Индивидуальные | (воспи- | Групповые (воспитатель — | Массовые (воспитатель — | |||
татель — воспитанник): | группадетей): | несколькогрупп,классов): | ||||
беседа,задушевныйразговор, | советы дел, творческие груп- | дела, конкурсы, спектакли, | ||||
обмен мнениями, консульта- | пы, органы самоуправления, | концерты, агитбригады, по- | ||||
ция, выполнение совместно- | кружки, этические и эстетиче- | ходы, турслеты, спортивные | ||||
го поручения, оказание ин- | скиезанятия,беседы,диспуты, | соревнования, клубы и дру- | ||||
дивидуальной помощи в кон- | игры, викторины, конкурсы, | гие | ||||
кретной работе, совместный | разные формы трудовой дея- | |||||
поиск | решения | проблемы | тельности и другие | |||
и другие | ||||||
60. Сущность понятия «форма воспитания». Классификация и характеристика отдельных форм воспитания.
Формы воспитания (воспитательной работы) как конкретные формы педагогического процесса осуществляются во внеурочной воспитательной работе классными руководителями и другими педагогами. Чаще всего эти формы проводятся в рамках классных часов (часов классного руководителя) в соответствии со школьным расписанием или общешкольных мероприятий. Формы воспитательной работы (по Е. В. Титовой)
|
|
Мероприятия — события,занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудьдругим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них
Дела — общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость окружающим людям и самим себе. Игры —воображаемаяилире-альная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха,развлечения,обучения
Кроме того, различают (М. И. Рожков, Л. В. Байбородова) следующие формы воспита- | |||||||
тельной работы: | |||||||
а) по видам деятельности: учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.; | |||||||
б) по способу влияния педагога: непосредственные и опосредованные; | |||||||
в) по времени проведения: кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов); | |||||||
продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель); традиционные (регулярно | |||||||
повторяющиеся); | |||||||
г) по времени подготовки: формы воспитания без включения учащихся в предваритель- | |||||||
ную подготовку и формы, предусматривающие такую подготовку; | |||||||
д) по субъекту организации: организаторами деятельности детей выступают педагоги
| |||||||
или другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициаторами | |||||||
деятельности и ее организаторами выступают сами воспитанники; | |||||||
е) по результату: формы, результатом которых является обмен информацией; формы, | |||||||
результат которых — выработка общего решения (мнения); формы, результат которых — | |||||||
общественно значимый продукт. |
Формы воспитательной работы по количеству участников
Индивидуальные | (воспи- | Групповые (воспитатель — | Массовые (воспитатель — | |||
татель — воспитанник): | группадетей): | несколькогрупп,классов): | ||||
беседа,задушевныйразговор, | советы дел, творческие груп- | дела, конкурсы, спектакли, | ||||
обмен мнениями, консульта- | пы, органы самоуправления, | концерты, агитбригады, по- | ||||
ция, выполнение совместно- | кружки, этические и эстетиче- | ходы, турслеты, спортивные | ||||
го поручения, оказание ин- | скиезанятия,беседы,диспуты, | соревнования, клубы и дру- | ||||
дивидуальной помощи в кон- | игры, викторины, конкурсы, | гие | ||||
кретной работе, совместный | разные формы трудовой дея- | |||||
поиск | решения | проблемы | тельности и другие | |||
и другие | ||||||
34. Характеристика воспитания как педагогического явления.
Теория воспитания как отрасль педагогики изучает научные основы процесса воспитания. Она раскрывает сущность, структуру, закономерности, движущие силы, содержание процесса воспитания, анализирует концеп-
ции воспитания и воспитательные системы. Методика воспитательной работы — раздел теории воспитания, изучающий особенности, методы, формы, средства, технологии организации воспитательного процесса в различныхучебно-воспитательныхучреждениях, детских объединениях и организациях.
Гуманистическая | Социальная адек- | Целостностьинепро- |