическое консультирование как элемент территориальной образовательной политики 411
9.2. Оказание консультационной помощи по вопросам реализации областной программы развития образования 413
9.3. Консультирование по процессу и результатам аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений 420
9.4. Профессиональное консультирование учащихся, родителей, педагогов 428
Вопросы для дискуссии 438
Ситуация для анализа и обсуждения 439
Тест для самоконтроля 440
Библиография 442
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 444

 

Вместо предисловия

Взгляд со стороны на педагогические инновации в России

Автор этих строк предстает перед читателем в трех ипостасях: во-первых, как объективный внешний эксперт, способный по достоинству оценить появление этой книги как нового достижения мировой педагогической науки; во-вторых, как восхищенный наблюдатель, имевший счастье быть очевидцем впечатляющего инновационного процесса, который развернулся во всех звеньях образовательной сферы России. Если взять педагогическое образование, которое мне наиболее близко, то в конце прошлого века мы могли наблюдать в Великом Новгороде бурное развитие и внедрение активных методов дидактики высшей школы, реализацию билингвальных образовательных программ, создание оригинального университетского комплекса, заложившего фундамент системы непрерывного образования.

И вот сегодня появляется актуальная книга о педагогическом консультировании, которые открывают учителям новые возможности в освоении профессиональных вершин.

Поистине восхищает, с какой смелостью авторы взялись за теоретическое осмысление явлений, еще мало известных в педагогической практике. При этом новизна исследования органично сочетается с весомостью научных аргументов, взвешенной оценкой эффективности новых технологий.

И, наконец, хочется сказать о моей третьей ипостаси – это роль надежного друга и партнера российских педагогов, который благодаря международному сотрудничеству и успешной реализации совместных образовательных проектов стал непосредственным участником многих инновационных программ. И только увидев изнутри развитие высшей и средней школы Великого Новгорода, можно было воочию убедиться, какая огромная разница в темпах осуществляемых изменений имеется в образовании России и Германии.

В среднем образовании Германии инновационный процесс разворачивается крайне медленно, для его теоретического осмысления и анализа полученных результатов понадобились годы, а в высшую школу "свежие ветры" пришли еще позднее. Лишь в последнее время содержание педагогического образования стало обновляться, и предметом дискуссии явились проблемы проектирования моделей "развивающейся школы", "обучающейся организации", "школы, имеющей профиль" и др.

Новое содержание и новые технологии подготовки и повышения квалификации учителей сталкиваются с сопротивлением старой консервативной системы, не восприимчивой к педагогическому риску. И тем более удивительно, сколь значительные шансы для инноваций в образовании появляются в ситуации общественной перестройки, которую в конце прошлого века переживала Россия.

Внимательное прочтение книги вызывает новые раздумья. На первый взгляд, возникает впечатление, что ты окунулся в привычный мир западной научной литературы, оперирующей такими терминами, как консалтинг, модерация, супервизия и др., но чем глубже ты вникаешь в содержание книги, тем отчетливее понимаешь, что речь идет не о слепом заимствовании западных образцов, чуждых российской образовательной традиции, а о научном исследовании, которое аккумулирует результаты совместного поиска немецких и российских педагогов, направленного на решение проблем сопровождения учителя. И поиск этот основан на нашем общем наследии – альтернативной педагогике, корни которой следует искать в реформаторском движении Германии и России конца XIX – начала ХХ века. Выдающейся заслугой новгородских ученых является то, что они открыли Германии имена русских педагогов, принадлежавших к этому движению.

Идеи педагогов-реформаторов являются далеко не единственной основой, на которой построена эта книга. Представленное в ней нестандартное видение содержания и технологий педагогического консультирования и супервизии персонала школ (в частности, сценического консультирования) во многом зиждется на постулатах театральной педагогики, разработанных хорошо известной во всем мире научной школой Станиславского.

Только опора на мировой педагогический опыт, гуманистические традиции в образовании различных стран, включая Россию, результаты международного сотрудничества, активным участником которого явился и автор данной статьи, сделала возможным появление книги, открывающей новую страничку в развитии современной педагогики и обогащающей научное представление о сопровождении педагога, существующее в различных странах. И это событие еще раз подтверждает устойчивую репутацию в Германии Великого Новгорода как центра инновационного развития в образовании, пионера педагогического реформаторства, экспериментальной площадки, где апробируются и внедряются в практику самые смелые идеи.

Своеобразие новгородского инновационного центра заключается в том, что, получая импульсы из Германии и других стран, он разрабатывает конкретные стратегии развития высшей и средней школы, новое содержание и технологии подготовки и сопровождения учителя и, освоив их, "возвращает" обогащенные продукты инновационного поиска назад в Германию, побуждая нас к новым раздумьям и определенному ускорению.

Сегодня ученые России прокладывают новые, неизвестные ранее пути в образовании, которые могут дать многообещающие результаты. Очень хочется освоить эти пути вместе, обогащая, дополняя и поддерживая друг друга. И в этом плане выходящее в свет учебное пособие о педагогическом консультировании может оказаться полезным путеводителем.

Доктор Йоганнес Вильдт,

профессор педагогики

Дортмундского университета (Германия)

Слово рецензентов

Предлагаемая работа является своего рода автодидактическим пособием, которое позволит будущим и уже работающим в сфере образования специалистам (педагогам, руководителям образовательных учреждений, методистам, преподавателям педагогических учебных заведений) освоить инновационный и весьма актуальный для современной образовательной практики вид профессиональной деятельности, названной авторами «педагогическим консультированием».

Особенностью и несомненным достоинством курса является то, что он представляет собой абсолютно оригинальную авторскую трактовку этой деятельности, которая в реалиях осуществляемой ныне модернизации российского образования может стать не только самостоятельным, но ведущим фактором реализации задуманных реформ. Через консультирование детей, родителей, педагогического и управленческого персонала по поводу возникающих у них проблем, связанных с обучением и воспитанием, возможна актуализация их внутреннего потенциала и, что особенно важно, преодоление ощущения неуверенности в своих силах, а также формирование личной ответственности за решение собственных проблем.

Несмотря на то, что общие принципы, виды и технологии консультационного воздействия сегодня достаточно хорошо представлены в теории и практике психологического и управленческого консультирования, авторами совершенно правомерно выделено, научно обосновано и методически проработано особое направление консультационной деятельности - педагогическое. Специфика консультационных услуг в сфере образования отражающаяся в объекте, характере и технологиях консультационной деятельности, представленная в методологическом разделе пособия, убедительно доказывает, что речь идет о новой области педагогического знания. Относится ли это знание к общей педагогике или к теории и методике профессионального образования - проблема его методологической квалификации. Несомненно одно - это совершенно новый раздел педагогической науки. Актуальность его разработки - величайшая.

Следует признать, что авторы пособия с исключительной тщательностью проработали как методологию, так и концептуально-технологические аспекты новой системы интегративного знания, могущего претендовать на серьезное научное открытие. Это синтез целого ряда дисциплин (философии, педагогики, психологии, педагогической синергетики, образовательного менеджмента) развернутый в сторону педагогической проблематики и целостно описывающий совершенно реальный феномен развивающейся образовательной практики, который уже давно нуждается в подобном научном осмыслении.

Перечень вопросов, рассматриваемых в работе (феномен, структура, типы, виды и методы педагогического консультирования; технология консультирования педагогического коллектива школы при выборе и осуществлении стратегии её развития; супервизия профессиональной деятельности педагогов; консультационное сопровождение разработки и реализации территориальной образовательной политики) столь широк, что невольно возникает сомнение в возможности подготовки специалиста, который способен работать в таком широком пространстве. Одно лишь «дидактическое консультирование» охватывает практически целую сферу деятельности методиста, включая ее высший уровень - экспертную работу. Тем не менее, собственная практика работы авторов пособия в качестве консультантов убедительно доказывает, что речь идет не о мифическом образе «суперпрофессионала». Каждый их них реально выступает в функции квалифицированного консультанта по отношению ко всем названным в пособии «объектам».

В книге представлен результат не столько теоретических изысканий, сколько научного обобщения и методического оформления инновационного консультационно-педагогического опыта. Данный факт подтверждает, что несмотря на сложность консультационной деятельности, её безусловно профессионально акмеологический уровень, можно видеть ее «живые» образы, а, следовательно, ставить задачу специальной подготовки специалистов-консультантов.

Кто является или может стать «учеником»? Какой «сертификат» он получит по итогам освоения данного курса и работа в какой должности позволит ему в полной мере реализовать приобретенный (или развитый) в ходе обучения акмеологический потенциал?

Несмотря на то, что определенные ответы на сформулированные вопросы прямо или косвенно содержатся в тексте книги, обозначенная проблема, по-видимому, все еще является открытой. И это - еще один замечательный синергетико-акмеологический эффект в буквальном смысле «автодидактического» пособия. Оно вполне отвечает требованию академичности, и вместе с тем изложение материала носит выраженный консультационно-развивающий характер.

Т.А. Каплунович,

доктор педагогических наук,

профессор,

проректор по научной работе

Новгородского регионального центра

развития образования

 

 

Учебное пособие представ­ляет собой своевременный фундаментальный труд, посвященный новой об­ласти знания, возникшей на стыке таких наук как менеджмент, психология лич­ности, психотерапия и педагогика. Своевременность и востребованность по­собия обусловлены особым характером развития российского образования, которое многие годы находится в ситуации перманентного реформирования. В этих условиях педагог нуждается в грамотной методической и теоретической помощи, направленной на объяснение смысла и характера осуществляемых в отрасли преобразований. Учитывая, что учителя - это специфическая категория обучающихся, помощь в их деятельности должна также осуществляться спе­цифическими методами. Это хорошо понимают авторы пособия.

Одновременно с освещением проблем консультирования учителей авто­ры пособия уделяют внимание теории и практике консультирования родите­лей и учащихся. Консультационная работа с этими категориями субъектов об­разования позволяет разрешить классические противоречия образователь­ной практики, самое фундаментальное из которых удачно выражено в афо­ризме, объясняющем основную проблему современной школы тем, что детям здесь отвечают на вопросы, которые те не задавали.

Организация сотрудничества с родителями школьников на основе кон­сультаций также позволяет разрешить множество противоречий, сложившихся в практике взаимодействия школы и семьи. Часть этих противоречий напря­мую связана с назидательным, «менторским» тоном общения, который неред­ко позволяет себе школа по отношению к родителям.

Направленность на разрешение перечисленных противоречий образова­тельной практики позволяет обозначить одну из целей педагогического кон­сультирования как гуманизацию отношений, складывающихся в процессе взаимодействия между субъектами образования.

Большой научный, управленческий и педагогический опыт авторов посо­бия делает возможным сочетание достаточно высокого теоретического уровня изложения материала с описанием практики обучения и воспитания, примеры которой связаны с работой учебных заведений общего среднего, высшего и последипломного образования Новгородской области. Несомненный интерес представляет собой материал, данный в форме «ситуаций для анализа и об­суждения», которые не только оживляют теоретическое содержание, но пре­доставляют читателю возможность самостоятельного осмысления и выработ­ки собственного отношения к теории. Эту задачу помогают разрешить также многочисленные «тесты для самоконтроля».

Следует отметить, что все учебное пособие построено на основе принци­пов консультирования, среди которых актуализация творческого потенциала читателя, побуждение его к самоанализу собственной деятельности, к приня­тию самостоятельных решений в профессионально - консультативной облас­ти и готовность нести ответственность за эти решения. Авторы не транслиру­ют готовые образцы консультативного поведения, они приглашают читателя к рассуждению и выработке собственной профессиональной позиции консуль­танта на основе профессионально-личностных возможностей.

А.С.Гормин,

директор Первой университетской гимназии

имени В.В.Сороки г. Великого Новгорода,

заслуженный учитель России,

доктор педагогических наук

 

От авторов

 

В учебном пособии впервые очерчены контуры новой области научного знания – теории педагогического консультирования. Эта теория включает исследования таких проблем, как сопровождение ребенка в образовательном процессе, оказание педагогической помощи семье и различным группам населения в условиях решения задач воспитания и образования и, наконец, научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогического и управленческого персонала школы. Авторский коллектив сосредоточил свое внимание на последнем аспекте педагогического консультирования, поскольку он является не только исходным в комплексе обозначенных проблем, но и наименее разработанным в педагогических исследованиях.

Основной замысел книги – представить нестандартные способы оказания научно-методической помощи учителям и руководителям образовательных учреждений как в конкретных ситуациях профессионального затруднения, так и в процессе конструирования их профессиональной биографии в целом.

Такое сопровождение, как комплекс взаимосвязанных действий и процедур, обеспечивает оказание разносторонней помощи педагогу на протяжении всей его профессиональной карьеры, требует достаточно тонкой инструментовки, носит индивидуализированный и дифференцированный характер, позволяющий гибко реагировать на профессионально-личностные запросы и потребности педагогов, устранять причины их неудовлетворенности своей деятельностью в учреждениях образования, формировать позитивные профессиональные установки.

Авторы предлагают целостное психолого-педагогическое видение сущности и особенностей научно-методического сопровождения персонала образовательных учреждений, раскрывают источники и предпосылки педагогического консультирования, а так же ведущие понятия и категории, лежащие в основе данного процесса. Основные теоретические подходы к исследованию этого сложного и многоаспектного феномена сочетаются с разработкой технологических основ модерирования, консультирования и педагогической супервизии, а также с методическими рекомендациями по использованию конкретных технологий сопровождения. Эти рекомендации иллюстрируются примерами из реальной практики деятельности консультантов-супервизоров, разрешающих ситуации профессиональных затруднений педагогов и способствующих развитию инновационных процессов в школе.

У читателя учебного пособия может возникнуть вопрос: каким специалистам адресована эта книга? Ведь в нашей стране практически отсутствуют специальные консалтинговые службы, готовые оказать квалифицированную помощь школе в решении педагогических и управленческих проблем, нет учебных заведений, ведущих подготовку такого рода специалистов, не разработаны правовые акты, определяющие статус педагога-консультанта, модератора групповой работы, супервизора инновационной деятельности.

В связи с вышесказанным необходимо заметить следующее: во-первых, научно-методическое сопровождение педагога сегодня активно осуществляют различные специалисты: преподаватели высшей школы, выступающие в качестве научных руководителей и консультантов, методисты, представители органов управления образованием, независимые эксперты; во-вторых, сегодня в стране появляется позитивный опыт подготовки уже в рамках высшей школы специалистов, способных профессионально оказывать консультационную помощь персоналу образовательных учреждений. Так, студенты Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, осваивая дополнительную квалификацию модератора-консультанта инновационных процессов в школе, знакомятся с основными видами научно-методического сопровождения, изучают методы, формы и средства педагогического консультирования, индивидуальной и групповой супервизии.

Пособие содержит материал для анализа и тесты для самоконтроля, ситуации и проблемы для обсуждения.

Мы надеемся, что данное учебное пособие окажется полезным как тем, кто сегодня только готовится стать профессиональным модератором или супервизором, так и тем, кто в реальных ситуациях профессиональной деятельности выступает в качестве консультанта, советчика, методиста, наставника.

 

 



ГЛАВА 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: