Древнего Востока и античном мире

       Общие и специфические особенности развития образования в странах Древнего Востока (Египет, Индия, Китай). Историческое значение древневосточной цивилизации и созданных ею образовательных систем для дальнейшего развития мировой духовной культуры и образования.

       Особенности античной социокультурной и образовательной среды. Античная концепция человека как микрокосма. Общественный характер воспитания в Древней Греции. Особенности систем образования и воспитания в Афинах и Спарте. Проблемы образования и воспитания в философских учениях Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля.

       Влияние Древнегреческой культуры на характер и содержание образования в Древнем Риме. Изменение целей и ценностей древнеримского образования под влиянием меняющихся социокультурных условий. Вопросы воспитания и обучения в трудах М.Ф.Квинтилиана. Возникновение христианства и его влияние на воспитание и педагогическую мысль.

Тема 4. Религиозно-философские основы феодального образования

 в Западной Европе

4.1. Педагогические идеалы Средневековья в системе христианских целей

 и ценностей

       Эпоха Средневековья как эпоха распространения и утверждения христианства в Западной Европе. Педагогические идеалы раннего, классического и позднего Средневековья в системе христианских идеалов и ценностей. Церковные школы. Структурирование средневекового общества как основа сословного определения целей и содержания образования: монашеского, рыцарского, городского. Философско-религиозные основы педагогики средневековой Западной Европы в схоластике и мистицизме (Гуго Сен-Викторский, Иоанн Солсберийский). Возникновение и развитие средневековых университетов.

4.2. Аксиологические основания образования и педагогической мысли в Западной Европе эпохи Возрождения

       Черты культуры эпохи Возрождения. Философия бытия ренессансного человека. Становление гуманизма как особого строя мышления и личностного самосознания. Антропоцентризм. Развитие идеи всестороннего развития человека и воплощение принципов философии гуманизма в педагогической мысли эпохи Возрождения (природное начало человека; антиаскетизм земного существования; проблемы достоинства человека и его свободы; гармония материального и духовного начал). Основные принципы и содержание педагогической концепции Э.Роттердамского. Педагогические идеи французских и итальянских гуманистов (А.Монтень, Ф.Рабле и др.). Проблемы воспитания и образования в утопических теориях Т.Мора и Т.Кампанеллы.

       Изменение идеалов и ценностей человеческого существования под влиянием религиозно-идеологического движения Реформации. Зарождение буржуазного типа личности. Цели и содержание педагогики католического ордена иезуитов как средства борьбы с протестантскими сектами.

       Историческое значение эпохи Возрождения и созданных ею образовательных систем для дальнейшего развития мировой культуры и образования.

Тема 5. История образования и педагогической мысли в Киевской Руси

 и Русском государстве (до 18 в.)

Педагогические идеалы и практика Киевской Руси и Русского централизованного государства. Народная педагогика дохристианской Руси. Влияние языческой культуры древних славян на оформление педагогических идеалов и ценностей. Цели и содержание воспитания и обучения разных сословий. Основные тенденции и этапы профессионального обучения в общей системе древнерусского воспитания и образования. Основные черты семейного воспитания дохристианской общины и средства накопления опыта воспитания и передачи его от старшего поколения подрастающему. Народная педагогика в фольклорных памятниках древних славян.

        Утверждения православия на Руси и его влияние на развитие образования и педагогической мысли. Первые русские школы: элементарные и повышенного типа, их роль и значение. Организация школ и методы их работы. Содержание простого начального обучения и повышенного «книжного учения». Вопросы воспитания в памятниках древнерусской педагогической мысли – «Повесть временных лет», «Поучение детям» Вл.Мономаха, Изборники, «Пчела» и др.

       Состояние просвещения в русских княжествах в 13-15 вв. Мастера грамоты. Традиции семейного воспитания.

         Просвещение на Украине и Белоруссии. Братские школы Украины и Белоруссии как средство борьбы за сохранение национальной культуры против насильственной полонизации и католицизма. Киевская академия.

       Просвещение и школа в Русском централизованном государстве. Возникновение греко-латинских и разноязычных школ. Славяно-греко-латинская академия и её роль в развитии образования и педагогической мысли. Учебная и педагогическая литература.

       Становление русской педагогики как науки о христианском жительстве (строение душевное, строение домовное, строение гражданское) в текстах Священного Писания, «Домострое», «Гражданстве обычаев детских».

Образование и педагогическая мысль в России 18 в. Содержание политических, организационно-структурных и культурных реформ Петра 1, их противоречивость, историческое значение. Проблема ассимиляции европейской образованности в России 1-й четверти 18 в. Поиски идеала за границей и организация обучения в России. Просветительские реформы н.18 в. Организация государственных светских школ (школа математических и навигацких наук, цифирные школы, горнозаводские школы и пр.). «Юности честное зерцало». Зарождение и развитие профессионального образования в России. Роль соратников Петра 1 в распространении идеи научного знания. Создание Академии наук и учебных заведений при ней. Возникновение сословных учебных заведений. Реформа духовного образования. Духовный регламент Ф.Прокоповича. Деятельность М.В.Ломоносова в области просвещения. Создание Московского университета, его влияние на развитие школы и педагогической мысли.

       Влияние идей эпохи Просвещения на формирование образовательного идеала в России времён правления Екатерины II. Политика «просвещённого абсолютизма» в области образования. Создание воспитательных учреждений по проектам И.И.Бецкого, их цели и значение для осуществления культурных реформ в России 2-й пол.18 в. «Ведомство» императрицы Марии Фёдоровны. Развитие сети приютов по призрению детей дошкольного возраста. Устав народных училищ 1786 г. Главные и малые народные училища.

Тема 6. Образование и педагогическая мысль Западной Европы в период


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: