Субъекты педагогического консультирования

 

Определив объекты и границы педагогического консультирования, поразмышляем о возможных субъектах данной деятельности. Выбор субъекта консультирования, иными словами, консультанта, определяется несколькими факторами:

1) спецификой объекта консультирования (ребенок, семья, учитель или менеджер образования и т.д.);

2) уровнем профессиональной подготовки и квалификацией привлекаемого специалиста, имеющимся у него опытом консультационной деятельности;

3) характером проблемной ситуации, вызвавшей необходимость консультационной помощи;

4) личностными особенностями консультанта (коммуникабельность, толерантность, способность к эмпатии и оценочно-аналитической деятельности, готовность к сотрудничеству).

В качестве субъектов консультирования могут выступать:

· для ребенка и его родителей – учителя и воспитатели, администрация образовательного учреждения, педагоги-психологи и специалисты консультационных служб;

· для педагогического персонала – преподаватели высшей школы, являющиеся научными руководителями и консультантами, работники институтов повышения квалификации и методических служб, специалисты центров развития образования;

· управленческого персонала – представители органов управления образованием, сотрудники консалтинговых служб и агентств, профессора и доценты кафедр управления.

Педагогическое консультирование имеет двойственную природу: с одной стороны, консультирование является одной из функций педагогической деятельности в целом (субъектом являются учителя, воспитатели, администрация школы, а также, в известной степени, школьная инспекция), а с другой – специфическим видом профессиональной деятельности отдельных специалистов (субъектами являются педагоги-консультанты, методисты, модераторы, супервизоры).

Кем бы ни был по своему должностному статусу специалист, осуществляющий консультирование в сфере образования, он должен обладать высоким уровнем психолого-педагогической культуры, глубокими профессиональными знаниями в области педагогики, психологии, частных методик, менеджмента, иметь широкую человековедческую подготовку, включающую, как теоретические, так и практические аспекты. L.Bramer, E.Shostorm подчеркивают, что консультант, не усвоивший теоретические основы своей профессии, не ознакомившийся с исследованиями, выполненными в данной области, не может ничего сделать для клиента, кроме применения частной техники (11, 14).

В.И.Алешникова формулирует следующие критерии, которым должен отвечать профессиональный консультант (табл. 1) (1, 25).

Таблица 1 - Критерии профессионализма консультанта

Требования

к личности

Требования к профессиональной компетенции

Должен знать Должен уметь
- Творческое мышление; - Развитые навыки делового общения; - Психологическая зрелость; - Хорошее физическое и духовное здоровье; - Стабильность в поведении, уверенность в себе; - Способность к самосовершенствованию, самодисциплина, самоорганизованность; - Самокритичность; - Профессиональная этика - Проблемы теории и практики управления; - Методы управления; - Процедуры ведения отчетности; - Системы обработки информации; - Основы вычислите­льной техники; - Организационные основы консультирования; - Методические основы консультирования; - Факторы, влияющие на результативность консультирования - Определять и решать проблемы; - Принимать нестандартные управленческие решения; - Обучать, передавать знания; - Побуждать работников к творческой деятельности; - Формировать и развивать эффективные рабочие группы; - Применять раннее накопленный опыт консультирования в различных областях при решении различных проблем; - Непрерывно пополнять и обновлять знания; - Участвовать в разработке и реализации стратегии консультационной организации

 

Различные категории управленческого и педагогического персонала, оказывающие консультационные услуги в рамках как общепедагогической, так и специально-профессиональной деятельности, представлены на схеме 1.

Схема 1 - Субъекты консультационной деятельности

Как видно из представленной схемы, педагогическое консультирование включает такие значимые содержательные блоки, как:

а) консультирование персонала;

б) консультирование ребенка;

в) консультирование семьи.

Поскольку процесс консультирования предполагает активное взаимодействие консультанта и клиента, границы между субъектом и объектом этого процесса являются весьма подвижными. Консультант побуждает консультируемого к поиску самостоятельного решения своей проблемы, актуализирует внутренний потенциал его личности. Тем самым клиент из пассивного объекта консультационного воздействия превращается в активного носителя действия, иными словами – в субъекта консультирования.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: