Консультирование как область педагогического знания и образовательной деятельности

 

В настоящее время развитие системы образования характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, продолжает осуществляться процесс гуманизации и демократизации российской школы, предполагающий ее обращенность к ребенку, широкую свободу выбора для учащихся и учителей, вариативность и профильность, с другой стороны, в начале века явно обозначилась тенденция определенной стандартизации образования, направленной на сохранение единого образовательного пространства в стране и обеспечение высокого качества образования. Видимыми признаками второй тенденции стали введение государственных образовательных стандартов, широкое распространение тестовых методов оценки качества подготовки выпускников, включая проведение единого государственного экзамена, составление рейтингов образовательных учреждений различных типов и видов.

Сокращается государственная система образования, что приводит в движение процессы рыночной либерализации, которые получают неоднозначную оценку. Хозяйственно-экономическая самостоятельность, полученная школой, поставила перед ней много новых проблем, с которыми учреждения социальной сферы ранее не сталкивались. Усложнился процесс стратегического планирования и управления в сфере образования.

Следствием противоречивого развития системы образования является усложнение характера профессиональной деятельности педагога, связанное с усилением требований государства, общества и населения к основному продукту этой деятельности – качеству обучения и воспитания детей.

Возрастающие требования к учителю сопровождаются резким снижением социального статуса педагогических профессий, напряженностью в педагогических коллективах, связанной с низкой оплатой труда педагогов и отсутствием у них социальных гарантий.

Все эти явления становятся еще более болезненными на фоне обостряющихся проблем ребенка и детства в нестабильно развивающемся социуме: ценностный вакуум, отсутствие четких целевых ориентиров, духовно-нравственные деформации, распространение различного рода вредных привычек и зависимостей, социальное расслоение, конфликты в детской и юношеской среде, ослабление института семьи, несущего ответственность за первичную социализацию и воспитание детей.

Наряду с традиционными профессиональными затруднениями, которые всегда испытывал педагог в процессе взаимодействия с детьми, новые явления и противоречия сформировали особое проблемное поле в сфере образования, потребовавшее вмешательства и поддержки извне и обусловившее развитие специфической области научно-практической деятельности в образовании, которую мы определяем как педагогическое консультирование.

В последние десятилетия консультирование получило широкое распространение в различных областях – в психологии, социальной работе, управлении, педагогике. Современный британский профессор психологии и социальной работы М.Herbert описывает эту ситуацию следующим образом: "…консультанты повсюду… вы можете встретить их в школах, на промышленных предприятиях, в больницах, социальных службах… существуют консультанты по вопросам брака, развода, карьеры, острой утраты, абортов… консультирование родителей, студентов, пенсионеров и т.д." (22, 48).

Британская ассоциация консультирования определяет консультирование как процесс, при котором человек, берущий на себя регулярно или временно роль консультанта, открыто и определённо предлагает и соглашается посвятить своё время, внимание и уважение другому человеку или людям, которые временно будут в роли его клиентов. Задача консультанта, в соответствии с уставом этой организации, заключается в том, чтобы дать клиенту возможность исследовать, обнаружить и прояснить источники и пути улучшения самочувствия и плодотворного разрешения проблем.

Согласно H.Burks и B.Stefflre, "консультирование - это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как "личность-личность", хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования - помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем..." (12, 11).

Основываясь на анализе многочисленной зарубежной и отечественной литературы по вопросам оказания социальной и психологической помощи, Л.Я.Олиференко, Т.И.Шульга, И.Ф.Дементьева выделяют, в частности, следующие главные ее направления.

Проблемы психического развития ребенка. Специальные проблемы: психологическая помощь ребенку в преодолении комплексов, удовлетворении эмоциональных запросов, обретении личностной идентичности, самоопределении, избегании эмоциональных травм, осознании неизбежности смерти, переживании потери родителей и близких родственников; содействие выработке устойчивых ценностных и моральных норм; поддержка в кризисный период развития и т.д.

Личностные проблемы ребенка-подростка. Помощь в преодолении кризиса психологического отделения от родителей, идентификации с другими значимыми лицами, преодолении чувства неполноценности, осознании своих ограниченных возможностей в семье, сексуальных проблемах, борьбе за личный и социальный статус и т.д.

Проблемы брака и семьи. Супружеские и родительские конфликты, семейные кризисы, помощь разведенным семьям, семьям в повторном браке, матерям-одиночкам, опекунским и попечительским семьям, приемным семьям и семьям усыновителей.

Школьное консультирование. Проблемы взаимоотношений учителей и детей, воспитателей и детей, учащихся между собой, вопросы взаимоотношений с родителями, школьной успешности, развития способностей, отклонений в поведении, поддержки ребенка в неблагополучной семье, помощь детям группы риска, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Профессиональное консультирование. Помощь в формировании профессиональных и образовательных планов, оценка психофизических предрасположенностей и способностей к будущей работе (9, 47).

Обобщая понимание консультирования в различных сферах человеческой деятельности, М.А.Гулина определяет данный феномен как "ориентированный на научение процесс, имеющий место между двумя людьми, когда профессионально компетентный в области релевантных… знаний и навыков консультант стремится способствовать клиенту с помощью соответствующих его (клиента) актуальным нуждам методов и внутри контекста его (клиента) общей личностной программы узнать больше о себе самом, научиться связывать эти знания с более ясно воспринимаемыми и более реалистическими определяемыми целями так, чтобы клиент мог стать более счастливым и более продуктивным членом своего общества" (4, 37).

Если проблема психологического консультирования, психотерапевтической помощи, консалтинга в менеджменте, консультационной деятель­ности в социальной работе стали предметом многочисленных исследова­ний на специальном научном и междисциплинарном уровне, то педагогическое консультирование остается мало разработанной областью научного знания.

В этой связи возникают вопросы: является ли педагогическое консультирование частью педагогики или существует некая междисциплинарная область знания, которую условно можно назвать теорией и практикой консультирования и которая включает педагогическое консультирование наряду с психологическим или, например, управленческим? Следует ли рассматривать управленческое консультирование в образовательных учреждениях как часть педагогического консультирования, или его изучение выходит за рамки педагогических исследований? Отвечая на эти вопросы, мы исходим из следующего понимания педагогического консультирования.

Признавая важность всех трех аспектов, в данной работе определенный акцент делается на последнем аспекте педагогического консультирования, поскольку он является не только исходным в комплексе обозначенных проблем, но и наименее разработанным в педагогической науке. При этом следует заметить, что используемый нами термин "педагогический персонал" включает как непосредственно педагогических работников (учителей, воспитателей, социальных педагогов), так и руководителей образовательных учреждений. Следовательно, управленческое консультирование в образовательной сфере будет рассматриваться как составная часть педагогического консультирования. В то же время консультационные услуги, адресованные управленцам, имеют определенную специфику.

В процессе сопровождения профессиональной деятельности педагога могут оказываться консультационные услуги как управленческого, так и общепедагогического характера. Если в первом случае цели консультирования охватывают все основные стороны деятельности образовательного учреждения, то во втором случае цели консультирования носят менее интегрированный характер и связаны только с совершенствованием образовательного процесса.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: