Беседа по картине В.М.Васнецова «Богатыри»

–Ребята, подвиги русских героев –богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.

Вопросы:

Кто изображён на картине художника Васнецова?

Три богатыря.

Кто находится в центре картины?

Илья Муромец.

Как вы догадались, что это Илья Муромец?

Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.

Кто слева от Ильи Муромца?

Добрыня Никитич.

Расскажите о нём.

Кто справа от Ильи Муромца?

Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей.

Какими качествами обладал Алёша Попович?

Хитростью, смекалкой, дерзостью.

Куда смотрит каждый из богатырей?

Они смотрятвдаль, не видать ли где врагов.

Что охраняют богатыри?

Землю русскую, её границы.

Главным другом богатырей был конь, лошадь. То, что на лошади, называется упряжь. Что сюда относится?

Уздечка, стремена, седло.

Как одним словом можно назвать этих богатырей?

Витязи! Крепкие духом, прославившиеся делами.

Русский писатель Алексей Толстой так написал про богатырей:

«О Витязь! Делами твоимиГордится великий народ.Твоё громоносное имяСтолетия все перейдёт».

Тысячу лет прошло, ребята, а мы гордимся делами и подвигами этих витязей –богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Микулы

Селяниновича и других. Если бы сказители не сказывали былины, мы бы о них не узнали.

Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословицы говорят. Как в пословицах говорится о русских богатырях?

1. Не родом богатырь славен, а подвигом.

2. Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

3. Моё богатство –сила богатырская, моё дело –Руси служить, от врагов оборонять.

4. В русском сердце прямая честь да любовь к Руси –матушке.

Слушание музыкального произведения А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».

Продолжение беседы по картине «Богатыри».

Вопросы:

1. Как одеты богатыри?

На тело надета кольчуга –железная рубашка.

Зачем она нужна богатырям?

Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.

2. Что надето на головы богатырей?

Шлем.

На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина –богатыря от ударов.

3. Какие ещё доспехи имеются у богатырей?

Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч –булава.

Меч был главным оружием воинов –богатырей и воинов –ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он нержавел (показ меча и ножен, изготовленных из бумаги и плотного картона, украшенные орнаментом; меч обклеен фольгой). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с цельюоказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

Беседа о знаках, оберёгах, поклонении, родовом дереве, обрядах.

Ребята, мы знаем, что рукоятка меча и ножны для меча украшались орнаментом и узором.

– Что означал на щите и на ножнах меча знак Солнца. Почему именно этот знак красно-солнышко наносили на щит, на рукоятки меча и на ножны.

Знак солнца был призван помогать богатырю отражать удары врага, сохранять ему жизнь.

– Что означали знаки растительности: трава, поле, дерево, колосья, зёрна пшеницы?

Если украшали растительностью, значит меч должен был быть как живым, сильным, помогать в бою. Эти знаки были ещё и оберёгами для богатырей и воинов –ратников.

Ребята, в Древней Руси солнце имело особое почитание. Люди поклонялись Богу солнца – Даждьбогу и летнему Богу солнца – Яриле. Вот почему его наносили на ножны и рукоятки меча. А растения –живые существа. И люди в Древней Руси это знали. Нужно было сражаться за свою родную землю и побеждать, чтобы продолжить свой род.

Чтобы оружие (показываю меч) в руках богатыря было сильным, богатыри обращались к Богу и говорили:

«Дай, великий Бог, булатный меч мне по рукам! Поделись своею силою, яростью, гневом праведным. Пусть стрелы в моих руках будут также метки, как стрелы огненные в твоих руках». Это было обращение к Богу небес, создателю вселенной – Сварогу.

Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву –оберёг: «Надеваю я сбрую богатырскую. Не убьёт меня в ней ни копьё, ни стрела, ни враг. Заговариваю я ратного человека Добрыню крепким заговором. Чур, слову конец, делу венец».

Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословение у отца, матери или у старшего по роду. Вспомните, как благословлял Илью Муромца его отец Иван Тимофеевич: «Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела нет моего благословления. Защищай землю русскую не для золота, не для корысти, а для чести, для славушки богатырской».

Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собойлисток и горсть родной землицы. Этот обычай –брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков.

Дуб –могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь. Мы читали об этом в книге «Званко –сын Добрилы». (Лидия Обухова. –М.: Малыш, 1998.)

А теперь давайте встанем в круг и сделаем хороводный обряд –поклонение дубу.

Обряд – поклонение «Дубок»

Дети встают в круг и выполняют движения.

У нас рос дубок –(сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх). 

Вот таков!

Корень да его –

Вот так глубок! (наклоняются вниз, показывая корень)

Листья да его –

Вот так широки, (развести руки в стороны)

Ветки да его –

Вот так высоки! (руки вверх)

Ахты, дуб–дубок, ты могуч (медленно поднимают сцепленные руки вверх) 

На ветру ты, дубок, скрипуч. (покачивание руками) 

Дай мне силы, отваги, добра, (правая рука на сердце) Чтобы землю роднуюЗащищать от врага!

Заключение.

Наша беседа о русских богатырях подошла к концу, а мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

–Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

А и сильные, могучие богатырина славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням

Землю Русскую

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь –не шатается!

И века простоит –не шелохнётся!

А преданья стариныЗабывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Асейчас я подарю вам талисман«Листочек дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри –защитники земли русской.

 

 

        Русская одежда

Цель: познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды,познакомить с процессом выращивания льна и его обработки, расширить словарь детей словами, обозначающими названия одежды и головных уборов, познакомить с новыми пословицами о труде.

Оборудование: сюжетные картинки об одежде и быте русского народа, светец, пяльцы с отрезом ткани и вышивкой.

Предварительная работа: беседа о профессии - портной, швея; беседа «Как льняная сорочка в поле выросла», занятие «Русская береза», «Русская изба», этические беседы о труде.

Ход

Воспитатель: Дети, мы живем в великой стране, которая называется Россия. Наша страна огромна:есть здесь океаны и моря, горы и леса,реки и озера. Населяют ее люди разных национальностей: русские, украинцы, белорусы, татары. А у нас в Сибири, в Бурятии проживают буряты, эвенки,тофы. Объединяет всех язык на котором они говорят –русский. Сегодня я предлагаю вам послушать рассказ о том, как русские люди жили в старину, какую одежду носили. Вы хотите об этом узнать?

Русский народ очень талантливый и изобретательный. Многое из того, что придумали ранее, мы используем сейчас.

Прежде чем вы услышите рассказ о старине, я хотела бы узнать, для чего людям нужна одежда?

- (защищает от холода, жары, оберегает от болезней.)

Где шьют одежду?

- (ателье, швейные фабрики.)

В старину на Руси не было швейных фабрик,женщины шили одежду сами.

Из чего же шьют одежду? (ткань)

А в старину шили одежду из льняной ткани. Давайте вспомним с вами рассказ «Как льняная сорочка в поле выросла».

(рассказ двух- трех детей, помощь воспитателя).

Теперь поговорим об одежде, которую носили русские люди в старые времена.

Повседневной одеждой мужчинбыла рубашка да штаны. Поверх рубахи надевали кафтан. Повторим это слово- кафтан. Это верхняя одежда. Послушайте какую потешку сочинили о кафтане.

- Федул, чего губы надул?

- Кафтан прожег.

- А велика ли дыра?

- остались одни рукава.

Если было холодно, под кафтан поддевали зипун, подбитый заячьим или собачьим мехом. Как вы думаете, для чего надевали меховые зипуны? (для тепла).Давайте повторим новое слово- зипун.(повторяет несколько детей).

Обязательной частью одежды у мужчин и женщин был пояс или кушак. Найдите в своей одежде эту деталь. Раньше на одежде не было карманов, они появились позже. На кушак вешали нож,расческу, ложку, мешочек для денег. И пуговицы появились намного позже.

С начало и богатые, и бедные носили одинаковые шапки, напоминающие колпаки. Шапки были самые разные; остроконечные, округлые, с отворотами. В те давние времена женщине разрешалось ходить с непокрытой головой только дома. Голову покрывали вышитыми платками или головным убором, который назывался кокошник –вот таким. Зимой носили шапки, отороченные мехом- малахай. Проговаривание новых слов. Мужчины носили головной убор- картуз. Они были тоже разные и для торжественных случаев, и для повседневной жизни.

Физкультминутка «Как живешь?».

Женщины и в городе, и в деревне носилиодинаковые рубашки- сорочки. Только бедные шили из льна, а богатые- из шелка. Поверх сорочки надевали длинный сарафан, украшенный лентами. Вышитыми узорами; цветами, солнцем, птицами и просто крестиком. По приданиям, вышитые узоры оберегали людей от болезней, наговоров, сглаза.

В долгие зимние вечера собирались девицы в горнице, пели песни, вышивали узорами свои одежды. Давайте посмотрим, как это было. (девочки в русских сарафанах вышивают на пяльцах, приговаривая.). (вспомнить и использовать в инсценировке светец).

В первый раз вышивали, светел месяц со лунами,Светел месяц со лунами, со чистыми звездами.Во второй раз вышивали, красно солнце со лучами,

Красно солнце со лучами, с теплыми облаками.

В третий раз вышивали, сине море со волнами,Сине море со волнами, с белыми облаками.В четвертый раз вышивали, чисто поле со кустами,Чисто поле со кустами, со рыскучими зверями.

Все: середину украшали светло- синими цветами.

Воспитатель: Какие нарядные девицы и сарафаны у них очень нарядные.

А теперь рассмотрим обувь, которую носили в старину. Очень- очень давно ноги просто обматывали кусками кожи. На Руси широко были распространены лапти. Их плели из лыка- коры липы. На одну пару лаптей уходила кора 3-4 деревьев. Для мягкости и тепла клали в лапти солому. На ногах лапти держались с помощью веревок, их обматывали вокруг ноги. Позже стали шить сапоги.

Дети, как можно назвать народ, который много трудится, умеет шить красивую одежду?(мастеровой, трудолюбивый, работящий).

Послушайте какие пословицыпередаются из поколения в поколение.(дети тоже вспоминают пословицы).

Терпение и труд все перетрут.

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

Какова пряха, такова и на ней рубаха.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Труд человека кормит, а лень портит.

Ремесло есть и пить не просит, а само кормит.

О какой стране, народе мы сегодня вели речь?(России, русском народе). О России написано много красивых слов. Вот такими красивыми словами я бы хотела закончить наше занятие.

Для меня Россия- белые березы,Для меня Россия- утренние росы.

Для меня Россия- ты всего дороже.

До чего на маму ты мою похожа.

У моей России- светлые реснички,

У моей России- длинные косички,У моей России- голубые очи.

На меня, Россия, ты похожа очень.

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь.

Ты, моя Россия, песни петь умеешь.

Ведь Россия наша- это мы с друзьями.

Пока вы еще маленькие, но уже сейчас вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссорится. Давайте посмотрим друг надруга, улыбнемся и не будем забывать, что мы с вами- россияне. Народ очень мудрый, терпеливый, добрый.

«Если дружба велика- будет родина крепка».

Всем спасибо за занятие.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: