Ели спят у большака
В инее седом
Спит деревня, спит река,Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое «Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо - сказки,
Вечера зимою длинны,И лепили там из глины.
(Было это в далёкие времена. Возле реки Вятки стоит посёлок «Дымково». Жили в том селе дед и баба, и был у них огород. Вот однажды пошёл дед в огород, стал землю копатьи вдруг, земля к лопате прилипла. Удивился мужик взял эту липкую землю в руки. А она необычная оказалась: красная, жирная, мягкая, гладкая, гибкая. Попробовал мужик из неё птичку слепить - ладная получилась, красивая. Решил тогда мужик диковинную землю введро сложить, да своей бабке показать. Принёс домой, а когда бабке показал, она очень обрадовалась - ведь это красная глина была, та самая, из которой в селе «Дымково» игрушки изготавливали, но летом некогда игрушки мастерить, решили они - позже пригодиться. Наступила зима, дел поубавилось, вот про глину и вспомнили. Намесили глины, вылепили птичек, зверюшек да барынь, а чтобы крепче стали в печи, обожгли, а потом белым мелом побелили и стали все игрушки белые. Вот баба и говорит: «Что - то белая игрушка не весёлая, деток не порадует. Давай игрушки красками цветными разрисуем». Так и сделали. Разрисовали игрушки кругами красными, синими, желтыми. Точками черными, красными, зелеными; линиями прямыми, да волнистыми.
|
|
И получились игрушки вот такие (показывает).
А ребята наши и стихи знают про эти игрушки.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –Простой, казалось бы узор, Но отвести не в силах взор.
Через горные отроги,
Через крыши деревень
Краснорогий, желторогийМчится глиняный олень.
Индя –индя.
Индя - индя - индючок
Ты похож на сундучок.
Сундучок не простой:
Красный, белый, золотой.
Водоноска
За студеною водицей
Водоноска - молодица,
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет На коромысле не спеша.
Посмотри, как хороша
Эта девица - краса,
Тугая черная коса, Щечки алые горят, Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво, Как лебедушка плывет, Песню тихую поет.
Вот уж детям было радости, и решилабаба приготовить всем детям в селе по лошадке и расписать их узором, каким расписывали только в селе «Дымково».
(показывает элементы)
А вы, ребята, помните, как называются элементы в дымковском узоре?
Дети: круг, колечко, точка, волнистая линия, прямая линия, клетка.
Воспитатель: Как называется этот элемент? (точка). Он обозначает звезды
|
|
Что обозначает круг с точками? (солнце)
- прямая линия —дорога - Волнистая линия –река.
- Перекрещенные полоски –колодец
- Елочка –символ здоровья
Государственные символы России: герб, флаг, гимн
Программное содержание: закрепить знания детей о государственных символах России, формировать уважительное отношение к государствен- ным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны.
Ход образовательной деятельности
- Ребята, в какой стране мы живем? (В России.)
-Какие государственные символы нашей страны вы знаете?
(Герб, флаг, гимн.)
Государственные символы - это официальные знаки отличия страны от других стран. Это символы, которые объединяют граждан одной страны, нас с вами.
- Посмотрите на флаг России. (Воспитатель показывает пособие.) Наш флаг состоит из горизонтальных полос разного цвета.
- Назовите, какого цвета полосы на нашем флаге?
(Белого, синего, красного.)
В России эти цвета почитались издавна и имели свое символическое значение: белый цвет означал благородство, синий - честность, красный- смелость и великодушие. Эти цвета русский народ считал самыми красивыми.
Флаг можно увидеть на государственных учреждениях в дни государст- венных праздников. Кремль- место работы президента России. Когда президент в Кремле, над зданием поднят государственный флаг России.Флаг можно увидеть на самолетах, космических кораблях. На междуна- родных спортивных соревнованиях тоже поднимается государственныйфлаг, когда наших спортсменов награждают победу.
-Посмотрите на герб России. Это темно-красный щит, на котором изоб- ражен золотой двуглавый орел. -Что вы знаете об орле? Какая это птица?
(Гордая, красивая, сильная.)
Орел золотого цвета, потому что на Руси золотого орла народ сравнивал с солнцем, которому поклонялся. Неслучайно так много пословиц и пого- ворок о золотом солнышке придумано русскими людьми.
• Солнце встает, так и день настает.
• Солнце, как родная матушка, никогда ни обидит.
• Солнца не закроешь, а правду не скроешь.
Русский блин-это тоже символ солнца.
Жизнь русского человека связана с солнцем. Наши предки-славянеизображали символ солнца на всех предметах быта, которыми пользова- лись. На национальных костюмах, прялках, рушниках, наличниках. Люди считали, что солнце встает рано утром и едет на огненной колеснице по небу, а вечером садится за горизонт и умирает. Но утром рождается вновь.
Вот почему орел золотого цвета.
На груди орла - изображение всадника на белом коне, который копьемпоражает черного змея. Это добро побеждает зло.
Звучит фонограмма гимна (отрывок).
Это гимн России - самая главная торжественная песня страны. Под звучаниегимна самым выдающимся людям страны - артистам, спортсменам, ученым, писателям - вручаются награды. Молодые воины принимают присягу, то есть дают Родине клятву в верности, обещание защищать ееот врагов.
-Как надо слушать государственный гимн? Правильно, стоя, проявляя уважение к своей стране.
-Какие государственные символы есть у нашей страны?
-Где можно увидеть наш флаг?
-Что изображено на гербе России?
-Почему орел золотого цвета?
-Что такое гимн?
-Как его надо слушать?
Граждане России гордятся государственным гербом, флагом и гимном.
Москва-столица нашей Родины
Программное содержание: познакомить детей с главным городом России- Москвой. Формировать представление о Москве как о столице нашей Родины, воспитывать патриотические чувства.