Цель занятия: изучить содержание и структуру понятия «экономико-географическое положение страны»; усвоить план анализа ЭГП страны; составить карту–схему «Экономико-географическое положение страны» (на примере любой из стран региона); научиться сопоставлять ЭГП страны с отраслевой и территориальной структурой хозяйства.
Задания для домашней подготовки: изучить и законспектировать следующие работы: Баранский Н.Н. Избранные труды. Становление советской экономической географии (М., Мысль, 1980, с.126-159); Маергойз И.М. Об изучении современного экономико-географического положения стран (География в школе. 1975, №5); Саушкин Ю.Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика (М. Мысль. 1973, с. 141-145).
Вопросы для собеседования:
1. Дать определение понятия «экономико-географическое положение страны».
2. Раскрыть содержание понятия «экономико-географическое положение».
Задания для работы в аудитории.
Оборудование: стенная политическая карта Европы, стенная экономическая карта Европы, географические атласы для учителя, школьные атласы, набор контурных карт.
|
|
После собеседования студенты обозначают на контурных картах границы выбранной страны, подписывают пограничные страны, показывают важнейшие порты и железнодорожные узлы, а также морские, речные пути и каналы.
Далее проводится работа по оценке и анализу ЭГП выбранной ими страны.
Результаты записываются в таблицу I.
По окончании работы подводятся итоги, каждый студент делает сообщение об ЭГП выбранной им страны.
Таблица 1
Анализ экономико–географического положения страны
План анализа ЭГП | Важнейшие элементы ЭГП страны и оценка их воздействия на развитие хозяйства страны |
1. Политико-географическое положение (отношение соседних стран к военным блокам, характер их межгосударственных отношений с изучаемой страной | |
2. Транспортно-географическое положение (положение по отношения к международным транспортным магистралям – железнодорожным, морским, трубопроводным, воздушным) и его влияние на участие в международном разделении труда. | |
3. Положение по отношению к важнейшим сырьевым базам за пределами страны и рынкам сбыта своей продукции. | |
4. Оценка возможностей и экономического сотрудничества и развития пограничных районов. |
Составлено по: Н.А.Войлошникова. Практикум по экономической и социальной географии зарубежных стран. М., Просвещение, 1987, с.52.
Занятие 2
Характеристика населения стран Центральной и Восточной Европы.
Цели занятия: изучить динамику численности стран региона, проследить изменения в уровне и темпах урбанизации, выяснить основные черты размещения населения, полово-возрастного и этнического состава.
|
|
Задания для домашней подготовки: изучить соответствующий раздел в лекциях, а также раздел «Население» в учебном пособии В.В.Вольского «Социально-экономическая география зарубежного мира», М., Крон-Пресс, 2007 г. Вспомнить из курса «География населения» основные понятия, характеризующие динамику численности населения (естественный прирост, рождаемость, смертность, эмиграция, иммиграция, «демографический взрыв», типы воспроизводства населения). Подготовить сообщения на тему «Национальные проблемы и пути их решения в странах Центральной и Восточной Европы».
Задания для работы в аудитории.
Оборудование: атласы для учителя и школьные атласы, статистический сборник «Россия и страны мира» 2014г. Росстат.
После собеседования со студентами по основным понятиям, необходимым для характеристики населения, им предлагается выполнить следующие работы:
1. Пользуясь данными таблиц 2 и 3, построить графики численности, рождаемости, смертности и естественного прироста населения в странах Центральной и Восточной Европы с 1990 года, сделать выводы.
2. Нанести на контурную карту крупные города и городские агломерации: Варшава, Прага, Братислава, Будапешт, Бухарест, София, Белград, Любляна, Загреб, Скопье, Сараево, Подгорицы (столица Черногории), Быдгощ, Лодзь, Познань, Краков, Брно, Острава, Пльзень, Кошице, Мишкольц, Дербецен, Дьёр, Тимишоара, Клуж-Напока, Яссы, Брашов, Галац, Варна, Констанца, Пловдив, Тирана, Таллинн, Рига, Вильнюс.
3. Пользуясь данными таблицы 4, построить круговые диаграммы распределения населения по отраслям хозяйства.
Таблица 2
Динамика численности населения в странах
Центральной и Восточной Европы
Страна | Население, млн. чел. | ||||||||||
1990 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2005 | 2007 | 2012 | 2013 | |
Албания | 3,3 | 3,6 | 3,7 | 3,7 | 3,8 | 3,1 | 3,1 | 3,1 | 3,60 | 3,00 | 2.9 |
Болгария | 9,0 | 8,4 | 8,4 | 8,3 | 8,3 | 8,2 | 8,2 | 7,7 | 7,30 | 7,04 | 7.3 |
Венгрия | 10,4 | 10,2 | 10,2 | 10,2 | 10,1 | 10,1 | 10,0 | 10,1 | 9,95 | 9,96 | 9.9 |
Латвия | 2,7 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,4 | 2,4 | 2,4 | 2,3 | 2,26 | 2,19 | 2.0 |
Литва | 3,7 | 3,7 | 3,7 | 3,7 | 3,7 | 3,7 | 3,7 | 3,4 | 3,60 | 3,55 | 3.0 |
Македония | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,05 | 2,08 | 2.1 |
Польша | 38,1 | 38,6 | 38,6 | 38,7 | 38,7 | 38,7 | 38,6 | 38,2 | 38,50 | 38,4 | 38.5 |
Румыния | 23,2 | 22,7 | 22,6 | 22,5 | 22,5 | 22,5 | 22,4 | 21,6 | 22,30 | 21,84 | 20.0 |
Словакия | 5,3 | 5,4 | 5,4 | 5,4 | 5,4 | 5,4 | 5,4 | 5,4 | 5,40 | 5,48 | 5.4 |
Словения | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,00 | 2,00 | 2.1 |
Чехия | 10,4 | 10,3 | 10,3 | 10,3 | 10,3 | 10,3 | 10,3 | 10,2 | 10,20 | 10,17 | 10.5 |
Эстония | 1,6 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,3 | 1,30 | 1,27 | 1.3 |
Косово | 2,10 | 1,83 | 1,88 | ||||||||
Сербия | 10,15 | 7,28 | 7,04 | ||||||||
Хорватия | 4,49 | 4,48 | 4.3 | ||||||||
Черногория | 0,73 | 0,66 | 0,66 |
Составлено по: Россия и страны мира. М.: Росстат. 2014.
Россия и страны ЕС. М.: Росстат, 2015.
The World Factbook 2016 г.
Таблица 3
Динамика естественного движения населения в странах
Центральной и Восточной Европы
Страна | Естественное движение на 1000 чел. (в ‰) | ||||||||||||
Число родившихся | Число умерших | Естественный прирост/убыль | |||||||||||
1990 | 2000 | 2007 | 2013 | 1990 | 2000 | 2007 | 2013 | 1990 | 2000 | 2007 | 2013 |