Возникновение социальной психологии обычно связывают с первыми попытками изучения психологических явлений в больших социальных группах во второй половине ХIХ века. Исследованию этнопсихологии, души народа, поведению толпы посвящали свои труды М.Лацарус и Г.Штейнталь в Германии, Г.Тард и Г.Лебон во Франции, С.Сигеле в Италии, Н.К.Михайловский в России.
Каждый человек в социуме обязательно включен в различные социальные группы. Все социальные группы принято делить на большие и малые.
Причем количественный критерий, то есть количество людей входящих в группу, не является ключевым при определении категории группы; наиболее важными являются качественные характеристики групп.
Для больших социальных групп характерны следующие общие признаки (качественные характеристики):
1. Специфические регуляторы социального поведения – нравы, обычаи и традиции.
2. Образ жизни. Его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности.
|
|
3. Наличие специфического языка. Для этнических групп – это само собой разумеющаяся характеристика, для других больших групп «язык» может выступать как определенный жаргон.
Все большие группы разделяются на два вида: неорганизованные и организованные группы. Неорганизованные группыназывают так же стихийными, поскольку они возникают случайно и существуют достаточно кратковременно. К таким группам относятся толпа, масса и публика. Выделяют следующие виды неорганизованных (стихийных) групп: толпа, масса, публика. Организованные группы сложились в ходе социально исторического процесса, они результат развития общества.
Сегодня основными направлениями в исследовании больших групп в социальной психологии являются: исследование социальных стереотипов, изучение массового сознания и изучение массовых коммуникаций.
Семинар 2. Большие социальные группы
1. Классификация больших групп в социальной психологии.
2. Методы изучения больших групп.
3. Основные способы психологического воздействия: убеждение, внушение, подражание, заражение.
4. Специфика общения в больших общностях. Трансформация личности в толпе.
Литература: [1, 2, 3, 8, 9, 12, 17, 18]
Контрольные вопросы
1. Приведите примеры: нравов, обычаев и традиций; образа жизни как характеристики большой социальной группы?
2. Приведите примеры неорганизованных (толпы, массы, публики) и организованныхбольших социальных групп?
3. Назовите функции социальных стереотипов?
4. Что такое этноцентризм?
|
|
5. В чем заключается гипотеза контактов?
6. Приведите примеры проявления механизмов социально-психологического воздействия: заражения, внушения, подражания, убеждения?
7. Что свойственно толпе по мнению Г.Лебона?
8. Как проявляется трансформация личности в толпе?
Раздел 3. Малые группы в социальной психологии
Психологическое открытие социальной группы как особой реальности человеческих отношений произошло во второй половине ХIX века. И именно это открытие послужило развитию и становлению социальной психологии как отдельной самостоятельной отрасли знания.
Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
В изучении малых групп можно выделить три основных направления исследований: социометрическое (Дж.Морено), социологическое (Э.Мэйо) и школу «групповой динамики» (К.Левин).
При изучении развития малой группы используют термин «групповая динамика». Основные элементы групповой динамики: цели группы, структура группы, групповые нормы, сплоченность и фазы развития группы.
Семинар 3. Малые группы
1. Понятие малой группы в социальной психологии. Верхняя и нижняя границы малой группы.
2. Основные теоретические подходы к определению малых групп.
3. Классификация малых групп.
4. Структура малой группы. Роль и статус.
Литература: [1, 2, 3, 5, 13, 16, 17, 18]
Контрольные вопросы
1. Перечислите признаки малой группы (Д.Анзье, Ж.Мартен, М.Шоу, Г.М.Андреева и др.)?
2. Приведите доводы за и против точек зрения о нижней границе малой группы в два и три человека?
3. Какие существуют точки зрения о верхнем пределе малой группы, и чем они обоснованы? Приведите для каждого из пределовпримеры малых групп, для
4. которых такое количество членов группы является оптимальным?
5. В чем заключаются достоинства и недостатки социометрической теории?
6. Каково значение Хотторнских экспериментов для развития психологии малых групп?
7. Назовите основную проблематику Школы групповой динамики?
8. Приведите примеры формальных, неформальных малых групп, групп членства и референтных групп, первичных и вторичных групп?
9. Какие наиболее распространенные роли в группе выделил Р.Шиндлер?
10. Какие методы применяют для изучения групповой структуры?