Семинар 1. Социальная психология как наука

Социальная психология

Методические указания

 

 

Методические рекомендации к изучению дисциплины «Социальная психология»/Составитель канд.психол.наук Ю.В.Всемирнова

 

В методических рекомендациях изложены краткое содержание изучаемых тем курса и планы семинарских занятий по социальной психологии, приведены расширенные списки учебной литературы, сформулированы контрольные вопросы для самостоятельной проверки знаний, приведены темы курсовых работ, требования к текущему и итоговому контролю знаний по дисциплине, вопросы для подготовки к экзамену.

Указания предназначены для бакалавров факультета психологии.

Список лит. – 19 назв.

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Раздел 1. Социальная психология как наука

Раздел 2. Большие социальные группы

Раздел 3. Малые группы в социальной психологии

Раздел 4. Социальная психология общения

Раздел 5. Социальная психология личности

Рекомендации для подготовки к семинарским занятиям

Организация текущего контроля по дисциплине

Примерная тематика курсовых работ

Рекомендации для подготовки к экзамену

Примеры вопросов теста по курсу «Социальная психология»

Вопросы для подготовки к экзамену

Основной и дополнительный библиографический списки

 

 


 

Введение

Дисциплина «Социальная психология» относится к дисциплинам «Профессионального цикла (базовая, общепрофессиональная часть)» и занимает важное место в подготовке бакалавров психологии.

Цель изучения дисциплины «Социальная психология» – сформировать представление о социально-психологических механизмах функционирования социальных общностей.

Задачи: сформировать представления о месте социальной психологии в системе психологических наук и научного знания, о ее предмете и методах; сформировать представление об основных социально-психологических закономерностях жизнедеятельности больших социальных групп; изучить феномены, закономерности функционирования и развития малых социальных групп; способствовать пониманию особенностей общения и взаимоотношений между людьми; сформировать представление о специфике социально-психологического изучения личности.

Освоение курса предполагает подготовленность студентов к изучению дисциплины за счет усвоения основных понятий предшествующих учебных дисциплин: история, философия, социология, общая психология.

Знания и навыки, получаемые студентами в результате изучения дисциплины «Социальная психология», необходимы для освоения последующих дисциплин: психология малых групп, психология социальной работы, социальная психология личности, психология массовых коммуникаций, организационная психология, социально-психологическая адаптация личности, организационное консультирование, этнопсихология.

В результате изучения дисциплины студент должен

Знать: психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития социальных общностей и личности в социуме с позиций существующих в отечественной и зарубежной социально-психологической науке подходов; основные подходы к социально-психологическому воздействию на индивида, группу, сообщество; социально-психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики.

Уметь: использовать основные социально-психологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования.

Владеть: навыками использования в профессиональной деятельности базовых социально-психологических знаний; навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога с целью оптимизации собственной деятельности; приемами подготовки и проведения семинарских и практических занятий.

 

 





Раздел 1. Социальная психология как наука

Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих групп (Г.М.Андреева).

 

Г.Олпорт предложил следующее понимание социальной психологии в соответствии с американской традицией: "подавляющее большинство социальных психологов рассматривают свою дисциплину как попытку понять и объяснить, какое влияние оказывает на мысли, чувства и поведение индивидов действительное, воображаемое или предполагаемое присутствие других"

 

Можно также сказать, что социальная психология изучает влияния на следующих уровнях взаимодействия:

§ человек – человек;

§ человек – общество (группа);

§ группа – группа.

На каждом из этих уровней возникают свои социально-психологические явления, которые являются предметом изучения социальных психологов.

 

Семинар 1. Социальная психология как наука

1. Предмет социальной психологии. Отечественные и зарубежные подходы к определению предмета социальной психологии (Г.М.Андреева, Е.С.Кузьмин, Э.Аронсон, Г.Олпорд, С.Московичи и др.)

2. Пограничный характер социальной психологии. Социальная психология и социология (объект, методы исследования, структура знания). Место социальной психологии в системе научного знания (интрадисциплинарный и интердисциплинарный подходы).

3. Методы социальной психологии. Методы сбора данных (опрос, анализ документов, эксперимент, тесты, наблюдение). Методы воздействия (социально-психологический тренинг, консультирование, групповая дискуссия и т.д.).Статистические  методы.

4. Краткая история развития социально-психологических знаний. Накопление социально-психологических знаний в сфере философии и общей психологии (VI в. до н.э. – середина XIX в.).Выделение описательной социальной психологии из философии (социологии) и общей психологии в самостоятельную область знаний (50–60-е гг. 19-го века —20-е гг. 20-го века) – описательный период.Оформление социальной психологии в экспериментальную науку (20-е гг. 20-го века) и ее современное развитие.

5. Развитие отечественной социальной психологии.

6. Основные теоретические направления в зарубежной социальной психологии.

 

Литература:[1,2,3,4, 17, 18].

Контрольные вопросы

1. В чем заключается причина сложности определения предмета социальной психологии?

2. Приведите доводы в поддержу и против интрадисциплинарного и интердисциплинарного подходов?

3. Приведите примеры для разных видов методов сбора данных, методов воздействия и статистических методов?

4. Заполните таблицу:

Таблица 1

Специфика основных периодов развития социально-психологических знаний

  Основная описываемая, изучаемая проблематика Представители научного знания (ученые, философы)
Накопительный период    
Описательный период    
Становление социальной психологии    

 

5. Что в социальной психологии называют «американизмом в науке»?

6. В чем заключаются причины разного понимания предмета социальной психологии в 20-е годы ХХ века в России?

7. Заполните таблицу:

Таблица 2

Основные теоретические направления в зарубежной социальной психологии

  Основные исследуемые проблемы Ученые и их теории Вклад в  социально-психологическое знание
Необихевиоризм      
Когнитивизм      
Психоанализ      
Интеракционизм      

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: