Иракские танцы и ЧОБИ

ИРАКИ или ракс аль иракия - достаточно старый танец, распространенный среди сельских жителей южного региона
Ирака. Сами сельские жители называют себя каулия, или кавлийя.
Существует два основных вида ираки - хажа и чоби.
Хажа (хача) - это то, что все привыкли видеть на фестивалях - танец под заводную музыку с разнообразными прыжками и акцентом на махи волосами.

Чоби - это нечто вроде хоровода под национальную музыку, в нем нет таких прыжков и махов волосами, как в хажа. Другие стили ираки - хева,
хашаба и другие - мало изучены у нас в стране и почему-то не
представляют интереса для танцовщиц.
Современный женский костюм для ираки напоминает вечернее платье - длинное, обтягивающее, фасона годе
(от колен платье расширяется, образуя юбку-солнце). Существуют самые
разнообразные виды этого костюма - с длинными обтягивающими рукавами, с
широкими рукавами, с обнаженными плечами - у кого какая фантазия. Такой
вид костюма пришел из Сирии. Национальный иракский костюм для ракс аль
иракия называется хашмия. Это богато расшитое платье, слегка
приталенное, с длинными расклешающимися рукавами. Девушки, как правило,
танцуют босиком.
Музыка
Для каждого из стиля ираки своя музыка со своим ритмом. Так, для хача характерен довольно быстрый ритм даэм или
айюб со своим особенным наполнением. Среди перкуссии в иракских танцах
выделяется замбур - он обычно ведет солирующую партию. Мелодическая
составляющая музыки традиционно ведется рабабой, а в последнее время
рабаба заменяется скрипкой и/или электронными музыкальными
инструментами. Чоби же, в отличие от хажа, более размеренный стиль, там
используются ритмы хажа на 8/8 и 12/8.
Хажа - очень подвижный и энергичный танец, со множеством прыжков и махов волосами, также включает
в себя партер - движения на полу. Танцуя ираки, женщина делает со
своими волосами самые невероятные вещи - заставляет их летать вокруг
плеч или струится подобно воде. Отличается ираки от халиджи более
резкими движениями головой и акцентами не в пол, а вверх. Также в ираки
активно используются тряски.
Чоби представляет танец, в котором основные элементы - шаги, прыжки и притопывания, а у мужчин есть
разнообразнейшие трюки с оружием - тростью или саблей. Некоторые танцуют
с ружьями или автоматами. В танце есть ведущий, он обычно в руках
держит платок или четки, которые вращает над головой.

Танец ираки происходит от народа каулия – иракских оседлых цыган. Многие из них были артистами. В последствие адаптировались к местной культуре, но смогли сохранить и некоторые свои традиции. Мужчины часто работали профессиональными музыкантами, а женщины – танцовщицами на праздниках и вечеринках. По одной из версий, от их культуры берет начало столь популярный сегодня ираки.

Музыка для танцев каулия основывалась на популярных иракских ритмах.

Каулия всегда исполняли танцы с колоссальной энергетикой. Танец был наполнен махами головой, а поскольку женщины этого народа всегда имели длинные черные волосы, такие движения придавали танцу зрелищности.

Сегодня иракский танец относится к популярной национальной культуре. Зачастую в танце присутствуют элементы шоу: танцовщицы используют кинжалы или другие атрибуты. Исполняют его в ночных клубах, на вечеринках.

 Музыка для ираки может использоваться народная, но в современной аранжировке.

Костюм – длинное обтягивающее, но от колен расклешенное, платье. Цвета для наряда выбирают яркие. Поскольку, это эстрадный танец, то для костюма нет строгих ограничений.

 

Тунисский танец

 

В Тунисе танец занимает большое место в жизни населения. Им сопровождаются и праздники, и бытовые события. Культура этой страны формировалась из финикийских, берберских, римских и многих других традиций. Зачастую в тунисском танце используют кувшин или небольшие платки. Использование платков в тунисском стиле имеет историческую значимость: в 1950-х гг. танцоры в поддержку движения за независимость своих танцах использовали платки цветов флага – красный и белый. После этот танец стал одним из главных танцев Тунисской национальной труппы. 

Костюм закрытый: рубаха с длинными рукавами, сверху платье в виде римской тоги, и штанишки. Все подпоясывается платком с помпонами из разноцветной шерсти. Голову покрывают платком. В тунисском танце принято надевать много украшений, особенно браслеты на ногу.

 Основные движения – характерные скручивания бедра. Существует даже «тунисский шаг», также основанный на скручивании бедра. В танце должна сохраняться идеальная изоляция. На протяжении всего танца ладони периодически открывают наружу – ранее танцовщицы хотели показать таким способом руки, расписанные хной. Данный стиль демонстрирует элементы из повседневной жизни: работы в полях, поход за водой и т.д.

 

Дабка

Дабка (Dabke; от «дабка» – топанье ног) – стиль танца, исполняющийся на побережье Средиземного моря. Дабки исполнятся в Ливане, Сирии, Афганистане, Турции, Ираке, Курдистане и других странах. Существуют танцы, схожие с дабкой, исполняющиеся народами Греции, Кавказа и Балканского полуострова. В Египте тоже исполняют дабки, но в качестве шоу или бедуинского варианта.

 Танец имеет несколько версий происхождения. По одной из них, ливанские крестьяне в древности специально топтали почву в импровизированном танце, чтобы земля стала плодородной. По другой, танец произошел от того, что ливанцы покрывали свои жилища ветвями деревьев, добавляя глину и солому. Но для прочности необходимо было ее утрамбовать. Жители собирались семьями и буквально танцевали на крыше под звуки дарбуки и флейты.

Существует еще множество версий происхождения данного стиля, но почти все они связаны с образом жизни и бытом населения.

Традиционно дабки исполнялись на праздниках, а также при важнейших событиях жизни: свадьба, рождение детей, проводы на войну и встреча после нее. Ливанская дабка считается самой известной в мире.

На сцене дабка появилась с 1960 года после международного фестиваля в Баальбеке. После этого дабка модернизировалась.

Основу техники дабки составляют шаги, прыжки, удары. Используют много притопов ногами и движений плечами. Танец может исполняться мужскими группами, женскими, а также смешанными. Движения мужчин размашистые, резкие, прыжки длинные. Женщины выполняют все более приземисто. Рисунок группового танца может представлять собой одну линию, круг, а также рассыпаться на группы или несколько линий.

 Мужской костюм для дабки состоит из шаровар, рубахи и жилетки. На голове может быть повязан платок, либо надета национальная шапочка-тарбуш. Женский костюм разнообразен: в нем могут использовать юбку, шаровары или халат; блузку и жилетку или кафтан средней длины. На голове обязателен платок. Что касается обуви, то мужчины танцевали в сапогах, а женщины в туфлях на небольшом каблуке. Особенности народного костюма для дабки зависели всегда от местности, где она исполнялась. Дабка исполняется чаще всего без предметов, но иногда можно использовать трость. В Ливане дабку пастухи исполняют с кнутами, а воины – с кинжалами.

Дабка имеет свой особый ритм – четкий и тяжелый:

T D – T k T – D – T k T – T k

Но иногда используют ритм саиди. Музыкальные композиции складываются из игры на дарбуке, табле, мизмарах. Также помимо мелодии для дабки используют песни. Темы песен обычно о любви и отношениях, но также довольно часто встречается военная тематика.

Марокканские танцы

В Марокко существует большое количество танцевальных стилей. Все они зависят от территориального признака. Марокко имеет богатейшую историю. Коренными жителями этой станы являются берберы. Когда на эту территорию в VII в. пришли арабские племена, местные жители оказались под давлением ислама, но несмотря на это, они сохранили многие культурные традиции. Многие из танцев носят ритуальное предназначение.

 Сегодня марокканские стили мало изучены и практически не адаптированы для сцены, в отличие от египетского фольклора.

В северной части страны распространен стиль под названием «ргада», походящий на ливанскую дабку ритмом, манерой и характером исполнения. Танцуют его, как мужчины, так и женщины. Движения представляют собой «притаптывания» по кругу.

 Другой стиль – «гедра» (Guedra) – был принесен в Марокко племена из Аравийского полуострова. По характеру исполнения гедра напоминает халиджи, но имеет другой костюм. Танцовщицы надевают длинное платье, а затем укрываются большой тканью, словно в сари. Присутствует много движений волосами, руками. Тело постоянно расслабленно, как и в известном танце Персидского залива. Берберские мотивы чувствуются в музыкальных композициях – вокале и ритмах.

 Одним из особенных стилей является марокканское шааби (chaabi) - чааби. Музыка в таком шааби включает и марокканские, и египетские мотивы. Вокал исполняется на берберском диалекте, а в музыкальных композициях можно услышать сопровождение скрипки. Костюм отличается от египетского и выдержан в национальном стиле. Это традиционное марокканское платье – приталенный кафтан с расклешенными рукавами, чаще всего расшитый; на бедрах повязанный платок.

 На сегодняшний день в нашей стране стал самым известным марокканским стилем шикхат (Shikhat). Это традиционный свадебный танец, который исполняется старшими женщинами для невесты. Все действие происходит только в женском кругу. Смысл шикхата состоит в том, чтобы подготовить молодую девушку к первой брачной ночи. Костюм танцовщицы представляет собой яркую галабею прямого покроя, с завязанным на бедре поясом с бахромой. Движения танца заключается в быстрой работе бедер, живота и груди, также используют много трясок и махов волосами.

 

 

Андалузский стиль – мувашахат

В Египте андалузский стиль или мувашахат (Muashahat; от «wishah» - расшитая шаль, которую носили на голове андалузские женщины) является предметом шоу, а в Марокко – это фольклорный танец. Вспоминая историю, необходимо сказать, что Испанию захватили мавры и много веков там правили. Соединение двух культур – испанской и марокканской – привело в появлению нового танцевального стиля в Марокко. После того, как мавры уехали из Испании, они привезли с собой испанские ритмы и музыку, под которую стали исполнять свои арабские танцы.

 Данный стиль является придворным танцем андалузских мавров. Исполнялся он в высших слоях общества, где население было образовано и богато.

 Движения в танце изящные, мягкие и нежные, коренным образом отличающиеся от исполнения деревенских танцев. Мувашахад (4)Амплитуда движений была небольшая, поскольку размашистые элементы считались вульгарными во время танца. Иногда его исполняли с бубном руках.

Композиции для танца используются с ритмом сумаи:

D – T – k Т D – T – D –D  

 Музыкальная фраза обязательно должна начинаться с удара.

В ХХ в. андалузский танец приобрел сценический вариант, поставленный Махмудом Редой. Его постановки отличались изящными и академичными арабесками и вращениями.

Костюм также придуман для сцены. Он состоит из жилета, надетого на рубаху с длинными расклешенными рукавами, юбки-«солнце» до колен и шаровар. На ноги обычно надевают туфли на небольшом каблуке. Голову повязывают платок и небольшую шапочку. К сожалению, на сегодняшний день почти не осталось сведений о подлинном варианте этого стиля.

 

Улед Наиль (Алжир)

 

фольклорный стиль танца, произошел от одноименного племени в Алжире. Название племени «улед наиль» зачастую использовалось в качестве обозначения танцовщиц в целом.

Женщины племени улед наиль начинали обучаться танцу с самого детства, достигнув 12 лет, они отправлялись в оазис. Покинув родной дом, девушка путешествовала из одного оазиса в другой, развлекая посетителей кофейных домов танцами. Заработав достаточную сумму на приданое, девушка прекращала танцевать и выходила замуж. После она обучала своих дочерей танцам. Танец улед наиль имеет ритуальный характер: таким образом жители данного племени поклонялись природе. Что касается лексики, то в стиле много движений руками, плавная работа живота и поясницы. Кроме того, в танце часто демонстрируются резкие удары животом.

Проходки выполнятся быстро. Также много движений грудью. Особое значение в танце придается мимике: взгляд танцовщицы устремлен вдаль, выражение лица величественное и серьезное. Костюм состоит из широкого платья и нижней рубахи. Танцовщицы улед наиль украшали себя множеством ожерелий и браслетов.

 

Ритуальные танцы

Зар

Помимо танцев, исполняемых в деревнях и городах востока, существуют ритуальные (культовые) танцы. Например, к ним относится зар (zar). Это трансовый вид танца, исполняемый как ритуал изгнания злых духов. На Севере Африки существует племя под названием «зар», профессионально занимающееся магией. Танцовщиц зар приглашают к больным людям, чтобы договориться с духами болезни для изгнания их из человека. Кроме того, зар символически исполняют при родах женщин. Танец зачастую сопровождается призывным кличем. Во время этой церемонии могли приносить в жертву животных, дарить подарки, трапезничать и т.д. На сегодняшний день зар запрещен, поскольку противоречит Исламу.

Используется трансовая музыка, обязательно нарастающая. Музыканты играют на барабанах, табле, бубне. Основной используемый ритм – Аюб:

D – k D T

Также могут присутствовать и другие ритмы.

Зар танцуют только женщины. Мужчины могут быть приглашены только в качестве музыкантов. Среди них обязательна одна ведущая (в Египте ее именуют «кодия»), помощники, пациентка (для которой исполняется ритуал) и гости. Во время танца используют покачивание корпуса, взмахи волосами. При этом тело должно быть полностью расслаблено.

 Костюм отличается своей простой: белая галабея с длинными и широкими рукавами. Исполняется зар всегда босиком.

Данный танец сложно назвать фольклором какой-то определенной территории, так как он исполняется во всем Египте, не являясь танцем определенного района или селения. Также зар можно встретить и в других странах, например, в Ираке, Судане, Иране.

Шамадан

Еще одним ритуальным танцем является шамадан – свадебный танец (шамадан – подсвечник с семью или девятью свечами). В народе его также именуют «авалем».

Авалим – называли танцовщиц высокого уровня, которые имели музыкальное и танцевальное образование. Кроме танцев они играли на инструментах или читали стихи на праздниках. Также они выступали на свадебных процессиях, которые называются в восточных странах «заффа». На этих церемониях и исполнялся танец шамадан.

Данный стиль относят к фольклору, поскольку это колоритный восточный танец, который не исполняется больше нигде. Необходимо отметить, что Махмуд Реда относил данный стиль к турецкой культуре. А в Турции танец с огнем носил символический характер – он был разрешен только женщинам, которые счастливы в браке. Огонь свечей в подсвечниках олицетворял красоту невесты или огонь любви, который сложно нести по жизни. Весь смысл этого танца состоял в том, чтобы свечи во время движения не погасли, что говорит о технически чистейшей изоляции корпуса. Исполняя виртуозные движения бедрами, которые часто сопровождались игрой на сагатах, танцовщица не должна была погасить ни одной свечи. Так она желала молодым сохранить огонь любви в течение всей их совместной жизни.

Шамадан – это прекрасное шествие впереди жениха и невесты. Ранее, когда не существовало электричества, таким способом освещался путь молодых на свадьбе.

Музыка представляет собой игру на мизмарах, трубах и барабанах под определенный ритм – заффа:

D – T T T T – D D T

Костюм, характерный для этого стиля имеет два варианта. Первый состоит из шаровар и лифа (топа), живот обязательно закрыт хотя бы сеткой, а второй – из длинного платья, которое облегающее в верхней части и свободным к низу.

Танура (от «Тanura» – юбка)

Танура (от «Тanura» – юбка) – танец арабских дервишей, суфийский танец. Этот стиль имеет ритуальное начало. Исполняется только мужчинами. В основе его лежит соединение с Богом. История танца берет свое начало в XIII веке. Танец дервишей сначала был только храмовым ритуалом, и исполнять могли его только посвященные. Мастерство танца передавалось из поколения в поколение: от отца к сыну.

В Египте мужчины для исполнения тануры надевают одну или несколько ярких, разноцветных юбок-«солнце», надетых поверх рубахи и штанов. Голову покрывают высокой красной шапкой. Танец начинается с представления, постепенно переходящего в кружение вокруг своей оси, которое может продолжаться до пятнадцати минут. Таким образом, танцор входит в трансовое состояние. В конце танцор снимает поочередно юбки, что означает смену времен года. Иногда в тануре используют бубны. Если выступающих несколько, то они становятся в круг, а в центре находится главный дервиш. Такая расстановка символизирует Солнце и планеты, в танце это означает соединение неба и Земли.

 

классический ракс шарки «Ракс Шарки» переводится как «Восточный танец», который обычно называют «Танец Живота». Этот термин включает в себя все сведневосточные танцы, но чаще всего он используется для того, чтобы обозначить экспрессивный и изящный стиль классического восточного танца. Ракс Шарки -это самое элегантное представление средневосточных танцев. В этом стиле танцуют на всём Среднем Востоке, а особенно в Египте, Ливане, Сирии и Турции.

Обычно Ракс Шарки интерпретируется одной танцовщицей, которая часто импровизирует. Движения тела изолированы и выражены. Танцовщица очень часто на носках, осанка прямая, а движения рук гармоничны и никогда не являются бессистемными.

Наверное, самое большое влияние на развитие Ракс Шарки оказали два стиля: Ghawasee и Baladi. Ghawasee был танцем, распостанённым на Севере Египта и скорее всего, происходил из Индии.

В репертуаре танцовщицы вы всегда найдёте композицию, которая называется entrèe или «межансе» (этот термин имеет французское происхождение, но широко используестя на Востоке), которое является «визитной карточкой» танцовщицы и включает в себя разные ритмы и из фольклорных стилей. Обычно спользуются два ритма: например Саиди и Халиги.

Разница в интерпретации разных стран

Стиль Ракс Шарки отличается и техникой исполнения, в зависимости от страны, где он исполняется.

Ливанский стиль. Движения отличаются от египетского стиля большей экспрессивностью, особенно движения бёдер, более распостранённо использование мыщц диафрагмы. Намного более распостанена также и работа на полу. В Ливане отдаётся предпочтение стройным танцовщицам. В танце более выражен темперамент, а музыка в среднем более динамичная.

Турецкий стиль называется «Oriental Tansi». Главная разница в объёме движений. Египетские танцовщицы двигаются на сцене сдержанно, контролируя своё тело, а турецкие же наоборот – их движения энфатизированы. Этот стиль очень энергичен и включает в себя даже акробатические элементы. Используется много работы в партере, что в Египте было запрещено и со временем утратило свою популярность.

Естественно, музыка оказывает огромное влияние на танец. В турецком и ливанском стилях Ракс Шарки используются те же инструменты, что и в Египте с одной разницей: ритм. Костюм турецких танцовщиц имеет много отличий от египетских, что также влияет на впечатление от танца. Юбки турецких «bedla» носят выше, чем египетские и намного больше используются боковые разрезы –таким образом ноги танцовщиц видны целиком. Также намного чаще, чем в Египте используются туфли на высоком каблуке.

Музыка Ракс Шарки

Музыка для этого стиля не имеет каких-либо отличий от той, которая используется в других стилях.

Она может менять несколько раз ритм на протяжении одной композиции. В отличие от турецких и ливанских стилей, здесь танцовщица работает на мелодию,а не только на ритм.

Всегда присутствует «Taksim» - музыкальная импровизация, обычно исполняемая как соло одного инструмента как «Oud», «Nay» или аккордеон с возможным добавлением ударного инструмента. Музыкант во время исполнения «Taksim» виртуозно димонстрирует свои способности импровизации, а танцовщица передаёт зрителю саму сущность и эмоциональность композиции. Данная интерпретация является очень индивидуальной, её невозможно выучить так как она исходит от самой личности танцовщицы. Обычно «Taksim» - это медленная эмоциональная и наполненная чувствами музыка.

Окончание композиции обычно предполагает использование ударного инструмента по нарастающей и быструю концовку.

Костюм Ракс Шарки

Костюм этого стиля обычно открытый – из двух частей (Bedla), юбка может быть широкой или узкой. Используется также платье – достаточно узкое, с более или менее открытой или полупрозрачной частью,покрывающей живот (в этом случае тарха (покрывало) обычно не используется).Могут быть использованы предметы как сагаты, тарха (существуют разнообразные формы) и ассайя (тросточка), если предполагается использование в композиции. В этом стиле как и в Балади предусмотрено также использование Шамадана.

ВИДЫ РАКС ШАРКИ

МЕЖАСЕ - Это танец, исполняя который, танцовщица демонстрирует все свои умения и таланты. Музыка межансе отличается довольно сильно европеизированной мелодией и особым принципом построения композиции. Межансе является как бы «визитной карточкой» танцовщицы и включает в себя разные ритмы и из фольклорных стилей. Обычно ипользуются два ритма: например Саиди (DT-DD-T) и Халиги (D-TT). Это танец в стиле ракс эль-шарки, которым каждая арабская танцовщица начинает своё выступление. В нём она показывает публики свои возможности, знание разных стилей, представленных фрагментами в этом танце. "Межансе или антре это первый танец в программе танцовщицы, в котором раскрываются её возможности как в технике, так - обычно - и в различных стилях. В него вставляются кусочки народных танцев, например и чаще всего - саиди." (Диниелла) похоже, что межансе и антре одно и тоже. Это специальная музыка с частой сменой ритмов-саиди,балади,хагалла,мальфуф и т.д. Межансе может и меньше 6 минут быть - смотря как обрежете музыку (у нас, например, Т.П.Дорош давала МК по межансе и музыка была на 5 минут с копейками). Ну а если говорить о мелодии, то обычно начинается мальфуфом (выход-пробежка), а потом вариации ритмов - балади, саиди, максум, хагалла (как уже писали выше). Чаще всего это просто музыка, без слов.межансе начинается выходом на сцену и заканчивается уходом с неё Обычно начало и конец композиций для межансе действительно одинаковы и имеют одинаковый ритм - как правило, мальфуф.

 

 

АНТРЕ - это не одно и то же, что и межансе. Антре - это своеобразное знакомство танцовщицы с публикой, когда она впервые выходит на сцену. В антре может включаться межансе, как часть программы. Чаще всего начинается с части с шалью, во время которой танцовщица обходит всех гостей После финальной точки в музыке оркестр повторяет ту часть, что была в начале, чтобы танцовщица ещё раз уделила внимание гостям. это общепринятое название музыкально-хорнографической композиции, которая открывает программу артистки.» Антре" ставит перед собой несколько задач: Первая-это выход, представление себя как артистки. Вторая-демонстрация возможностей, богатства танцевальной лексики. Третья-установление контакта с публикой, который будет поддерживаться на протяжении всего шоу. Танец "Антре" представляет собой богатую музыкальную композицию с частой сменой ритмов, вбирающую в себя различные стили и направления Raks Sharki." Просто часто называют антре не только выход с платком ("Посмотрите на меня, какая я"), но и остальную часть композиции. Включает в себя мелодию, где попеременно изменяются ритмы - собственно, тут она и показывает свое умение, то, что она слышит какой это ритм и знает, что под него делать. Может быть со словами, но редко. Главная цель антре как открытия программы танцовщицы - демонстрация своих возможностей, своего мастерства и владения разными ритмами и стилями. В композициях для антре - смена разных ритмов, включая фольклорные, есть обычно вставки табла соло. Нужно показать, что танцовщица всем этим владеет. Вот 

 Но композиции-то эти ведь и есть инструментальные, классические... Не в стиле модерн же это танцуют, и не шоу В классическом стиле и танцуют. Правильно ли я поняла, об этом ли вы спрашивали?

 Постановки антре - самый подходящий для конкурса вариант...

РАКС АЛЬ БАЛАДИ - это фольклорный стиль балади (DD-TD-T) в ориентальной (oriental - по-английски «восточный») стилистике. Тут возникает некий каламбур. Дело в том, что музыка для балади достаточно универсальна в том смысле, что под нее можно исполнять не только традиционный народный танец, но и более осовремененный, в «современном» костюме (лиф+пояс+юбка), и с включением элементов классической хореографии. Хотя вообще-то музыка для ракс аль балади отличается от народного балади более современным исполнением и разнообразием мелодии.

 

ТАРАБ.). Тараб - это особая форма египетского искусства, расцвет которого пришелся на 30-е - 50-е года XX века. Именно в те года были написаны и исполнены знаменитые по всему арабскому миру хиты, такие, как «Тысяча и одна ночь» (Alfleylawaleyla), «Ты - моя жизнь» (Intaomri), «Руины» (Alatlal) и многие другие. В те года обрели известность и такие уважаемые любым поклонником восточного искусства певицы и композиторы, как Ум Кальсум, Фарид аль Атраш, Абдель Халим Хафез, Мохаммед Абдель Вахаб, Балиг Хамди и другие. Одна песня тараба - это целый концерт длиной от десяти минут и аж до часа. Как правило, оригинальное исполнение тараба предназначено лишь для прослушивания и несет в себе огромный заряд эмоций, которые исполнитель стремится передать со сцены. Тематика тараба сводилась в основном к возвышенным чувствам, иногда уже завершившимся или неразделенным, либо же к религиозной и патриотической теме (что на самом деле встречалось редко, максимум в десятке композиций). Танцевать же под музыку тараба можно лишь в обработке или аранжировке, благо такие аранжировки выпускаются и по сей день в неисчислимых количествах, исполнять танцы под оригинал считается дурным тоном. Тараб

 

ЭСТРАДА, или же танец под эстрадную песню. Со временем тараб как высокое искусство измельчал и в конце 70-х годов выродился в арабскую эстраду. Это такие певцы и певицы, как Ваэль Кфури, Джордж Вассуф, Нэнси Ажрам, Тамер Хосни, Фадл Шакер. В танце под эстрадную песню важно мимикой и самим танцем передать настроение, эмоции исполнителя и текст песни, что требует от танцовщицы незаурядного актерского мастерства (впрочем, как и тараб).Как правило, танцовщицы выбирают грустные песни о любви и расставании.

 

ПОПСА. С этим гораздо проще. Вы хотели танец живота? Вот же он! Это именно то, что все русские и европейцы привыкли называть восточными танцами. Шаровары, топик и восточная музыка в исполнении Таркана, Араша, Амр Диаба или менее известных певцов и певиц навроде Наташи Атлас, Хайфы Вахби, Хишшама Аббаса и других - вот вам и весь танец живота.

Тараб как старая классическая композиция со сложным пением и сложным ритмом, целей, подобных целям антре, не ставит.антре - это выход, приветствие зрителя. как правило, с платком.

а межансе - это целая композиция, в которой танцовщица показывает все, что она умеет. причем по ходу танца она может менять атрибуты и демонстрировать не только классические, но и фольклорные элементы. короче, вообще все-все-все, чем она владеет. Антре от французского entrее — вход, вступление, выход на сцену

 Антре это грамотный выход на сцену, красивый.. Народным языком можно назвать: "Вот она я! Встречайте!"

 

1. египетская школа(араб.رقصبلدي‎‎, ракс беледи, народный танец[5]) — более целомудренная версия танца живота в закрытых нарядах с более плавными движениями.

2. арабская школа(халиджи) — танец волос получивший свое название по характерным взмахам распущенных волос.

3. турецкая школа(тур. Çiftetelli, чифтетелли) более чувственная, костюмы более откровенные, приняты танцы на столе, общение во время танца с зрителями. На танец живота повлиял арабский народный танец дабка (коллективный танец с подскоками[10], похожий на кельтскую джигу).


Стили танца живота

В современном беллидансе выделяют несколько стилистических направлений или манер исполнения танца. Наиболее распространенные из них - это египетский, ливанский и турецкий стили. 8 основных школ арабского танца.

В мире принято выделять следующие основные школы арабского танца: Турецкая, Египетская, Пакистанская, Ботсванийская, Таиландская, Бутанская, Аденская и Иорданская, а также существует множество мелких.

В зависимости от географического происхождения арабского танца различают различные манеры его исполнения.

Например, турецкая манера, или стиль, более эротична и артистична. Вероятно, такая манера арабского танца связана с тем, что в гаремах девушки конкурировали между собой. И именно в способностях танцевать лучше и притягательней других, девушка и могла отличиться. Настоящий турецкий стиль очень жив, ярок и жизнерадостен. Некоторые танцовщицы, которые учились восточному танцу египетской школы, очень категорически высказываются о турецком стиле, называя его розвязным. На формирование такой мысли повлиял большой поток танцовщиц-нелегалов, которые приезжают работать в Турцию и не имеют никакого представления о культуре, традиции и тем более об истории танца и технике его исполнения, презентуя свои «распутные танцы», как настоящий турецкий стиль восточного танца. Турецкие танцовщицы не изменяют костюмы как египтянки, также они не разнообразят свои выступления. Для этого в Турции есть настоящие ансамбли народных танцев, поскольку Турция очень гордится своим богатым наследством традиционного народного танца, это искусство изучают в колледжах и даже устраиваются ежегодные конкурсы, в которых принимают участие все школы Турции.

В египетской манере исполнения присутствует медитативное погружение в свое внутреннее состояние и полная расслабленность, тело вытянуто вдоль вертикали, ограничено перемещение в пространстве, преобладают мелкие вибрации и сложный рисунок. Это расслабленный, но уверенный танец с обилием движений бедрами. Музыка в основном – скорая, иногда очень интересна оркестровая составляющая, чаще всего встречается на выступлениях. Четкое постановление рук. Подавляющее место предоставляется взаимодействию с публикой. Кто умеет, использует сагати (цимбалы) - это добавляет резвость исполнения. Некоторые танцовщицы помечают египетский стиль как стиль, в котором преобладают тряски, а руки в простых комбинациях выражают ощущение.

Ливанская школа танца считается промежуточной, в ней соединяются сакральное (египетское) и чувственно-артистичное (турецкое). Танец исполняется под медленную музыку. Больше энергии, меньшее заигрывание. По сравнению со сторонниками египетского стиля, ливанские танцовщицы в большей степени склонны носить высокие каблуки (то же – в Иордании и Сирии). Амплуа местных танцовщиц – выражает что-то вроде: «Я вовсе не понимаю, как мое тело это производит». «Новый» ливанский стиль, с конца гражданской войны, более экспериментальный. Это касается и костюмов, и музыки и самого танца. Все на очень высоких подборах или на платформах, что портит очень много движений, поскольку подборы изменяют центр тяжести. Танцуют под все, начиная с роковой музыки и заканчивая классическими произведениями. Очень много в этих танцах смешного, что-то отвратительное, но это тоже имеет место.

В Иордании и Сирии, впрочем, как и в Ливане, преобладает техника. Женщины танцуют на высоких каблуках, руки изящны, корпус поставлен прямо, бедра работают резко, больше медленной музыки.

Наконец, персидский стиль, или – арабский танец («Ракс-э-Араби»). Настоящие персидские танцы могут иметь движения бедрами и грудной клеткой, но большинство из них принципиально отличаются от других восточных танцев своей деликатностью, шармом и полным отказом от вызывающей сексуальности.

Чем важен стиль танца? Во-первых, он может указать зрителю на происхождение исполнительницы, ее учителей и окружения или же обозначить ее личные пристрастия. Во-вторых, исполнение "типичных" элементов может помочь танцовщице установить контакт с этнической аудиторией, делая танец более знакомым, уютным и радостным для зрителей. Помимо всего прочего, для каждого стиля характерна разная по сложности и особенностям музыка. Перейдем к основным характеристикам стилей.

 

Египетский стиль - занимает лидирующие позиции, поскольку Египет долгое время был монопольным центром развития арабских сценических искусств. Танец в египетском стиле можно охарактеризовать как расслабленный и уверенный, в нем много движений бедрами, и, тем не менее, не бешеный ритм. По большей части используется быстрая, иногда очень затейливая (оркестровая) расцвеченная музыка, особенно вступления. Много максума и барабанов. Четкая постановка рук и акценты, движения и проходки, очень много взаимодействия с публикой, использование сагатов (цимбалы). Обязательно нужно разговаривать со зрителями в микрофон на арабском языке (в крайнем случае английском), поздравлять со свадьбой, приглашать танцевать и т.д. Если этого не делать, вас признают "холодной иностранной мумией". Расслабленный, уверенный танец, много движений бедрами. По большей части — быстрая, иногда очень затейливая оркестровая музыка, особенно часто используемая на выступлениях. Четкая постановка рук. Значительное место отведено взаимодействию с публикой. Кто умеет, использует сагаты (цимбалы): это придает живость исполнению. Некоторые танцовщицы обозначают египетский стиль как стиль, в котором преобладают тряски, а руки в простых комбинациях выражают чувства.

 

Во время исполнения танца, если вы знаете и понимаете слова, можно подпевать, шевеля губами. Лучше использовать характерные египетские жесты в танце и их должно быть достаточно много.

 

Ливанский стиль - более волнообразный, изящные руки, прямое положение корпуса, более резкая работа бедрами, часто больше медленной музыки, чем в современном Каире. Больше энергии, меньше кокетства. Зачастую танец исполнятся на высоких каблуках в отличие от Египта Танец часто проходит под медленную музыку. Больше энергии, меньше кокетства. По сравнению с приверженцами египетского стиля, ливанские танцовщицы в большей степени склонны носить высокие каблуки (то же — в Иордании и Сирии). 

 

Турецкий стиль - требует особого внимания, поскольку это совсем не то подобие стриптиза, которое зачастую можно увидеть в турецких кабаре. Настоящий турецкий стиль очень живой, яркий и жизнерадостный. Для турецких танцовщиц движения никогда не бывают "чересчур": все очень преувеличено - беспечность, забава, иногда даже безрассудность. Танцовщицы более склонны к акробатическому стилю выступления. Много "партера", где есть возможность продемонстрировать гибкость тела - танцовщицы падают, садятся на шпагат, делают мостики и т.п. Египетский максум не используется, его заменяют тяжелый чифтетелли и иногда быстрый касилама. Еще одна немаловажная деталь - костюм, который может отличаться от того, в чем мы привыкли видеть танцовщиц беллиданса. Турецкие юбки обычно носятся повыше талии и по сторонам имеют огромные разрезы. Все это в сочетании с туфлями на высоком каблуке значительно смещает акценты в танце с живота на ноги.

Персидский.

На родине его называют «РаксэАраби», или «арабский танец». Настоящие персидские/иранские танцы могут содержать движения бедрами и грудной клеткой, но в болыпинстве своем танцевальные элементы отличаются от характерных движений восточного танца. Для персидской/иранской аудитории можно на 6/8 исполнять изящный, скользящий танец, дополнять его скоординированными движениями руками и головой, особенно — головой (публика это обожает!). В иранском обществе движения восточного танца чаще используются в сценическом танце и некоторых видах народных танцев, отделъную дисциплину они составляют редко. В любом случае выступление танцовщицы невероятно женственно и деликатно.

 

Арабский стиль. Стиль Саудовской Аравии.

 Такой танец исполняется исключительно в домах. Представляет собой смесь различных восточных движений, включает очаровательные движения головой и встряхивания волосами. В Саудовской Аравии нет ночных клубов и профессиональных танцовщиц: это противоречит законам шариата. Не стоит придерживаться какого-то одного стиля или направления.

Многоликий восточный танец позволяет проявлять фантазию, импровизировать, использовать в танце различные аксессуары: цимбалы (сагаты), сабли, свечи, трости, шарфы, платки, канделябры…

 

Классификация ритмов: базовые, пустынные, сложные.

1.Базовые ритмы танца живота МАЛЬФУФ. МАКСУМ, БАЛАДИ, САИДИ  

 

Наиболее распространенные ритмы. Выдерживают всю базовую лексику арабского танца. Движения могут взаимо- заменяться и дополняться.     MALFOUF / MALFUF / МАЛЬФУФ             2/4 1-+-2-+-| D--T--T-|   3 удара: 1 низкий, 2 высоких. 4 такта состоят из двух одинаковых частей. Равномерный, циикличный. За это его называют «жизненным циклом». Звучит «стремительно».   Территория: Весь Средний Восток и Средиземноморье. Сфера применения: Фольклорная, популярная и классическая музыка. В традиционном ракс шарки часто используется в начале и в конце композиции, когда танцовщица, как бы здороваясь и прощаясь со зрителем, обходит пространство сцены. Быстрый темп мальфуфа – ритм для фольклорного стиля хагалла. Лексика:Вся базовая лексика танца живота. Особенно хорош для проходок. Во-первых, ритм звучит довольно стремительно и под него хочется обойти, оббежать пространство. Во-вторых, благодаря равномерному чередованию сильной и слабой долей, под него можно выполнять любые проходки.При многократном повторении напоминает стук колёс поезда. Под этот ритм не стоят! Обычные проходки или с полькой, шаги со скруткой, возвратные и скрестные шаги – что угодно, но под мальфуф нужно двигаться по сцене. Иногда тренеры так и говорят: «Услышали поезд - значит, надо бежать!»     MAQSUM / MAQSOUM / МАКСУМ 4/4 1 -+- 2-+-3-+- 4-+- | D-T-__T-D-__T-__| В отличие от мальфуфа состоит из 2 неравных частей. Поэтому его называют «полтора мальфуфа». 5 ударов. Глухие удары, как и в мальфуфе, приходятся на 1 и 3 такты.   Территория: Весь Средний Восток и Средиземноморье. Сфера применения: Фольклорная, популярная и классическая музыка. Простой "максум" является основой для множества ритмов. Особенно важен для современной и фольклорной музыки Египта. Спокойный темп ритма – базовый характерен для популярной и классической музыки. Темп в 2 раза быстрее – александрийский танец. Еще более быстрый темп приближает максум к ритму «one Dum one tek» – фалляхи (крестьянский). Лексика: Вся базовая лексика танца живота. Благодаря тому, что ритм состоит из неравных частей, он выдерживает более сложную лексику, чем мальфуф. Например, комбинации на возвратных шагах с трясками, скрутками, ударами…    Несмотря на быстрый темп ритма, движения спокойные, мягкие, потому что выполняются не на каждый ритм, а на несколько. На «дум» обязательно должны быть акценты вниз. «Ключи» - сбросы и подъёмы бедра, удары грудью идеально ложатся на максум. Также этот ритм подходит для «бочек» (большие круги бёдрами с наклоном корпуса), «восьмёрок» плечами и бёдрами.     BALADI / BELADI / BELEDI / БАЛЛАДИ / БЕЛЕДИ 4/4 1 -+- 2-+- 3-+- 4-+- | D-D-__T-D-__T-__|   Более фольклорный вариант максума. Отличается двумя низкими ударами в первой части ритма. Звучит медленнее, тяжелее чем максум. Поэтому его называют «старомодным», «тяжеловесным». Его также называют масмуди сагир — короткий масмуди, потому что имеет такие же акценты, как "масмуди" но играется на 4/4 вместо 8/4. А ритм масмуди называют балади кабир — длинный балади.   Территория: Египет, все побережье Нила. Сфера применения: Ритм может встречаться в любой музыке: классике, популярной и фольклорной музыке. Когда мы слышим слово «балади», не всегда бывает понятно, что имеется в виду. Для танцоров балади может означать фольклорный стиль танца (деревенский женский танец), либо это может быть разновидность ракс шарки (балади такасим или балади прогрессия). В музыке словом «балади» может называться такасим (соло музыкального инструмента без сопровождения ритма), либо ритм балади. Ритм балади может использоваться в фольклорных танцах саиди и некоторых др. А фольклорный танец балади может содержать другие ритмы. А сами арабы могут называть этим словом все, что им кажется родным и близким сердцу. Лексика Характерной чертой для стиля балади является тежелые движения бедрами (удары, сбросы, ключи), приземистые бочки, пластика животом. Есть особая манера исполнения, связанная с темой всякого балади — любовь к родине, возлюбленному (-ной). Поэтому к танцовщице, выражающей соответствующие чувства, приходит «внутренний драйв», под него исполняют самые выразительные движения: удары животом и грудью, сбросы бедра, «бочки» с подскоками, глубокие присяды.     SAIDI / SAIIDI / SAYYIDI / САИДИ 4/4 1 -+- 2-+- 3-+- 4-+- | D-T-__D-D-__T-__|   Походит на максум (и балади), но отличается удвоением серединного низкого удара. Звучит довольно весело.   Территория: Египет. Верховье Нила, территория, где проживает народ саиди.   Сфера применения: Фольклорная, популярная и классическая музыка. Характерен для фольклорного стиля саиди (хотя в этом танце могут использоваться и другие ритмы), тахтиб (мужской фольклорны, ритуальный танец с палкой). Любимый ритм фольклорного стиля шааби благодаря веселому звучанию.   Лексика: Движения, проходки, характерные для танца саиди: прыжки с акцентом вниз, удары, постукивания и др. манипуляции палкой, тростью (кроме баланса, т. к. это характерная черта фольклорного стиля гавази), подбрасывания бедра, тряски плечами. Мужской саиди более агрессивный с палкой или тростью. Женский – более нежный, включает много движений, похожих на балади. Все движения акцентированы вниз, ими подчёркивается земное притяжение. На «дум» выполняются хлопки руками, «ключи», «бочки», возвратный шаг с «пружинкой», прыжки с ноги на ногу.  
2.Пустынные ритмы АЮБ, САУДИ, КАРАЧИ

 

Относятся к фольклору бедуинов и жителей стран персидского залива. Ритмы этой группы имеют схожее звучание. Это, как правило, трехчастные ритмы D-D-T. Они различаются темпом исполнения и наполнением мелкими ударами te и ka. Лексика пустынных фольклорных танцев также имеет много общего, например, движения корпусом и головой, проходки 6/8. Танцы народов залива будут более плавные, пустынные – более резкие, прыгучие. Ближе к центру Африки танцы наполняются «черной, негритянской» лексикой.   AYOUB / AYUB / AYUBE / АЮБ              2/4 1-+-2-+-| D--kD-T-| или 1-+-2-+-3-+-4-+- D - k D T   Звучит медленно.   Территория: Аюб имеет более широкое распространение, чем остальные ритмы этой группы. Это скорее этнический ритм (то есть ритм всего арабского востока), чем фольклорный (относящийся к конкретному народу).   Сфера применения: Аюб используется в религиозных, магических танцевальных практиках для вхождения в состояние транса. Так восточные ведьмы, знахарки, религиозные и эзотерические адепты встречаются со сверхъестественным, с духами. Аюб является основой для североафриканского (египетского) трансового танца под названием Zar.   Лексика: Махи и вращения головой, раскачивания корпусом в стороны, а также много-много поворотов. Некоторые считают, что движения под аюб должны напоминать походку верблюда.     SAUDI / САУДИ, он же ХАЛИДЖИ         2/4 1-+-2-+-| D--D--T-|                                                      Территория: Страны Персидского залива, пустыня. Сфера применения: Фольклорные, бытовые танцы, отсюда и характер танца – веселый, отражает быт народов, обычно групповые танцы. Танцуют и мужчины и женщины, хотя более известен женский вариант. Лексика: Халиджи – заливный танец – исполняется мягко, нежно. Основная лексика: характерные шаги халиджи (6/8), покачивания головой (напоминает походку верблюдов). Много движений верхней частью корпуса: мягкие тряски грудью, сбросы, вращения грудью с акцентом в низ, маятники. Многие движения имеют смысл. Например, руками женщины могут имитировать приготовление пищи или другой бытовой работы (намекая на свою хозяйственность), или хвастаться украшениями, платьями (показывая тем самым, что они любимы мужьями, или, что они хорошие рукодельницы), хвастаться своей красотой и умом (прикасаясь к лицу, голове) или душевными качествами (прикасаясь к груди), показывать свои чувства и желания и т.д. и т.п.Если сауди играет в 2 раза быстрее, то это ритм нубийского танца(нубии).   KARATCHI / КАРАЧИ 2/4 1-+-2-+-| T--kT-D-|   или 1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+-7-+-8-+- T - T D T - T D        Отличительная особенность – ритм начинается со звонкого Tek. Территория: Широко используется в египетской и североафриканской фольклорной музыке. Сфера применения: Нубийский танец. Лексика: В нубийской культуре переплелись арабские, африканские, средиземноморские корни. Поэтому нубийские танцы походят на бедуинские, арабские но, но с африканскими чертами. Проходки похожи на проходки халиджи. Африканские черты: характерные движения руками, плечами, хлопки, прыжки, удары грудью, положение корпуса с сильным смещением вперед центра тяжести.   Сложные ритмы: МАСМУДИ, ЧИФТЕТЕЛЛИ, КАРСИЛАМА   Танцуя под эти ритмы нужно помнить, что в них есть паузы, и в танце тоже нужно делать паузы соответственно.   Четные ритмы: 8/4   MASMOUDI / MASMOODI / MASMUDI / МАСМУДИ Один из самых известных ритмов. Это длинный ритм, он укладывается в 8 счетов и играется, как максум, но в два раза медленней. Ритм объединяет две 4-х битовые музыкальные фразы.   8/4 Вариант с 3-мя Dum: 1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+-7-+-8-+-| D---D---____T---D---____T---T---| Расстановка ударов Dum походит на ритм балади, поэтому его иногда называют BALADI KEBIR (БОЛЬШОЙ БАЛАДИ), ритм БАЛАДИ называют MASMOUDI SAGHIR (МАЛЕНЬКИЙ МАСМУДИ). Еще его называют «воюющий масмуди» (жена с мужем ругается).   Вариант с 4-мя Dum: 1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+-7-+-8-+-| D---D---D--- T--- D---____T---T---| Его называют «идущий масмуди (караван идет).   Территория: «Масмуд» – название берберов, населяющих североафриканские государства, такие как Мавритания и Марокко, Алжир и Тунис, Ливия и ОАР (Объединённая Арабская Республика – это объединённые вместе государства Египта и Сирии).  Сфера применения: Широко используется в ракс шарки, в середине танца, в такасимах (соло одного инструмента).  Лексика: Этот ритм дает возможность танцовщице сделать в длинном, плавном движении разнообразные акценты на сильную долю – удар, сброс, шаг. На слабую долю меняют позиции, делают вдох, поворот, шаги, арабески, плавные фигуры типа вращений, восьмерок, волн и т.п.   CHIFTETELLI / CHIFATELLI / ЧИФТЕТЕЛЛИ (Вахда кебира)   8/4 1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+-7-+-8-+-| D---__T---__T---D---D---T---____| Три сильных удара. База этого ритма такая, как в «максумных» ритмах, но он наполняется на 8/4 и оставляет другое впечатление. Ритм играется медленно, тяжело и так же наполняется. Некоторые танцовщицы называют его ритмом отдыха.   Территория: Чифтетелли связывают с греческим и турецким беллидансом. Может использоваться в такасимах (сольная импровизация инструмента). В Египте играют упрощенную версию чифтетелли, которую называют «вахда такасим» или «вахда кебира». Вахда кебира 8/4 1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+-7-+-8-+-| D - t - k - k- t -k-D - t -k -t - t -k-|  Сфера применения: Часто используется в турецком беллидансе и в одноименном стиле танца.  Лексика: Чувственные движения типа пластики животом, волн, кругов и восьмерок. В турецкой школе часто используется в партере (движения на полу) и в комбинациях с балансированием предметами.     Нечетные ритмы: 9/8   Группа ритмов "aqsaaq" (“аксак”), что означает “сломанный” или “хромой”. Ритмы так называются из-за неровного количества долей (9/8, 6/7).какие-то доли считаются медленно, а какие-то быстро.   KARSILAMA / KARSILAMAS / KARSHLAMA / КАРСИЛАМА 9/8=2+2+2+3 1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+-7-+-8-+-9-+- D - T - D - T T T Это базовая схема ритма. Хотя возможны и другие вариации  «Карсилама» по-турецки означает «лицом к лицу». Считается на 2+2+2+3 или же на 1 2 3 123 (первые три счета медленно, остальные – быстро). Ритм “Карсилама” часто называют аксак, потому что он является одним из самых ярких представителей этой группы. Часто сопровождается одним — двумя доминирующими музыкальными инструментами, такими как уд, кларнет, скрипка, барабанами, цимбалами.  Территория: Турция, Греция, Балканы.  Сфера применения: Одноименный фольклорный стиль танца. Цыганский фольклорный танец (отличный от вышеуказанного). Греческий, турецкий беллиданс. Трайбл беллиданс. Этот ритм никогда не используется в египетском танце. Также ритм используется в современном турецком джазе.  Лексика: Фольклорный танец карсилама веселый, беззаботный, всегда групповой. Много прыжков, наклонов, шимми. Танцуют с носовыми платками. Ритм считается как 1-2, 1-2, 1-2, 1-2-3. Цыганский фольклорный танец отличается тем, что его танцуют сольно. Как правило, это импровизация. Танец в символической форме отражает ментальность, жизненный стиль этих людей, чувства (злость радость, циничность,удовольстьвие и т.п.). Используется много жестов, так называемый «hop-step» - небольшая подпрыжка в конце ритма. Часто используются цимбалы. Ритм считается немного по-другому, в стиле «карсилама»: 1-2, 1-2, 1-2, 1-3 или 1-2-3-4-5 или: один-шаг, два-шаг, три-шаг, четыре-подпрыгнуть, пять-шаг. Беллиданс, тем более трайбл, допускает использовать ритм в рамках своих танцевальных традиций.  

 

Как читать запись ритма

D DUM - чистый низкий акцентированный звук
T Tek - чистый высокий акцентированный звук
- промежуток между ударами
t te - чистый высокий неакцентированный звук (на барабане правой рукой)
k ka - чистый высокий неакцентированный звук (на барабане левой рукой)
S Slap - глухой низкий акцентированный звук
_ пауза, по длине соответствует слову "и", сказанному про себя.

Общее правило - большими буквами обозначены акцентированные звуки, маленькими - наполнение. Соответственно, D-T-__T-D-__T-__ читается как DUM-Tek-(и)-Tek-DUM-(и)-Tek-(и), а D-T-kkT-D-kkT-kk читается как DUM-Tek-kakaTek-DUM-kakaTek-kaka, если повторите эту фразу несколько раз плавно переходя с конца фразы на начало, получите ритм. Сокращения введены только лишь для того, чтобы вы видели на схеме, как удары укладываюся в 4/4 или 8/4 или в другой размер.

Базовые ритмы

Начнем с ритма, который называется "максум". Этот ритм широко распространен - вы можете его услышать в любой музыке Среднего Востока и Средиземноморья. Простой "максум" является базовым для множества ритмов и особенно важен в современной и фольклорной музыке Египта.







































Максум 4/4

1-+-2-+-3-+-4-+-|

D-T-__T-D-__T-__| базовый

D-T-kkT-D-kkT-kk| наполненный

D-S-tkS-D-tkS-tk| акцентированный

"идущий" максум 4/4

1-+-2-+-3-+-4-+-|

D-T-k-T-D-k-T---| базовый

D-T-k-T-D-k-T-tk| с мостиком

"Балади" это более фольклорный вариант базового средневосточного "максум", который характеризуется двумя DUM, начинающими фразу. Довольно часто он называется "масмуди сагир" ("короткий масмуди") потому что имеет такие же акценты, как "масмуди" но играется на 4/4 вместо 8/4. Среди танцовщиц все-таки он более известен как "балади" (беледи). Этот ритм весьма типичен для современного беллиданса. "Балади" обычно играется медленнее, чем "максум".

Балади 4/4

1-+-2-+-3-+-4-+-|

D-D-__T-D-__T-__| базовый

D-D-tkT-D-tkT-tk| наполненный

D-D-T-S-D-T-S-tk| "египетский классический"

"Саиди" - еще один ритм семейства максум. "Саиди" получается удвоением среднего DUM. Имеет немного другой оттенок и заполнение, популярен в верхнем Египте (Напоминаем Вам, что верхний Египет соответствует верховью Нила, то есть югу Египта). Так же как "балади", играется быстро. Традиционно он используется в народном мужском танце с палками, а также в беллидансе, где он превратился в танец с тростью.

Саиди 4/4

1-+-2-+-3-+-4-+-|

D-T-__D-D-__T-__| базовый

D-T-tkD-D-tkT-tk| наполненный

Если вы возьмете ритмы группы "максум" и добавите к ним еще один сегмент из 4 битов (получается 8/4), вы получите ритм, обычно ассоциируемый с Турецким или Греческим ритмом "чифтетели".

База этих ритмов такая же, как в "максум", но он наполняется на 8/4 и оставляет другое впечатление. Часто используется в турецком беллидансе, обычно играется медленно и не сильно наполняется.

Чифтетели 8/4

1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+-7-+-8-+-|

D---__T---__T---D---D---T---____| базовый

D-tkT-T-tkD-T-tkD---D---TktkT---| наполненный

Ритмы часто комбинируются, или имеют вариации в половину длины или, наоборот, вдвое длинней. Базовый "максум", играемый в два раза медленней, называется "масмуди". "Масмуди" характерен объединением двух 4-битовых музыкальных фраз. Иногда он называется "масмуди кабир" (большой) в отличие от 4-х битового "масмуди сагир". Обычно первая фраза имеет два ведущих DUM. Версия с тремя ведущими DUM называется "идущий масмуди", потому что ее легко приспособить к ритмичному шагу.
"Масмуди" очень распространен в музыке для беллиданса, легко распознаваем и танцовщица может прогнозировать акценты.


Масмуди 8/4

1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+-7-+-8-+-|

D---D---____T---D---____T---T---| базовый

D---D---tktkT-tkD-tktkT-TktkT-tk| наполненный

"Максум", играемый на 2 бита, называется "фаллахи". Это обычно очень быстрый и наполненный ритм. Используется в фольклорной музыке для танца ("феллах" значит "крестьянин"). Широко распространен в верхнем Египте. Обычно играется в 2 раза быстрее, чем "максум".

Фаллахи 2/4

1-+-2-+-|

Dk-kD-k-| базовый

DtktDktk| наполненный

DgkgDkgk| вариант

"Айюб" очень похож на "фаллахи". Это широко распространенный и очень простой 2-х битовый ритм. Его можно услышать от Турции до Египта. В медленной форме он используется в североафриканском ритуальном трансовом танце, известном как "Зар" (и этот вариант ритма иногда называется "зар"), ближе к Морокко эти танцы обычно сопровождаются 6-ти битовым ритмом. "Айюб" часто встречается в беллидансовой музыке как быстрый (или очень быстрый) ритм. Некоторые говорят, что он похож на то, как идет верблюд.

Айюб 2/4

1-+-2-+-|

D--kD-T-| базовый

D-kkD-S-| вариант

DktkDtkt| наполненный

"Байю" ритм с таким же размером, но имеет 2 DUM и играется обычно медленней. Часто используется в в беллидансе для соло под барабаны.

Байю 2/4

1-+-2-+-|

D--DD-T-| базовый

D-kDD-S-| вариант

Есть какое-то количество ритмов, состоящих из 8 ударов, которые делятся как 3+3+2, характерных для Среднего Востока и Средиземноморья. В Египте и Ливане подобный ритм называется "мальфуф" и является довольно наполенным и акцентированным ритмом. Используется как сопровождение для танца, а также в современной популярной музыке.

мальфуф 2/4=3+3+2

1-+-2-+-|

D--T--T-| базовый

DkkTkkTk| наполненный

D-kT-kT-| синкопированный

"Дарж" обычно представляет собой 6-битовый ритм. Он имеет много форм, в зависимости от места, где вы находитесь. В Персии он более ровный (не синкопированный), в Магрибе сильно синкопированный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: