Консультирование представляет собой взаимосвязанную деятельность консультанта и клиента, направленную на диагностику и решение проблемной ситуации, с которой столкнулся объект консультирования в процессе свой жизнедеятельности. Консультирование является целенаправленным процессом, рассчитанным на относительно продолжительное время и имеющим ряд последовательных этапов.
Консультации могут быть как разовыми, эпизодическими, так и выстроенными в определенную систему. Система консультаций по своей логике отражает основные этапы процесса консультирования.
В отличие от производственно-экономической сферы, где консалтинговые услуги оказываются, как правило, на платной основе, в системе образования консультирование может осуществляться бесплатно, поскольку оно входит в функционал специалистов ряда учреждений, например, институтов повышения квалификации, методических служб и т.д.
Для систематизации образовательных услуг, оказываемых в образовании, предложим классификацию их видов по такому основанию, как объект педагогического консультирования (табл. 2).
|
|
Таблица 2 - Виды и содержание консультационных услуг
Виды консультационных | Содержание услуг | |||
Консультирование ребенка | Предметная консультация | Оказание помощи в ситуациях затруднения, связанных с усвоением учебного материала по определенному предмету (неумение решать математические задачи определенного типа, орфографическая неграмотность, непонимание физических законов и т.д.) | ||
Метапредметная консультация | Помощь, направленная на развитие общеучебных знаний и навыков, освоение общих способов и приемов учебной деятельности | |||
Профессиональная консультация | Консультация, связанная с профессиональной диагностикой и профессиональным информированием, направленная на оказание помощи учащимся в выборе будущей профессии | |||
Предпрофильная консультация | Оказание помощи в выборе дальнейшего профиля обучения на основе диагностики индивидуальных личностных характеристик и мотивационных установок | |||
Социально-педагогическая консультация | Консультация, связанная с формированием отношений ребенка в социуме, в детском коллективе, в кругу сверстников, в общении со взрослыми (родителями и учителями), с преодолением агрессивности в детской и молодежной среде | |||
Воспитательная консультация | Консультирование по поводу коррекции отклоняющегося поведения, преодоления вредных привычек и зависимостей | |||
Консультирование семьи | Дидактическое консультирование | Консультация родителей по вопросам подготовки ребенка к школе, оказания ему помощи в выполнении домашних заданий и иных видов учебной деятельности | ||
Медико-педагогическая консультация | Консультация по вопросам влияния возрастных физиологических изменений на учебную деятельность ребенка, организации его режима дня и самостоятельной подготовки | |||
Корректирующая консультация | Консультация, направленная на диагностику и исправление ошибок семейного воспитания, коррекцию системы внутрисемейных отношений, в которую включен ребенок | |||
Информационные услуги | Предоставление интересующей родителей информации по вопросам жизнедеятельности образовательного учреждения со специальными комментариями консультанта | |||
Консультирование по вопросам кооперации и взаимодействия | Оказание помощи по вопросам взаимодействия семьи и школы, отношений "родитель-ребенок", "родитель-учитель" | |||
Консультирование педагогов
| Аудит качества образовательного процесса | Проведение независимой экспертизы уровня образованности, учебных достижений учащихся с разработкой конкретных рекомендаций по улучшению качества знаний и уровня воспитанности учащихся | ||
Методическая консультация | Оказание консультационной помощи в решении конкретной методической проблемы (профилактика ошибок учащихся, использование конкретных методов обучения и воспитания, подготовка дидактического материала) | |||
Проектное консультирование | Помощь в создании творческих продуктов, направленных на совершенствование образовательного процесса (составление авторской учебной программы, разработка новой образовательной технологии и т.д.) | |||
Процедурно-диагностическое консультирование | Проведение консультаций по использованию процедур и инструментария педагогической диагностики | |||
Эвалюационные услуги | Оказание помощи в проведении комплексного анализа и оценки результатов профессиональной деятельности | |||
Общепедагогические консультации | Консультирование по предметам взаимодействия "педагог-ребенок", "учитель-ученик" (формирование мотивации к учебной деятельности, управление педагогическим процессом, взаимодействие с различными группами детей) | |||
Консультирование управленческого персонала | Обеспечение информационными технологиями | Разработка и использование компьютерных программ, создание баз данных, компьютерных сетей и др. | ||
Программно-целевое консультирование | Оказание помощи администрации и коллективу образовательного учреждения в определении целей и разработке программы или разделов программы развития школы | |||
Командно-групповое консультирование | Помощь в формировании управленческих и целевых команд, консультации по групповому взаимодействию | |||
Ценностное ориентирование | Консультирование по проблемам формирования корпоративной культуры педагогического коллектива, определения философии и миссии школы | |||
Психологическое консультирование | Психологическая поддержка персонала, профилактика и урегулирование конфликтных ситуаций, психологическое обеспечение управленческих решений | |||
Маркетинговая консультация | Оказание помощи в рекламе и продвижении образовательных услуг, формировании позитивного имиджа организации, повышении ее конкурентоспособности | |||
Обеспечение связей с общественностью | Разработка технологий рекламы, взаимодействие со СМИ, развитие связей с общественными организациями и социальными партнерами | |||
Организационно-методическое обслуживание | Оказание консультационной помощи в организации различных видов работы с персоналом (методическая работа, аттестация, проведение педсоветов и др.) | |||
Аудит развития школы | Проведение комплексной экспертизы деятельности образовательного учреждения, включающей оценку результатов образовательного процесса, развития педагогического персонала, взаимодействия школы с социальными партнерами |
|
|
Наряду с приведенной выше классификацией представляется возможной типология консультационных услуг в сфере образования по характеру деятельности консультанта. По этому критерию консультационные услуги подразделяются на:
· диагностические, когда в процессе консультации выявляются причина и характер проблемной ситуации, с которой столкнулись педагог, ребенок или его родители, и на основе проведенной диагностики даются рекомендации по разрешению проблемной ситуации;
· экспертные, когда задачей консультанта является проведение частичной или полной экспертизы деятельности образовательного учреждения или её отдельных направлений с предоставлением результатов администрации школы или отдельным педагогам для их последующего анализа и использования в целях улучшения образовательного процесса;
· инструктивно-методические, когда клиенту дается подробный инструктаж по решению профессиональной проблемы, который содержит конкретные методические рекомендации, позволяющие определить алгоритм действий работника по решению педагогической или управленческой задачи;
· информационные, когда клиенту предоставляется необходимая информация, способствующая улучшению его профессиональной, учебной и иной деятельности (информация, предоставляемая консультантом, в ряде случаев сопровождается специальными комментариями, помогающими клиенту рационально воспользоваться данной информацией);
· корректирующие, направленные на коррекцию поведения ребенка, исправление ошибок семейного воспитания, изменение в системе взаимоотношений "педагог-ребенок", "ученик-ученик", "родитель-ребенок", "родитель-учитель", а также на лечение профессиональных "болезней", исправление ошибок профессиональной деятельности, реконструкцию профессионального опыта;
· формирующие, связанные с созданием позитивных установок и образцов поведения ребенка в социуме, формированием продуктивных взаимоотношений в семье, а также обеспечивающие проектирование новых образцов профессионального поведения, освоение инновационных стратегий развития образовательного процесса, организационно-педагогическую деятельность по развитию школы в целом;
|
|
· социально-педагогические, направленные на формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе, профилактику конфликтов и стрессов, эффективное межличностное и групповое взаимодействие в различных средах.
Оказание консультационных услуг может быть связано как с функционированием, так и с развитием образовательного учреждения как организации. В первом случае консультирование носит ситуативный характер, т.е. представляет собой оперативное реагирование консультанта на возникающие проблемы в текущей деятельности организации и ее персонала. Во втором случае речь идет о стратегическом консультировании, имеющем прогностический и опережающий характер.
Педагогическое консультирование может использоваться как в узком, так и в широком смысле этого слова. В узком смысле оно означает последовательное и систематическое проведение консультаций, оказание консультационных услуг. В широком смысле консультирование включает также модерирование групповой работы, проведение индивидуальной и групповой супервизии, осуществление наставничества.
Субъектом модерирования является модератор, который выступает в качестве организатора групповой коммуникации, обладающего знаниями техник, методов и приемов групповой работы. Модератор не обязательно должен быть высококвалифицированным специалистом в конкретной области профессиональной деятельности, он – авторитет процесса, а не содержания. Исходя из этого, модератор должен обладать высоким уровнем социальной компетенции, чтобы легко устанавливать социальные контакты, учитывать распределение социальных ролей в группе, понимать, ориентироваться и управлять процессом межличностного взаимодействия.
Другой формой педагогического консультирования является супервизия.
Субъектом супервизии является супервизор – специалист, который обладает дополнительными квалификациями, позволяющими ему: проводить индивидуальное и групповое консультирование клиентов, обеспечивающее их творческую самореализацию, а также осуществлять консультирование других специалистов с учетом специфики их деятельности.
Следует отметить, что наряду с инновационными технологиями развития персонала не потеряли свою актуальность традиционные формы консультирования. Одной из них является наставничество.
Важной особенностью наставнических отношений, которая в первую очередь и отличает их от других форм сопровождения, является то, что они носят, как правило, более неформальный и личностный характер, позволяющий передавать не только самые тонкие нюансы профессионального мастерства, но и решать сложные задачи индивидуально-психологической адаптации начинающего педагога к требованиям профессиональной среды.
В условиях динамичных изменений мира труда роль наставничества все более возрастает, делая его не неким пережитком прошлого, а современной формой эффективного обучения и всесторонней поддержки специалиста без отрыва от работы. Значительный потенциал наставничества определяется рядом его характерных признаков, к числу которых в литературе, описывающей наставнические отношения, относят следующие.
1. Ему свойственна гибкость. Наставничество не связано какими-либо жесткими формами и методами. Оно реализуется в различных ситуациях и самыми различными путями. Его необходимыми условиями являются время и наличие хотя бы двух человек, один из которых готов оказывать поддержку и осуществлять обучение, а другой - принимать помощь и учиться.
2. Оно носит самостоятельный характер. Деятельность наставника может быть как включена в контекст обычной профессиональной деятельности, так и осуществляться вне ее. Наставнические отношения не обязательно должны быть замкнутыми на работе.
3. Оно предполагает индивидуальную поддержку. Отношения, складывающиеся в наставничестве, всегда имеют в виду индивидуальные потребности и интересы обучаемого.
4. Оно охватывает не только познавательные, но и ценностно-эмоциональные процессы. Наставничество затрагивает различные компоненты и стороны личности. Значительное внимание при этом уделяется ценностям и мотивам того, кому оказывается поддержка.
5. Для него характерна обратная связь. Анализ и учет информации, идущей от обучаемого, создает необходимые предпосылки для продуктивного взаимодействия в рамках отношений "наставник - обучаемый".
6. Оно может дополняться другими формами и методами сопровождения персонала. Наставничество не исключает, а, напротив, предполагает использование иных видов поддержки, которые расширяют его возможности. Такое соединение обеспечивает эффект кооперации различных способов сопровождения (6).