Многообразие консультационных услуг

 

Консультирование представляет собой взаимосвязанную деятельность консультанта и клиента, направленную на диагностику и решение проблемной ситуации, с которой столкнулся объект консультирования в процессе свой жизнедеятельности. Консультирование является целенаправленным процессом, рассчитанным на относительно продолжительное время и имеющим ряд последовательных этапов.

Консультации могут быть как разовыми, эпизодическими, так и выстроенными в определенную систему. Система консультаций по своей логике отражает основные этапы процесса консультирования.

В отличие от производственно-экономической сферы, где консалтинговые услуги оказываются, как правило, на платной основе, в системе образования консультирование может осуществляться бесплатно, поскольку оно входит в функционал специалистов ряда учреждений, например, институтов повышения квалификации, методических служб и т.д.

Для систематизации образовательных услуг, оказываемых в образовании, предложим классификацию их видов по такому основанию, как объект педагогического консультирования (табл. 2).

Таблица 2 - Виды и содержание консультационных услуг

Виды консультационных
услуг

Содержание услуг

Консультирование ребенка

Предметная консультация Оказание помощи в ситуациях затруднения, связанных с усвоением учебного материала по определенному предмету (неумение решать математические задачи определенного типа, орфографическая неграмотность, непонимание физических законов и т.д.)
Метапредметная консультация Помощь, направленная на развитие общеучебных знаний и навыков, освоение общих способов и приемов учебной деятельности
Профессиональная консультация Консультация, связанная с профессиональной диагностикой и профессиональным информированием, направленная на оказание помощи учащимся в выборе будущей профессии
Предпрофильная консультация Оказание помощи в выборе дальнейшего профиля обучения на основе диагностики индивидуальных личностных характеристик и мотивационных установок
Социально-педагогическая консультация Консультация, связанная с формированием отношений ребенка в социуме, в детском коллективе, в кругу сверстников, в общении со взрослыми (родителями и учителями), с преодолением агрессивности в детской и молодежной среде
Воспитательная консультация Консультирование по поводу коррекции отклоняющегося поведения, преодоления вредных привычек и зависимостей

Консультирование семьи

Дидактическое консультирование Консультация родителей по вопросам подготовки ребенка к школе, оказания ему помощи в выполнении домашних заданий и иных видов учебной деятельности
Медико-педагогическая консультация Консультация по вопросам влияния возрастных физиологических изменений на учебную деятельность ребенка, организации его режима дня и самостоятельной подготовки
Корректирующая консультация Консультация, направленная на диагностику и исправление ошибок семейного воспитания, коррекцию системы внутрисемейных отношений, в которую включен ребенок
Информационные услуги Предоставление интересующей родителей информации по вопросам жизнедеятельности образовательного учреждения со специальными комментариями консультанта
Консультирование по вопросам кооперации и взаимодействия Оказание помощи по вопросам взаимодействия семьи и школы, отношений "родитель-ребенок", "родитель-учитель"

Консультирование педагогов

Аудит качества образовательного процесса Проведение независимой экспертизы уровня образованности, учебных достижений учащихся с разработкой конкретных рекомендаций по улучшению качества знаний и уровня воспитанности учащихся
Методическая консультация Оказание консультационной помощи в решении конкретной методической проблемы (профилактика ошибок учащихся, использование конкретных методов обучения и воспитания, подготовка дидактического материала)
Проектное консультирование Помощь в создании творческих продуктов, направленных на совершенствование образовательного процесса (составление авторской учебной программы, разработка новой образовательной технологии и т.д.)
Процедурно-диагностическое консультирование Проведение консультаций по использованию процедур и инструментария педагогической диагностики
Эвалюационные услуги Оказание помощи в проведении комплексного анализа и оценки результатов профессиональной деятельности
Общепедагогические консультации Консультирование по предметам взаимодействия "педагог-ребенок", "учитель-ученик" (формирование мотивации к учебной деятельности, управление педагогическим процессом, взаимодействие с различными группами детей)

Консультирование управленческого персонала

Обеспечение информационными технологиями Разработка и использование компьютерных программ, создание баз данных, компьютерных сетей и др.
Программно-целевое консультирование Оказание помощи администрации и коллективу образовательного учреждения в определении целей и разработке программы или разделов программы развития школы
Командно-групповое консультирование Помощь в формировании управленческих и целевых команд, консультации по групповому взаимодействию
Ценностное ориентирование Консультирование по проблемам формирования корпоративной культуры педагогического коллектива, определения философии и миссии школы
Психологическое консультирование Психологическая поддержка персонала, профилактика и урегулирование конфликтных ситуаций, психологическое обеспечение управленческих решений
Маркетинговая консультация Оказание помощи в рекламе и продвижении образовательных услуг, формировании позитивного имиджа организации, повышении ее конкурентоспособности  
Обеспечение связей с общественностью Разработка технологий рекламы, взаимодействие со СМИ, развитие связей с общественными организациями и социальными партнерами  
Организационно-методическое обслуживание Оказание консультационной помощи в организации различных видов работы с персоналом (методическая работа, аттестация, проведение педсоветов и др.)  
Аудит развития школы Проведение комплексной экспертизы деятельности образовательного учреждения, включающей оценку результатов образовательного процесса, развития педагогического персонала, взаимодействия школы с социальными партнерами  

 

Наряду с приведенной выше классификацией представляется возможной типология консультационных услуг в сфере образования по характеру деятельности консультанта. По этому критерию консультационные услуги подразделяются на:

· диагностические, когда в процессе консультации выявляются причина и характер проблемной ситуации, с которой столкнулись педагог, ребенок или его родители, и на основе проведенной диагностики даются рекомендации по разрешению проблемной ситуации;

· экспертные, когда задачей консультанта является проведение частичной или полной экспертизы деятельности образовательного учреждения или её отдельных направлений с предоставлением результатов администрации школы или отдельным педагогам для их последующего анализа и использования в целях улучшения образовательного процесса;

· инструктивно-методические, когда клиенту дается подробный инструктаж по решению профессиональной проблемы, который содержит конкретные методические рекомендации, позволяющие определить алгоритм действий работника по решению педагогической или управленческой задачи;

· информационные, когда клиенту предоставляется необходимая информация, способствующая улучшению его профессиональной, учебной и иной деятельности (информация, предоставляемая консультантом, в ряде случаев сопровождается специальными комментариями, помогающими клиенту рационально воспользоваться данной информацией);

· корректирующие, направленные на коррекцию поведения ребенка, исправление ошибок семейного воспитания, изменение в системе взаимоотношений "педагог-ребенок", "ученик-ученик", "родитель-ребенок", "родитель-учитель", а также на лечение профессиональных "болезней", исправление ошибок профессиональной деятельности, реконструкцию профессионального опыта;

· формирующие, связанные с созданием позитивных установок и образцов поведения ребенка в социуме, формированием продуктивных взаимоотношений в семье, а также обеспечивающие проектирование новых образцов профессионального поведения, освоение инновационных стратегий развития образовательного процесса, организационно-педагогическую деятельность по развитию школы в целом;

· социально-педагогические, направленные на формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе, профилактику конфликтов и стрессов, эффективное межличностное и групповое взаимодействие в различных средах.

Оказание консультационных услуг может быть связано как с функционированием, так и с развитием образовательного учреждения как организации. В первом случае консультирование носит ситуативный характер, т.е. представляет собой оперативное реагирование консультанта на возникающие проблемы в текущей деятельности организации и ее персонала. Во втором случае речь идет о стратегическом консультировании, имеющем прогностический и опережающий характер.

Педагогическое консультирование может использоваться как в узком, так и в широком смысле этого слова. В узком смысле оно означает последовательное и систематическое проведение консультаций, оказание консультационных услуг. В широком смысле консультирование включает также модерирование групповой работы, проведение индивидуальной и групповой супервизии, осуществление наставничества.

Субъектом модерирования является модератор, который выступает в качестве организатора групповой коммуникации, обладающего знаниями техник, методов и приемов групповой работы. Модератор не обязательно должен быть высококвалифицированным специалистом в конкретной области профессиональной деятельности, он – авторитет процесса, а не содержания. Исходя из этого, модератор должен обладать высоким уровнем социальной компетенции, чтобы легко устанавливать социальные контакты, учитывать распределение социальных ролей в группе, понимать, ориентироваться и управлять процессом межличностного взаимодействия.

Другой формой педагогического консультирования является супервизия.

Субъектом супервизии является супервизор – специалист, который обладает дополнительными квалификациями, позволяющими ему: проводить индивидуальное и групповое консультирование клиентов, обеспечивающее их творческую самореализацию, а также осуществлять консультирование других специалистов с учетом специфики их деятельности.

Следует отметить, что наряду с инновационными технологиями развития персонала не потеряли свою актуальность традиционные формы консультирования. Одной из них является наставничество.

Важной особенностью наставнических отношений, которая в первую очередь и отличает их от других форм сопровождения, является то, что они носят, как правило, более неформальный и личностный характер, позволяющий передавать не только самые тонкие нюансы профессионального мастерства, но и решать сложные задачи индивидуально-психологической адаптации начинающего педагога к требованиям профессиональной среды.

В условиях динамичных изменений мира труда роль наставничества все более возрастает, делая его не неким пережитком прошлого, а современной формой эффективного обучения и всесторонней поддержки специалиста без отрыва от работы. Значительный потенциал наставничества определяется рядом его характерных признаков, к числу которых в литературе, описывающей наставнические отношения, относят следующие.

1. Ему свойственна гибкость. Наставничество не связано какими-либо жесткими формами и методами. Оно реализуется в различных ситуациях и самыми различными путями. Его необходимыми условиями являются время и наличие хотя бы двух человек, один из которых готов оказывать поддержку и осуществлять обучение, а другой - принимать помощь и учиться.

2. Оно носит самостоятельный характер. Деятельность наставника может быть как включена в контекст обычной профессиональной деятельности, так и осуществляться вне ее. Наставнические отношения не обязательно должны быть замкнутыми на работе.

3. Оно предполагает индивидуальную поддержку. Отношения, складывающиеся в наставничестве, всегда имеют в виду индивидуальные потребности и интересы обучаемого.

4. Оно охватывает не только познавательные, но и ценностно-эмоциональные процессы. Наставничество затрагивает различные компоненты и стороны личности. Значительное внимание при этом уделяется ценностям и мотивам того, кому оказывается поддержка.

5. Для него характерна обратная связь. Анализ и учет информации, идущей от обучаемого, создает необходимые предпосылки для продуктивного взаимодействия в рамках отношений "наставник - обучаемый".

6. Оно может дополняться другими формами и методами сопровождения персонала. Наставничество не исключает, а, напротив, предполагает использование иных видов поддержки, которые расширяют его возможности. Такое соединение обеспечивает эффект кооперации различных способов сопровождения (6).

 

 






Подборка статей по вашей теме: