Раздел 2. Большие социальные группы

 

Возникновение социальной психологии обычно связывают с первыми попытками изучения психологических явлений в больших социальных группах во второй половине ХIХ века. Исследованию этнопсихологии, души народа, поведению толпы посвящали свои труды М.Лацарус и Г.Штейнталь в Германии, Г.Тард и Г.Лебон во Франции, С.Сигеле в Италии, Н.К.Михайловский в России.

Каждый человек в социуме обязательно включен в различные социальные группы. Все социальные группы принято делить на большие и малые. 

Причем количественный критерий, то есть количество людей входящих в группу, не является ключевым при определении категории группы; наиболее важными являются качественные характеристики групп.

Для больших социальных групп характерны следующие общие признаки (качественные характеристики):

1. Специфические регуляторы социального поведения – нравы, обычаи и традиции.

2. Образ жизни. Его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности.

3. Наличие специфического языка. Для этнических групп – это само собой разумеющаяся характеристика, для других больших групп «язык» может выступать как определенный жаргон.

Все большие группы разделяются на два вида: неорганизованные и организованные группы. Неорганизованные группыназывают так же стихийными, поскольку они возникают случайно и существуют достаточно кратковременно. К таким группам относятся толпа, масса и публика. Выделяют следующие виды неорганизованных (стихийных) групп: толпа, масса, публика. Организованные группы сложились в ходе социально исторического процесса, они результат развития общества.

Сегодня основными направлениями в исследовании больших групп в социальной психологии являются: исследование социальных стереотипов, изучение массового сознания и изучение массовых коммуникаций.

 

Семинар 2. Большие социальные группы

1. Классификация больших групп в социальной психологии.

2. Методы изучения больших групп.

3. Основные способы психологического воздействия: убеждение, внушение, подражание, заражение.

4. Специфика общения в больших общностях. Трансформация личности в толпе.

 

Литература: [1, 2, 3, 8, 9, 12, 17, 18]

Контрольные вопросы

1. Приведите примеры: нравов, обычаев и традиций;  образа жизни как характеристики большой социальной группы?

2. Приведите примеры неорганизованных (толпы, массы, публики) и организованныхбольших социальных групп?

3. Назовите функции социальных стереотипов?

4. Что такое этноцентризм?

5. В чем заключается гипотеза контактов?

6. Приведите примеры проявления механизмов социально-психологического воздействия: заражения, внушения, подражания, убеждения?

7. Что свойственно толпе по мнению Г.Лебона?

8. Как проявляется трансформация личности в толпе?

 

 



Раздел 3. Малые группы в социальной психологии

Психологическое открытие социальной группы как особой реальности человеческих отношений произошло во второй половине ХIX века. И именно это открытие послужило развитию и становлению социальной психологии как отдельной самостоятельной отрасли знания.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

В изучении малых групп можно выделить три основных направления исследований: социометрическое (Дж.Морено), социологическое (Э.Мэйо) и школу «групповой динамики» (К.Левин).

При изучении развития малой группы используют термин «групповая динамика». Основные элементы групповой динамики: цели группы, структура группы, групповые нормы, сплоченность и фазы развития группы.

 

 

Семинар 3. Малые группы

1. Понятие малой группы в социальной психологии. Верхняя и нижняя границы малой группы.

2. Основные теоретические подходы к определению малых групп.

3. Классификация малых групп.

4. Структура малой группы. Роль и статус.

 

Литература: [1, 2, 3, 5, 13, 16, 17, 18]

Контрольные вопросы

1. Перечислите признаки малой группы (Д.Анзье, Ж.Мартен, М.Шоу, Г.М.Андреева и др.)?

2. Приведите доводы за и против точек зрения о нижней границе малой группы в два и три человека?

3. Какие существуют точки зрения о верхнем пределе малой группы, и чем они обоснованы? Приведите для каждого из пределовпримеры малых групп, для

4. которых такое количество членов группы является оптимальным?

5. В чем заключаются достоинства и недостатки социометрической теории?

6. Каково значение Хотторнских экспериментов для развития психологии малых групп?

7. Назовите основную проблематику Школы групповой динамики?

8. Приведите примеры формальных, неформальных малых групп, групп членства и референтных групп, первичных и вторичных групп?

9. Какие наиболее распространенные роли в группе выделил Р.Шиндлер? 

10. Какие методы применяют для изучения групповой структуры?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: