1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
А | 1-; 2-; 3- | |||||
Б | 1- ; 2-; 3- | |||||
В | 1-; 2-; 3- | |||||
Г | 1-; 2-; 3- | |||||
Д | 1-; 2-; 3- | |||||
Баллы | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
Всего: |
А
1. Установите соответствие:
Авторы: Произведения:
1) К.Д. Ушинский а) «Великая дидактика»
2) Я.А. Коменский б) «Арифметика, наука числительная»
3) Л.А. Магницкий в) «Три элемента школы»
2. Кто является основателем теории и практики дошкольного воспитания:
а) Платон; б) Ф. Фребель; в) М. Монтессори.
3. Кому принадлежат следующие слова: «Одна педагогическая практика без теории – то же, что знахарство в медицине»? а) К.Д. Ушинскому; б) Л.Н. Толстому; в) К.Н. Вентцелю.
4. Гуманизм как ведущее идейное направление философской и педагогической мысли оформляется в эпоху: а) Античности; б) Возрождения; в) Просвещения.
|
|
5. Руководство и контроль за финансово- хозяйственной и воспитательно-образовательной деятельностью советского учреждения в 60-е и 80-е гг. 20 в. осуществлялись: а) родителями и общественными организациями; б) руководителями и членами коллектива; в) органами народного образования.
6. Представителями социально-рационалистического направления в философско-педагогичесой мысли Росси 19 – н. 20 вв. являлись: а) Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий; б) А.К. Гастев, Г.Ф. Гринько; в) Л.С.Выготский, П.П. Блонский.
Б
1. Установите соответствие:
Авторы: Произведения:
1) К.Д. Ушинский а) «Мысли о воспитании»
2) Ж.-Ж. Руссо б) «Человек как предмет воспитания»
3) Д.Локк в) «Эмиль, или о воспитании»
2. Кто из названных педагогов впервые на практике соединил обучение с производительным трудом: а) И.Г. Песталоцци; б) Г. Кершенштейнер; в) А.С. Макаренко.
3. Кому принадлежат следующие слова: «Глаза хотят смотреть, ухо – слышать, нога – ходить, но также сердце хочет верить и любить, поэтому обучение должно вырабатывать всего человека»: а) Я.А. Коменскому; б) И.Г. Песталоцци; в) Ф. Фребелю.
4. Равное воспитание для всех слоев общества характерно для: а) первобытногостроя; б) рабовладельческого общества; в) феодального периода.
5. Общее в тенденциях развития системы российского образования в 20 – 90-е гг. 20в.: а) глубоко научное методическое обеспечение; б) многообразие типов образовательно-воспитательных учреждений; в) гибкая система подготовки кадров.
|
|
6. Представителями культурно-антропологического направления в философско-педагогической мысли России 19-н.20 вв. являлись: а) К.Д. Ушинский, ЛН. Толстой; б) Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель; в) К.Д. Ушинский, С.И. Гессен.
В
1. Установите соответствие:
Авторы: Произведения:
1) Платон а) «О воспитании оратора»
2) Квинтилиан б) «Государство»
3) Кампанелла в) «Город солнца»
2. Кем из педагогов впервые было обосновано значение родного языка в первоначальном обучении ребенка: а) Я.А. Коменским; б) В.Ф. Одоевским; в) К.Д. Ушинским.
3. Кому принадлежат следующие слова: «Как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему»? а) Н.К. Крупской; б) А.С. Макаренко; в) В.А. Сухомлинскому.
4. Схоластический метод обучения был характерен для школьной практики периода: а) Средневековья; б) Возрождения; в) Просвещения.
5. Общее в тенденциях развития системы российского образования в 40 и 90-е гг. 20в.: а) глубокая проработка содержания образования; б) существенное влияние объективных факторов; в) устойчивая нормативно – правовая база.
6. Представителями христианско – антропологического направления в философско – педагогической мысли являются: а) Н.К. Рерих, К.Н. Вентцель; б) Л.Н. Толстой, С.И. Гессен; в) В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев.
Г
1. Установите соответствие:
Авторы: Произведения:
1) К.Д. Ушинский а) «Сердце отдаю детям»
2) Н.И. Пирогов б) «Детский мир»
3) В.А. Сухомлинский в) «Вопросы жизни»
2. Кто из названных педагогов впервые обосновал дидактические принципы и правила: а) Э. Роттердамский; б) Я.А. Коменский; в) К.Д. Ушинский.
3. Кому принадлежат слова: «Все дети являются способными от природы и нуждаются лишь в правильном воспитании и обучении с учётом их индивидуальных способностей»? а) М.Ф. Квинтилиану; б) Э. Ротттердамскому; в) В.А. Сухомлинскому.
4. В какую эпоху на первый план выступает рационалистическое сознание и развитие человеческой индивидуальности: а) Античность; б) Возрождение; в) Просвещение.
5. Общее в тенденциях системы российского образования в 50-е и 90-е гг. 20 в.: а) стабилизация работы над системой образования; б) совершенствование системы подготовки и методической работы с кадрами; в) создание условий для развития личности каждого ребенка, проявления его индивидуальности.
6. Представителями направления свободного воспитания в российской философско - педагогической мысли 19 – 20 вв. являются: а) С.И. Гессен, Н.А. Бердяев; б) К.Н. Вентцель, Л.Н. Толстой; в) К.Н. Вентцель, С.И. Гессен.
Д
1. Установите соответствие:
1) Блаженный Иероним а) «Письма к сыну»
2) И.Г. Песталоцци б) «Письмо к Лете»
3) В.А. Сухомлинский в) «Лебединая песня»
2. Кому принадлежат открытие мира детства: а) Э. Ротттердамскому; б) Я.А. Коменскому; в) И.Г. Песталоцци.
|
|
3. Кому принадлежат слова: «Выйдя из моих рук, он (воспитанник) не будет ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет, прежде всего, человеком»? а) Ж.-Ж. Руссо; б) И.Г. Песталоцци; в) Л.Н. Толстому.
4. Теория свободного воспитания складывается в эпоху: а) Античности; б) Возрождения; в) Просвещения.
5. Общее в тенденциях развития системы образования в 30–е и 70-е гг. 20в.: а) централизация в организации и управлении системой образования; б) репрессивный характер сферы образования; в) формализм в оценивании качества знаний учащихся и эффективности работы учителя.
6. Представителями социально-реформаторского направления в философско-педагогической мысли России 19-20 вв. являются: а) А.В. Луначарский, П.П. Блонский; б) К.Д. Ушинский, С.И. Гессен; в) А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий.
Ключ к тесту:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
А | 1 - В; 2 - А; 3 - Б | Б | А | Б | В | В |
Б | 1 - Б; 2 - В; 3 - А | А | Б | А | Б | В |
В | 1 - Б; 2 - А; 3 - В | А | Б | А | Б | В |
Г | 1 - Б; 2 - В; 3 - А | Б | А | В | Б | Б |
Д | 1 - Б; 2 - В; 3 - А | А | А | В | А | В |
Баллы | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
Всего: |
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
- История образования как наука и учебный предмет.
- Трансформация целей и содержания образования на ранних этапах развития человеческой цивилизации (первобытное общество).
- Религиозно-философские основы образования в странах Древнего Востока.
- Особенности афинской системы образования: цели, структура, содержание.
- Государственный характер школьного образования в Спарте.
- Философское обоснование целей и содержания образования в работах выдающихся представителей Древней Греции (Сократ, Платон, Аристотель).
- Особенности теории и практики образования в Древнем Риме. М.Ф. Квинтилиан о воспитании оратора.
- Религиозно-философские основы педагогической теории Средневековой Европы.
- Влияние христианства на определение целей и содержания образовательной практики Средневековья.
- Аксиологические основания образования в Западной Европе эпохи Возрождения.
- Развитие гуманистических и демократических идей в педагогической теории Я.А. Коменского.
- Обоснование Я.А.Коменским системы всеобщего образования, основных дидактических положений (дидактические принципы, классно-урочная система, цели и содержание образования, общественное назначение школ).
- Социокультурные предпосылки и теоретические основы светского образования в Западной Европе эпохи Просвещения.
- Социокультурная обусловленность и философское обоснование целей и содержания «воспитания джентльмена» в концепции Дж. Локка.
- Обоснование идеалов и ценностей свободного и естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо.
- Педагогические идеалы теории элементарного образования и развивающего обучения И.Г. Песталоцци в системе ценностей и приоритетов эпохи Просвещения.
- Философские и педагогические основы педагогической системы воспитывающего обучения И.Ф. Гербарта.
- Развитие Ф.В.А. Дистервегом ведущих педагогических идей общечеловеческого воспитания и развивающего обучения.
- Социальная обусловленность выделения в 19 в. дошкольной педагогики в самостоятельную область педагогического знания. Состояние теории и практики общественного дошкольного воспитания (филантрописты, Ф. Фребель).
- Поиск нетрадиционных подходов к воспитанию и обучению в реформаторской педагогике к.19 – н.20 вв. (экспериментальная педагогика, прагматическая педагогика, теория «нового воспитания» и т.д.).
- Развитие теории свободного воспитания в позитивистско-антропологической теории М. Монтессори, антропософском подходе Р. Штейнера.
- Развитие ведущих идей в истории зарубежной педагогической мысли: цель и задачи воспитания.
- Факторы формирования личности в истории ведущих зарубежных педагогических идей.
- Принцип природосообразности в истории развития зарубежной педагогической мысли.
- Историческая динамика становления идеи свободного воспитания в зарубежной педагогической мысли.
- История образования и педагогической мысли в русском государстве (6 – 17 вв.).
- Просветительские реформы в России к.18 в. Роль выдающихся идеологов и теоретиков в развитии русского образования.
- Политика «просветительского абсолютизма» 18 века в области образования в России. Школьная реформа 1786г.
- Становление и развитие системы образования в России 1-ой пол.19 в. Политический характер учебных реформ.
- Взаимосвязь развития философских и педагогических идей в общественно-педагогическом движении во 2-ой пол. 19 в. Проблемы и содержание школьных реформ в России.
- Философские и психологические основы педагогической системы К.Д.Ушинского, развитие педагогики как науки и искусства.
- Развитие идеи народности в воспитании К.Д.Ушинским и Л.Н.Толстым. Учебные книги К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого.
- Педагогические идеи Л.Н.Толстого и их реализация в практике работы Яснополянской школы.
- Осмысление идеи свободного воспитания в России к.19 – н. 20 вв. (Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель).
- Основные этапы становления и развития советского образования.
- Развитие советской школы и педагогической науки в 20-е гг.: поиск нового содержания и методов обучения. Пионерское движение.
- Методологические основы педагогической системы А.С. Макаренко, ее социальная обусловленность и значение для теории и практики советского образования.
- Развитие советской школы и педагогической науки в 30-е – 40-е гг. Проблемы обучения и воспитания.
- Политическая система, духовная сфера и образование в 50-е гг. Проблема укрепления связи школы с жизнью и практикой коммунистического строительства, политехнизация советской школы. Государственная политика в области образования в 60-е гг.
- Гуманистическая направленность педагогической системы В.А. Сухомлинского. Развитие основных идей В.А. Сухомлинского в деятельности педагогов-новаторов и в современной педагогике.
- Развитие и реформирование советского образования в 80-е гг. 20 в. Проблемы и перспективы.
- Основные тенденции в теории и практике российского образования 90-х гг. 20-го столетия.
|
|