| Индивидуальные | (воспи- | Групповые (воспитатель — | Массовые (воспитатель — | |||
| татель — воспитанник): | группадетей): | несколькогрупп,классов): | ||||
| беседа,задушевныйразговор, | советы дел, творческие груп- | дела, конкурсы, спектакли, | ||||
| обмен мнениями, консульта- | пы, органы самоуправления, | концерты, агитбригады, по- | ||||
| ция, выполнение совместно- | кружки, этические и эстетиче- | ходы, турслеты, спортивные | ||||
| го поручения, оказание ин- | скиезанятия,беседы,диспуты, | соревнования, клубы и дру- | ||||
| дивидуальной помощи в кон- | игры, викторины, конкурсы, | гие | ||||
| кретной работе, совместный | разные формы трудовой дея- | |||||
| поиск | решения | проблемы | тельности и другие | |||
| и другие | ||||||
60. Сущность понятия «форма воспитания». Классификация и характеристика отдельных форм воспитания.
Формы воспитания (воспитательной работы) как конкретные формы педагогического процесса осуществляются во внеурочной воспитательной работе классными руководителями и другими педагогами. Чаще всего эти формы проводятся в рамках классных часов (часов классного руководителя) в соответствии со школьным расписанием или общешкольных мероприятий. Формы воспитательной работы (по Е. В. Титовой)
Мероприятия — события,занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудьдругим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них
Дела — общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость окружающим людям и самим себе. Игры —воображаемаяилире-альная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха,развлечения,обучения
| Кроме того, различают (М. И. Рожков, Л. В. Байбородова) следующие формы воспита- | |||||
| тельной работы: | |||||
| а) по видам деятельности: учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.; | |||||
| б) по способу влияния педагога: непосредственные и опосредованные; | |||||
| в) по времени проведения: кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов); | |||||
| продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель); традиционные (регулярно | |||||
| повторяющиеся); | |||||
| г) по времени подготовки: формы воспитания без включения учащихся в предваритель- | |||||
| ную подготовку и формы, предусматривающие такую подготовку; | |||||
| д) по субъекту организации: организаторами деятельности детей выступают педагоги | |||||
| или другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициаторами | |||||
| деятельности и ее организаторами выступают сами воспитанники; | |||||
| е) по результату: формы, результатом которых является обмен информацией; формы, | |||||
| результат которых — выработка общего решения (мнения); формы, результат которых — | |||||
| общественно значимый продукт. | |||||
Формы воспитательной работы по количеству участников
| Индивидуальные | (воспи- | Групповые (воспитатель — | Массовые (воспитатель — | |||
| татель — воспитанник): | группадетей): | несколькогрупп,классов): | ||||
| беседа,задушевныйразговор, | советы дел, творческие груп- | дела, конкурсы, спектакли, | ||||
| обмен мнениями, консульта- | пы, органы самоуправления, | концерты, агитбригады, по- | ||||
| ция, выполнение совместно- | кружки, этические и эстетиче- | ходы, турслеты, спортивные | ||||
| го поручения, оказание ин- | скиезанятия,беседы,диспуты, | соревнования, клубы и дру- | ||||
| дивидуальной помощи в кон- | игры, викторины, конкурсы, | гие | ||||
| кретной работе, совместный | разные формы трудовой дея- | |||||
| поиск | решения | проблемы | тельности и другие | |||
| и другие | ||||||
34. Характеристика воспитания как педагогического явления.
Теория воспитания как отрасль педагогики изучает научные основы процесса воспитания. Она раскрывает сущность, структуру, закономерности, движущие силы, содержание процесса воспитания, анализирует концеп-
ции воспитания и воспитательные системы. Методика воспитательной работы — раздел теории воспитания, изучающий особенности, методы, формы, средства, технологии организации воспитательного процесса в различныхучебно-воспитательныхучреждениях, детских объединениях и организациях.
| Гуманистическая | Социальная адек- | Целостностьинепро- | ||||||||||||||