Социальная психология
Методические указания
Методические рекомендации к изучению дисциплины «Социальная психология»/Составитель канд.психол.наук Ю.В.Всемирнова
В методических рекомендациях изложены краткое содержание изучаемых тем курса и планы семинарских занятий по социальной психологии, приведены расширенные списки учебной литературы, сформулированы контрольные вопросы для самостоятельной проверки знаний, приведены темы курсовых работ, требования к текущему и итоговому контролю знаний по дисциплине, вопросы для подготовки к экзамену.
Указания предназначены для бакалавров факультета психологии.
Список лит. – 19 назв.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Раздел 1. Социальная психология как наука
Раздел 2. Большие социальные группы
Раздел 3. Малые группы в социальной психологии
Раздел 4. Социальная психология общения
Раздел 5. Социальная психология личности
Рекомендации для подготовки к семинарским занятиям
Организация текущего контроля по дисциплине
|
|
Примерная тематика курсовых работ
Рекомендации для подготовки к экзамену
Примеры вопросов теста по курсу «Социальная психология»
Вопросы для подготовки к экзамену
Основной и дополнительный библиографический списки
Введение
Дисциплина «Социальная психология» относится к дисциплинам «Профессионального цикла (базовая, общепрофессиональная часть)» и занимает важное место в подготовке бакалавров психологии.
Цель изучения дисциплины «Социальная психология» – сформировать представление о социально-психологических механизмах функционирования социальных общностей.
Задачи: сформировать представления о месте социальной психологии в системе психологических наук и научного знания, о ее предмете и методах; сформировать представление об основных социально-психологических закономерностях жизнедеятельности больших социальных групп; изучить феномены, закономерности функционирования и развития малых социальных групп; способствовать пониманию особенностей общения и взаимоотношений между людьми; сформировать представление о специфике социально-психологического изучения личности.
Освоение курса предполагает подготовленность студентов к изучению дисциплины за счет усвоения основных понятий предшествующих учебных дисциплин: история, философия, социология, общая психология.
Знания и навыки, получаемые студентами в результате изучения дисциплины «Социальная психология», необходимы для освоения последующих дисциплин: психология малых групп, психология социальной работы, социальная психология личности, психология массовых коммуникаций, организационная психология, социально-психологическая адаптация личности, организационное консультирование, этнопсихология.
|
|
В результате изучения дисциплины студент должен
Знать: психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития социальных общностей и личности в социуме с позиций существующих в отечественной и зарубежной социально-психологической науке подходов; основные подходы к социально-психологическому воздействию на индивида, группу, сообщество; социально-психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики.
Уметь: использовать основные социально-психологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования.
Владеть: навыками использования в профессиональной деятельности базовых социально-психологических знаний; навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога с целью оптимизации собственной деятельности; приемами подготовки и проведения семинарских и практических занятий.
Раздел 1. Социальная психология как наука
Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих групп (Г.М.Андреева).
Г.Олпорт предложил следующее понимание социальной психологии в соответствии с американской традицией: "подавляющее большинство социальных психологов рассматривают свою дисциплину как попытку понять и объяснить, какое влияние оказывает на мысли, чувства и поведение индивидов действительное, воображаемое или предполагаемое присутствие других"
Можно также сказать, что социальная психология изучает влияния на следующих уровнях взаимодействия:
§ человек – человек;
§ человек – общество (группа);
§ группа – группа.
На каждом из этих уровней возникают свои социально-психологические явления, которые являются предметом изучения социальных психологов.
Семинар 1. Социальная психология как наука
1. Предмет социальной психологии. Отечественные и зарубежные подходы к определению предмета социальной психологии (Г.М.Андреева, Е.С.Кузьмин, Э.Аронсон, Г.Олпорд, С.Московичи и др.)
2. Пограничный характер социальной психологии. Социальная психология и социология (объект, методы исследования, структура знания). Место социальной психологии в системе научного знания (интрадисциплинарный и интердисциплинарный подходы).
3. Методы социальной психологии. Методы сбора данных (опрос, анализ документов, эксперимент, тесты, наблюдение). Методы воздействия (социально-психологический тренинг, консультирование, групповая дискуссия и т.д.).Статистические методы.
4. Краткая история развития социально-психологических знаний. Накопление социально-психологических знаний в сфере философии и общей психологии (VI в. до н.э. – середина XIX в.).Выделение описательной социальной психологии из философии (социологии) и общей психологии в самостоятельную область знаний (50–60-е гг. 19-го века —20-е гг. 20-го века) – описательный период.Оформление социальной психологии в экспериментальную науку (20-е гг. 20-го века) и ее современное развитие.
5. Развитие отечественной социальной психологии.
6. Основные теоретические направления в зарубежной социальной психологии.
Литература:[1,2,3,4, 17, 18].
Контрольные вопросы
1. В чем заключается причина сложности определения предмета социальной психологии?
2. Приведите доводы в поддержу и против интрадисциплинарного и интердисциплинарного подходов?
3. Приведите примеры для разных видов методов сбора данных, методов воздействия и статистических методов?
|
|
4. Заполните таблицу:
Таблица 1
Специфика основных периодов развития социально-психологических знаний
Основная описываемая, изучаемая проблематика | Представители научного знания (ученые, философы) | |
Накопительный период | ||
Описательный период | ||
Становление социальной психологии |
5. Что в социальной психологии называют «американизмом в науке»?
6. В чем заключаются причины разного понимания предмета социальной психологии в 20-е годы ХХ века в России?
7. Заполните таблицу:
Таблица 2
Основные теоретические направления в зарубежной социальной психологии
Основные исследуемые проблемы | Ученые и их теории | Вклад в социально-психологическое знание | |
Необихевиоризм | |||
Когнитивизм | |||
Психоанализ | |||
Интеракционизм |