Вербальный и невербальный компоненты общения

Задание № 1. Ответьте на вопросы теста. Из приведенных ответов выберите верный (-ые).

Вербальный и невербальный компоненты общения

1.Чтобы индивидуальная беседа с ребенком была эффективной, необходимо смотреть собеседнику в глаза:

a) все время разговора;

b) 2/3 времени разговора;

c) половину времени разговора;

d)  иногда.

 

2. Академическая культура публичных выступлений включает в себя

a) вербальные компоненты

b) как вербальные, так и невербальные компоненты

c)   доминирование невербальных компонентов (презентации)

d) выразительные качества голоса

 

3. Вербальные коммуникации осуществляются с помощью:

a) определенного темпа речи;

b) отсылки сообщения с помощью информационных технологий

c) устной речи

d) диалога

 

4. В каких случаях человек использует в своей речи изобразительные жесты:

a) если он «визуал»

b) не хватает слов, чтобы полностью передать представление

c) одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, не владение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает)

d) необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.

5. К какому типу невербальной коммуникации можно отнести голос и речь

a) такесические

b) просодические и экстралингвистические

c) проксемические

d) кинесические

6. К экстралингвистическим элементам невербальной коммуникации относится

a) улыбка

b) поза

c) плач

d) смех

 

7. Речь, произносимую одним человеком при обращении к другому или многим людям, называют

a) внутренней речью

b) диалогом

c) выступлением

d) монологом

 

8. Какие жесты можно использовать педагогу в своей деятельности

a) непринужденные и сдержанные

b) жесты без резких и широких взмахов

c) большая часть жестов должна быть выше пояса

d) жесты указательные

 

9. Определите зоны пространственного расположения коммуникантов в процессе общения. Найдите соответствие зоны и расстояния.

Таблица 11

Зоны пространственной территории Расстояние между собеседниками
1. Общественная зона для митингов. А. 46 см - 1,2 м
2. Интимная зона – нарушение ее воспринимается человеком болезненно. Проникать разрешается матери, ребенку, супругу. Б. 1,2 см -3,6 м
3. Зона социального общения– расстояние для делового общения.  В.   15 см - 46 см
4. Личная зона – расстояние руки, протянутой для рукопожатия. Используется при межличностном общении. Г. 3,6 см и более

 

Задание № 2. Заполни таблицу, используя ниже приведенные интерпретации жестов и поз педагога

Значение поз и жестов педагога

Таблица 12

Жесты, позы педагога Интерпретация
Руки, раскрытые ладонями вверх  
Пиджак расстегнут (или снят)  
Руки спрятаны (за спину, в карманы)  
Руки скрещены на груди  
Кулаки сжаты (или пальцы вцепились в какой-нибудь предмет так, что побелели суставы)  
Кисти рук расслаблены  
Педагог сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена и опирается на руку  
Голова слегка наклонена набок  
Педагог опирается подбородком на ладонь, указательный палец вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта  
Почесывание подбородка (нередко сопрово ждается легким прищуриванием глаз)  
Ладонь захватывает подбородок  
Педагог медленно снимает очки, тщательно протирает стекла  
Педагог ходит по классу  
Пощипывание переносицы  
Педагог прикрывает рот рукой во время своего высказывания  
Педагог прикрывает рот рукой во время слушания  
Педагог старается на вас не смотреть  
Взгляд в сторону от ученика  
Слушающий слегка касается века, носа или уха  
Педагог начинает собирать бумаги на столе  
Ноги или все тело педагога обращены к выходу  
Рука педагога находится в кармане, большой палец снаружи  
Педагог жестикулирует сжатым кулаком  
Пиджак застегнут на все пуговицы  

 

Материал для заполнения таблицы: искренность, открытость; заинтересованность; недоверие к говорящему; функция контроля или обдумывание решения; демонстрация власти, угроза; сомнение, недоверие к учащемуся; открытость, дружеское расположение; напряженное восприятие ситуации; внимательное слушание; закрытость от информации, общения; превосходство, уверенность; защита, оборона; неискренность, обман; обдумывание решения; урок окончен или разговор окончен; спокойствие; критическая оценка; желание уйти; обдумывание решения; желание выиграть время, подготовка к ответу, сопротивлению;сомнение, отсутствие интереса к мнению; официальность, подчеркивание дистанции; напряжение; скрытность, утаивание своей позиции.

Задание № 3. Прочитайте отрывок из статьи Ю. В. Щербининой Речевая агрессия и пути ее преодоления [38]. Ответьте на следующие вопросы:

a) Какие невербальные компоненты агрессивных высказываний нагляднее всего свидетельствуют об агрессивности речи (приведите примеры)?

b) Докажите, исходя из собственного школьного опыта, что невербальные компоненты агрессивных высказываний, могут негативно сказываться на общении педагога с обучающимися.

c) Как преодолеть невербальные компоненты агрессивных высказываний со стороны педагога и обучающегося? Какие пути и средства для этого можно использовать?

Ю. В. Щербинина
Невербальные компоненты агрессивных высказываний

Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления

 

Невербальные средства играют важную роль в процессе общения. Психологами установлено, что свыше 65 % информации передается с помощью неречевых средств коммуникации: жестов, мимики, позы, взгляда и др.

Поэтому для точного понимания содержания высказывания, правильной оценки намерения говорящего необходимо уметь не только внимательно слушать его речь, но «читать» движения рук, выражение лица, понимать «язык» внешнего вида.

Невербальные средства в значительной степени определяют особенности проявления агрессии в конкретных речевых ситуациях.

* Вспомните типичную ситуацию ссоры: ее участники кричат, ругаются, размахивают руками… Попытайтесь как можно более подробно представить себе, как выглядят ссорящиеся: выражения их лиц, особенности жестикуляции, характерные движения, позы…

Подумайте, какие НКАВ (невербальные компоненты агрессивных высказываний) нагляднее всего свидетельствуют об агрессивности речи? Какие из них проще всего поддаются наблюдению и описанию? Какие сложнее? Аргументируйте свои ответы.

Невербальные компоненты агрессивных высказываний составляют особый «экспрессивный репертуар» обидного общения: выражение лица, взгляд, движения глаз, жесты, позы, походка, интонация (мелодика, тембр, сила голоса, темп, паузы, логические ударения).

Несмотря на очевидную необходимость, учеными до сих пор не предпринималось серьезных попыток комплексного изучения невербальных компонентов агрессивных высказываний.

Раскроем и обобщим имеющиеся немногочисленные научные разработки по этому вопросу и данные собственных исследований.

Прежде всего, обратим внимание на то, что эмоциональное напряжение участников ситуации речевой агрессии, помимо словесного выплеска негативных эмоций, провоцирует раскрепощение пантомимической сферы. Происходит освобождение движений от регулирующего влияния речи.

Этим и объясняются повышенная интенсивность жестикуляции и увеличение количества используемых жестов в речевой ситуации, отмеченной сильной, явно выраженной агрессией.

Насколько осознанны агрессивные жесты?

По данным наших исследований, осознанно, а значит, намеренно, целенаправленно используемые агрессивные жесты чаще всего являются символическими или изобразительными. Так, в школьной речевой среде были отмечены следующие намеренно-агрессивные жесты:

– жесты отвержения: поднятая ладонь руки, вытянутой в сторону партнера; взмах ладонью в противоположную сторону от собеседника;

– оскорбительные жесты: кулак с поднятым вверх средним пальцем; три сложенных пальца («фига», «дуля», «кукиш»), кручение пальцем у виска и др.;

– жесты, изображающие комплекцию, рост собеседника: разведенные в стороны руки (полнота); вытянутые вперед на небольшом расстоянии друг от друга большой и указательный пальцы (худоба, малый рост);

– жест угрозы: рука, сжатая в кулак;

– издевательские жесты, в роли которых могут выступать: аплодисменты (например, плохо отвечающему у доски), рукопожатие (например, за неудачный ответ), шутовской поклон (например, вошедшему в класс с опозданием), похлопывание по плечу (например, как выражение иронической похвалы за неудачный ответ) и т. п.

В некоторых ситуациях речевой агрессии можно отметить намеренное использование указательных жестов, например:

– при выражении грубого требования («Пошел вон!» – с указанием на дверь);

– при выражении враждебного замечания («Ненавижу тебя!» – с указанием на человека);

– при произнесении оскорбления («Дурак!» – указывая пальцем на адресата).

Непреднамеренные (неосознаваемые, непроизвольные, рефлекторные) агрессивные жесты чаще всего бывают эмоционального типа и выражают психологическое состояние говорящего.

К ним можно отнести непроизвольные покачивания головой, отмашку руками, топот, раскачивание корпуса, сопровождающие агрессивное высказывание, а часто – целый монолог агрессивного содержания.

Подобные жесты, усиливая агрессивное содержание речи, также способствуют нанесению коммуникативного и психологического урона адресату: они могут вызвать страх, неуверенность, обиду, спровоцировать ответную речевую агрессию или отказ от продолжения общения.

Другой возможный подход к изучению и описанию агрессивных жестов – соотнесение их с жанрами речевой агрессии.

На этом основании выделяют, например, несколько групп оскорбительных жестов:

– жесты, сигнализирующие о какой-либо эмоции, отрицательно влияющей на адресата (безразличии, скуке, нетерпении, высокомерии, презрении и т. п.);

– символические жесты-оскорбления;

– «нецензурные» жесты, аналогичные по значению и ситуациям употребления нецензурной лексике языка.

Аналогично можно выделить типичные «сопроводительные» или «сопутствующие» жесты и для других форм вербальной агрессии. Например:

– типичным жестом угрозы является сжатая в кулак рука;

– для насмешки характерны издевательские поклоны, аплодисменты, рукопожатия;

– грубое требование часто сопровождается указательными жестами;

– грубый отказ подкрепляется сложенными большим, средним и указательными пальцами («фигой») и т. п.

Агрессивные высказывания сопровождаются также характерными позами, которые можно подразделить

  на наступательные и оборонительные (защитные).

Типично наступательная агрессивная поза выглядит следующим образом: руки на поясе, откидывание или, напротив, наклон вперед туловища. В такой позе могут произноситься угрозы, оскорбления, грубые требования, враждебные замечания и другие инициативно агрессивные высказывания.

Оборонительно агрессивной может быть поза, выражающая протест или отказ (например, в ответ на грубое требование). Такую позу можно описать следующим образом: поворот спиной к собеседнику; вытянутые вперед, в направлении агрессора руки с поднятыми вверх ладонями; опущенная голова, сутулые плечи, втянутая грудная клетка.

Каковы особенности мимики коммуникантов в ситуации речевой агрессии?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вначале выявить основные, ведущие эмоции (или определить общее эмоциональное состояние) каждого участника общения, а затем уже пытаться устанавливать их связь с конкретным агрессивным высказыванием. Ведь именно эмоция, а не высказывание, изначально определяет любое мимическое движение.

Общие теоретические положения и первичные практические разработки этой проблемы можно найти у К. Е. Изарда. В его работе «Эмоции человека» подробно описываются, объясняются и иллюстрируются выражения человеческого лица, сопровождающие «триаду враждебности» – эмоции гнева, отвращения и презрения.

Гнев: «мышцы лба сдвигаются внутрь и вниз, создавая нахмуренное и угрожающее выражение глаз, фиксирующихся на объекте гнева. Ноздри расширяются, и крылья носа приподнимаются. Губы раздвигаются и оттягиваются назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы».

Презрение: «бровь приподнята, лицо вытянуто, голова поднята, как будто человек смотрит на кого-то сверху вниз. В то же время презирающий человек как бы отстраняется, создает расстояние между собой и другим».

Отвращение: «как будто человек подавился или сплевывает. Выражение отвращения включает также подтягивание верхней губы вверх и наморщивание носа, что создает впечатление, как будто глаза косят».

Кроме того, в ситуации речевой агрессии, особенно в детской речевой среде, можно наблюдать намеренные мимические движения – кривляние, гримасы, ужимки. Чаще всего это делается с целью досадить собеседнику, оскорбить, унизить его достоинство.

Подобные гримасы, по нашим данным, свойственны чаще всего дошкольникам и младшим школьникам, реже – учащимся средних и старших классов. Среди них можно выделить:

– оскорбляющие личность адресата в целом (например, высунутый язык);

– оскорбляющие адресата через осмеяние каких-либо недостатков его внешности (например, изображение косоглазия путем сдвигания глаз к переносице).

Особую роль в ситуации речевой агрессии играет взгляд.

Так, по движениям глаз участников общения при внимательном наблюдении иногда можно определить «агрессора» и «жертву».

Особый взгляд выдает также некоторые коммуникативные установки и намерения говорящего, например:

– захват доминирующей позиции (прищуренный взгляд «свысока» или долгий пристальный взгляд прямо в глаза собеседнику);

– самозащита («опущенный» взгляд);

– желание избежать неприятного контакта («бегающий» взгляд или взгляд «поверх» собеседника) и т. п.

Замечено, что если партнеры-соперники предпочитают сидеть точно напротив друг друга («держать зрительный контакт»), то в приятельской беседе нет жесткого контроля над выражением лица собеседника; взгляды коммуникантов более подвижны.

Человек, стремящийся занять доминирующую позицию и прибегающий для этого к открытой речевой агрессии, четко и относительно неподвижно фиксирует свой взгляд на адресате (ср. выражения «убить взглядом», «испепеляющий взгляд»), старается смотреть прямо в глаза собеседнику, как бы «поймать» его ускользающий взгляд.

Если имеет место скрытая или защитная вербальная агрессия, то говорящий часто отводит взгляд, опуская глаза, фиксируя его на каком-то произвольно выбранном объекте или постоянно разглядывая окружающие предметы, старается не встречаться глазами с собеседником.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: