Система норм русского литературного языка

Задание № 1. Ответьте на вопросы теста. Из приведенных ответов выберите верный (-ые).

Знание норм русского литературного языка

1. В ситуации: Вы готовитесь к выступлению и хотите в своей речи избежать ненужных повторов одного и того же слова - следует обратиться к словарю

a) фразеологическому

b) омонимов

c) синонимов

d) этимологическому

 

2. Отметьте  основные признаки литературного языка?

a) наличие системы стилей

b) нормированность

c) чистота языка, как качества речи

d) наличие письменной и устной формы реализации

3. Акцентологические нормы связаны

a) с правилами употребления слов и фразеологических оборотов

b) с произношением гласных и согласных звуков

c) с правильной постановкой ударения в слове

d) со знанием лексического значения слова

 

4. Что обозначает термин «дислекция»

a) сокращение словарного запаса

b) резкое падение уровня грамотности населения

c) засорение родного языка иноязычными элементами

d) падение этической и нравственной строны культуры общения

 

5. Нелитературными разновидностями языка являются

a) деловая речь

b) интернационализмы

c) диалекты

d) жаргоны

6. Как понятие «современный русский литературный язык» сформировался

a) во времена А. С. Пушкина

b) в 1917 году

c) в 90-е годы XX века

d) в VIII веке

 

7. Спонтанность, незаконченность выражения мысли являются специфическими чертами

a) разговорной речи

b) письменной речи

c) устной речи

d) книжной речи

8. Языковые нормы…

a) поддерживаются речевой практикой

b) создаются учѐными-языковедами

c) поддерживаются языковой практикой

d) указывают на коммуникативную целесообразность средств языка

 

9. В каких словах ударение приходиться на второй слог

a) упростить

b) танцовщица

c) усовестился

d) украинский

 

10. Буквосочетание ЧН произносится только как [ШН] в словах

a) конечно

b) пустячный

c) сливочный

d) отлично

 

11. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения. Неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Укажите это слово

a) нАчавшись

b) воссоздАть

c) зАняли

d) цепОчка

e) вреднА

 

12. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Найдите ошибку и дайте правильный вариант ответа.

a) пять видов колбас

b) пятьюстами плакатами

c) коробка макаронов (макарон)

d) пара ботинок

e) золотые купала

 

Задание № 2. Поработайте с данными парами слов и словосочетаний и выберите правильный вариант ответа

Свойствен / свойственен

Апельсин/ апельсинов

Машет, машут /махает, махают

Поезжай / едь

Директора/ директоры

Я побежу, побежду/ я одержу победу

Он был / круглой сиротой, такой неряхой и жуткой размазней / круглым сиротой, таким неряхой и жутким размазней, что разговаривать с ним не хотелось.

Огурцы моются под струей холодной воды / Огурцы моют под струей холодной воды.

Он сидел, закрыв глаза /Он сидел закрывши глаза.

Интонация и ее роль в общении

 Задание № 1.

Ученые установили, что слово здравствуйте может быть произнесено 40 способами, и помогает в этом разнообразная интонация. Попробуйте произнести это слово по-разному. Пусть ваши коллеги определят, какой смысловой оттенок (подтекст) вы вкладываете в это приветствие в каждом случае.

Задание № 2. Попробуйте произнести данные фразы, выражая разные чувства

- вызовите ученика спокойно

-вызовите ученика весело, жизнерадостно

-вызовите ученика равнодушно

-вызовите ученика доброжелательно

-вызовите ученика с юмором

--вызовите ученика с иронией и т. п.

 

 Задание № 3. Как известно, побуждение к какому-либо действию можно выразить в форме приказа, требования, просьбы, совета, пожелания. Проследите, какой из указанных оттенков получает побуждение к одному и тому же действию в каждом предложении. Каждую фразу попробуйте произнести разным тоном, передавая разнообразные настроения. В какой речевой ситуации уместно каждое из предложений? Какие из этих фраз нужно избегать в речи и почему? Сделайте вывод.

Прийти завтра! Приди, пожалуйста, завтра. Извините, можете ли вы прийти завтра? Обязательно приди завтра! Можно ли попросить тебя прийти завтра? Почему не придешь завтра? Я советую тебе прийти завтра, а то мы уедем на дачу. Мне бы очень хотелось, чтобы ты пришел завтра. Ты придешь завтра, или нет?! Мне кажется, нужно прийти завтра. Прошу тебя, приди завтра. Если Вас не затруднит, приходите завтра. Сделай одолжение, приди завтра. Ты уж пришел бы завтра! Не придешь ли завтра? Давай приходи завтра!

Задание № 4. Используя данные опорные слова и словосочетания, составьте выступление на тему: «Роль интонации в русском языке»

Опорные слова и словосочетания: интонация; повышение тона; понижение тона; мелодика; темп речи; интенсивность; пауза; повествовательная интонация; вопросительная интонация; восклицательная интонация.

Раздел 3

СПЕЦИФИКА ПРОДУКТИВНЫХ  И РЕЦЕПТИВНЫХ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

 

Продуктивные и рецептивные виды речевой

Деятельности

Задание № 1. Разгадайте ребус, где зашифрован один из видов речевой деятельности. Дайте развернутый ответ по характеристике данного вида речевой деятельности.

4 = Н

Задание № 2.   Заполните попуски или допишите предложения:

a) Речевая деятельность имеет следующие основные виды: письмо, …

b)  …– сложное речевое умение, позволяющее при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей (Г. В. Рогова).

c) … - отправление звуковых сигналов, несущих информацию

d) Восприятие звуковых сигналов и их понимание называется …

e) … - процесс фиксации слов и текста с помощью графических знаков - букв.

f) Основным результатом … является понимание текста.

Задание № 3. Заполните таблицу: Виды слушания.

Таблица 14

Виды слушания Характеристика данных видов
глобальное  
критическое  
детальное (подробное)  

 

Задание № 4. Используя карандаш и линейку, начертите в тетрадях схему «Виды речевой деятельности». Схема должна состоять из четырех прямоугольников с надписями: «говорение», «слушание», «чтение» и «письмо». Соотнесите свои действия с этапами речевой деятельности: 1) ориентировка в ситуации, 2) планирование действия, 3) осуществление действия, 4) контроль результатов. Какие выводы вы смогли сделать?

Задание № 5. Тренировка детального чтения.Прочитайте один раз отрывок из рассказа М. Зощенко. Закройте текст и ответьте на следующие вопросы. Проверьте, насколько вы быстро «схватываете» прочитанное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: