Феномен консультационной культуры

 

Анализ теории и практики консультирования позволяет нам выделить специфический феномен консультационной культуры, который может пониматься:

· во-первых, как высший уровень мастерства супервизора-консу­льтанта, формирующийся в процессе его профессиональной деятельности и проявляющийся в многообразии и качестве оказываемых консультационных услуг;

· во-вторых, как сложное системное профессионально-лично­стное свойство консультанта, отражающее устойчивые особенности его сознания, поведения и профессиональной деятельности, а также его ценностные ориентации и духовно-нравственные позиции;

· в третьих, как комплексная технология, отражающая стиль профессионального поведения консультанта, его понимание основных принципов и методов консультационной деятельности, характер взаимодействия с клиентом, особенности консультирования как творческого процесса.

Творческая функция консультирования связана с пониманием культуры как творчества. В Философском словаре культура рассматривается как "творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) и распредмечивания (освоения культурного наследия), направленная на выявление и развитие сущностных сил человека (12, 211). Исходя из такого понимания, подлинное консультирование заключается не в передаче клиенту готового решения, а лишь в сообщении ему того движения, которое могло бы ему помочь выработать свой собственный подход. Передать живой поток творчества, приобщить к творческому процессу – в этом заключается смысл подлинной консультационной культуры.

В последние десятилетия концепция "консультационной культуры" получила распространение не только в отечественной, но и в зарубежной педагогике, где консультационная культура понимается, во-первых, как особая философия, определяющая основные подходы к педагогическому консультированию, а во-вторых, как характеристика сложившейся практики консультирования в отдельно взятом образовательном учреждении. Как подчеркивается в Отчете Института школы и повышения квалификации (Германия, г. Зост), консультационная культура формируется в тех школах, где педагогический коллектив осмыслил значение и необходимость консультационной деятельности, проявил готовность к открытой дискуссии по многочисленным проблемам педагогического взаимодействия, когда учителя готовы одновременно принять на себя роль как консультанта, так и консультируемого, и стремятся в процессе самообразования и повышения квалификации развивать компетентность педагога-консультанта.

Философия консультационной культуры учитывает как широкий контекст развития современной школы и образования, проблемы детства, института семьи, взаимосвязь различных агентов социализации ребенка, так и сложные процессы, происходящие внутри школы, связанные с изменениями в ее организационном развитии, в целях и характере педагогического взаимодействия, в содержании и формах образовательного процесса.

Раскрытие сущности консультационной культуры предполагает осмысление различий между подлинным консультированием как видом сопровождения клиента и "квазиконсультированием", представляющим собой ситуативные советы и рекомендации лица, выступающего в роли "квазиконсультанта", сопровождаемые негативной оценкой деятельности "квазиконсультируемых". Причем в роли последних могут выступать как педагоги, получающие рекомендации со стороны руководителей школы и инспекторов ("Вам следует больше использовать методов активного обучения, стимулирующих познавательный интерес детей"), так и учащиеся, получающие директивные указания со стороны учителя ("Лучше готовиться нужно дома к урокам", "Многократно читай тексты вслух с правильной интонацией").

Квазиконсультирование имеет отрицательный педагогический эффект, поскольку оно погружает консультируемого в психологически неблагоприятную ситуацию, сопровождаемую эмоциональным напряжением, связанным с негативной оценкой его поведения или деятельности. Это затрудняет поиск рациональных решений в создавшейся ситуации, поскольку рекомендация консультанта воспринимается либо пассивно, либо отчужденно.

Негативный эффект усиливается временным дефицитом, в условиях которого проходит квазиконсультирование. Консультируемому кажется, что над ним вершат "скорый суд", проводят с ним не личностно-ориентированную консультацию, а дают общие стандартные рекомендации, не имеющие особого смысла для реальной практики. Квазиконсультирование воспринимается как акт формальной коммуникации, игнорирующий личностные особенности консультируемого, его позицию, мнение, отношение к происходящему.

Квазиконсультирование может осуществляться и в форме коалиционного манипулирования, которое предполагает образование коалиции "заказчика" и "исполнителя" (выступающего в качестве квазиконсультанта) с целью оказания целенаправленного воздействия на третье лицо – "клиента" (выступающего в качестве квазиконсультируемого). Коалиционное манипулирование достаточно часто встречается в практике работы с различными категориями консультируемых: с детьми, родителями, педагогами и т.д.

Примерный сценарий такого вида квазиконсультирования может выглядеть следующим образом.

1. Заказчик заинтересован в изменении поведения, позиции, отношения некоего объекта его внимания. Например, учитель стремится изменить отношение к учебе одного из трудных подростков; классный руководитель желает побудить родителей перевести их ребенка в школу по месту жительства; руководитель школы хотел бы, чтобы коллега К. не выступал на педсовете с резкими критическими замечаниями в адрес администрации.

2. Заказчик, осознавая свой субъективный интерес и четко представляя цель воздействия на интересующий его объект, уклоняется от прямого контакта с ним. Причинами такого уклонения могут быть: нежелание открыто демонстрировать свою позицию, психологическая несовместимость с объектом воздействия, коммуникативные барьеры, отсутствие профессиональных навыков консультирования и др.

3. Заказчик дает поручение лицу (заключает своеобразный контракт), которое он выбирает в качестве консультанта, осуществить по отношению к третьему лицу акт целенаправленного воздействия (квазиконсультирование) в целях изменения его поведения в желаемом для заказчика направлении.

4. Квазиконсультант изучает особенности квазиклиента, подбирает адекватные формы работы с ним и информирует заказчика о результатах выполненного поручения.

Независимо от исхода акта коалиционного манипулирования коалиция "заказчик - исполнитель" распадается и при необходимости может быть вновь создана в том же или другом составе.

Коалиционное манипулирование не соответствует общим принципам консультационной культуры по следующим причинам: как консультант, так и консультируемый лишены самостоятельности в принятии решения, ибо консультант навязывает клиенту определенный образец поведения, который соответствует полученному заказу. При этом игнорируются индивидуальные цели клиента, его понимание возникшей ситуации, возможность использования различных альтернатив.

Коалиционное манипулирование не следует путать с опосредованным консультированием, которое часто используется в управленческой практике. В этом случае руководитель делегирует оказание консультационной услуги третьему лицу, которое является компетентным в решении проблемной ситуации и одновременно не связанным с клиентом служебным отношением прямого подчинения. При таком подходе клиент не воспринимает полученные рекомендации как директиву сверху и оставляет за собой право самостоятельного решения.

Современные концепции консультационной культуры исходят из того, что консультирование – есть наука, которую можно постичь, искусство, которым можно овладеть.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: