Просодический аспект общения

Задание № 1. Потренируйтесь в четком произнесении скороговорок

А) Жили-были три китайца: Як, Як-цедрак, Як-цедрак-цедрак-цедрони.
Жили-были три китайки: Цыпа, Цыпа-дрыпа, Цыпа-дрыпа-дрымпампони.
Все они переженились: Як на Цыпе, Як-цедрак на Цыпе-дрыпе,
Як-цедрак-цедрак-цедрони на Цыпе-дрыпе-дрымпампони.
И у них родились дети. У Яка с Цыпой — Шах, у Яка-цедрака с Цыпой-дрыпой — Шах-шарах, у Яка-цедрака-цедрака-цедрони с Цыпой-дрыпой-дрымпампони — Шах-шарах-шарах-широни [29].

 

Б) Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
Но, заскороговорившись, выскороговорил,
Что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь [29].

 

В)  Говорил командир при полковнике про подпоручицу,
А при подполковнице про подпрапорщицу промолчал. [29].

 

Г)   Разнервнечавшегося конституцианолиста Константинова, нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе,занимавшимся изобретением пылепневмомешковыколачевателя [29].

 

Д) Георгий Георгиевич говорит Григорию Григорьевичу о Григории Георгиевиче, а Григорий Григорьевич говорит Георгию Георгиевичу o Георгии Григорьевиче [29].

 

Е) Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовашегося Николку[29].

Задание № 2. Проанализируйте фрагмент объяснительной речи учителя и партитуру его произношения [20].

Какие средства использует учитель для того, чтобы активизировать внимание учащихся, подчеркнуть важность, новизну, актуальность предъявляемой информации? Каким образом учитель увеличивает информативную силу объяснения?

a) Попытайтесь провести данный фрагмент урока в аудитории, соблюдая партитуру его произношения

Таблица 13

1) Сегодня мы познакомимся еще c одним свойством русских глаголов. И этого их удивительного свойства вы еще, ребята, не знаете. Эта особенность – виды глагола. Итак, тема урока – «Виды глагола». Записываем вместе: я на доске, вы – в тетрадях. // 1) Темп, громкость обычные. Отчетливые паузы – на месте тире и двоеточия. Тон – интригующий. Темп замедляется при произнесении темы («Итак…»). Подчеркиваются интонационно выделенные полужирным шрифтом слова и словосочетания.
2) Сразу скажу, что глаголы бывают двух видов. А вот, какие это виды, что они обозначают, мы сейчас узнаем… // Послушайте (читается или пересказывается текст упр. 627 «Руки». Выделенные в тексте глаголы жну, кошу, сею, поливаю, пишу, рисую, черчу, сожну, накошу, посею, полью, напишу, нарисую, начерчу интонационно подчеркиваются). Какие глаголы я выделила голосом? // Запишем их парами. Как вы думаете, чем похожи эти глаголы? // А в чем их отличие по значению? Попробуем поставить к ним вопросы… // 2) Первое предложение произносится спокойным тоном информативного сообщения. Выделенные полужирным шрифтом слова подчеркиваются логическим ударением, более медленным темпом произнесения. Текст «Руки» произносится повествовательным тоном, несколько быстрее. (//) – паузы более длительные, «выжидательные».
3) Итак, как мы с вами установили, глаголы левого столбика отвечают на вопрос что делаю?, а глаголы правого столбика…? // Эти вопросы отражают значение глаголов: делаю – что-то длительное, без конца, без предела; сделаю – значит закончу что-то, действие достигает конца, какого-то предела, имеет конец. Ж ну, кошу, сею, поливаю, пишу, рисую, черчу – это глаголы несовершенного вида. А глаголы сожну, накошу, посею, полью, напишу, нарисую, начерчу – глаголы совершенного вида. Легко запомнить: что сделаю? (что сделаешь, сделает, сделаете и т.д.). Это все глаголы совершенного вида. В вопросе и в названии вида первая буква «эс». // А почему я говорю «глаголы совершенного вида или глаголы несовершенного вида»? Можно ли сказать: глаголы в совершенном (или в несовершенном) виде? // Почему нельзя? // Более замедленный темп произнесения: обобщение. (//) – выжидательная пауза. Информативно-разъяснительный тон, перечислительная интонация (выделяющая однородные члены). Интонационно выделяются терминологические наименования (они выделены в тексте полужирным шрифтом), а также коммуникативно значимые слова. Несколько нарочито выделяется [с] в вопросе и названии вида глагола. (//) – выжидательные паузы.
4) Теперь, ребята, рассмотрим рисунки на с. 257. Под какой картинкой вы подпишете: «Дети решали задачу», а под какой: «Дети решили задачу»? (Задание в материале для наблюдений на с. 257). 4) Более быстрый темп произнесения (рисунки и вопросы есть в учебнике). Выделенные слова и словосочетания произносятся медленнее и чуть-чуть громче.









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: