1.Ознакомиться с приборами и оборудованием, необходимым для проведения работы и записать их технические характеристики.
Таблица 1 –Приборы и оборудование
Наименование | Тип | Количество | Технические характеристики | |
Предел | Цена деления | |||
2.Изобразить схему для измерения токов и падений напряжений на двух линейных резисторах, соединенных последовательно и параллельно. Ознакомить с ними преподавателя.
3.Собрать схему (рис 1) и показать её преподавателю для проверки.
4.Измеряя регулятором напряжение от 0 до номинального значения, получить вольт – амперную характеристику. Показания приборов записать в таблицу № 2.
Таблица 2
Первый резистор | Второй резистор | ||||
U(В) | I(А) | Rст(Ом) | U(В) | I(А) | Rст(Ом) |
5.Собрать цепь с последовательным соединением резисторов. Показать её преподавателю для проверки. При двух различных напряжениях на зажимах цепи измерять силу тока и падения напряжения на отдельных резисторах. Результаты записать в таблицу № 3.
Таблица 3
U(В) | Из опыта | Из расчёта | ||||
I(А) | U1(В) | U2(В) | I(А) | U1(В) | U2(В) | |
6.Собрать цепь с параллельным соединением резисторов и показать её преподавателю для проверки.
7.При двух различных значениях напряжения изменить силу тока в ветвях и в неразветвленной части цепи. Результаты записать в таблицу 4.
Таблица 4
U(В) | Из опыта | Из расчёта | ||||
I(А) | I 1(А) | I 2(А) | I(А) | I 1(А) | I 2(А) | |
Обработка результатов данных
1. По результатам таблицы 2 построить в одной системе координат вольт –амперные характеристики нелинейных резисторов.
2. Путем графического сложения построить в той же системе координат
Контрольные вопросы
1. Какова цель лабораторной работы?
2. Что называют «нелинейным элементом»?
3. Что такое ВАХ нелинейного элемента?
Содержание отчёта
1. Наименование, тип, количество и технические характеристики приборов, используемых в работе.
2. Схема опыта
3. Расчёты по результатам опытов.
4. Вольт –амперные характеристики на миллиметровой бумаге.
5. Ответы на контрольные вопросы.
6. Вывод по проделанной работе.
Лабораторная работа №11
Тема: Последовательное соединение активного и реактивного элементов.
Цели:
1. Изучить неразветвленную цепь переменного тока, содержащую активное и реактивное сопротивление;
2. Построить векторные диаграммы и треугольники напряжений, сопротивлений и мощностей.
Краткие сведения.
В цепи содержащей активное сопротивление и ёмкость, вектор активного напряжения совпадает с вектором тока, вектор емкостного напряжения отстает от тока на 900.
Полное напряжение равно геометрической сумме напряжений на отдельных участках.
И опережает вектор тока на угол
Рисунок 1 – Треугольники напряжений, сопротивлений, мощностей
Полное сопротивление цепи:
Содержит активную и реактивную составляющие:
Полная мощность цепи:
Применяя законы Ома, можно записать формулы для расчёта мощностей.
На основе векторной диаграммы можно построить треугольники напряжений, сопротивлений, мощностей (рис. 1). Все эти треугольники подобны, причём в
P=I* Ua Q=I*Uc S=I*U
Противоположность треугольникам напряжений треугольники мощностей и сопротивлений состоят из отрезков, а не из векторов, т.к. сопротивления и мощности – скалярные величины.
Силу тока в цепи можно определить по закону Ома:
Величина угла определяется из прямоугольных треугольников, рассмотренных ранее по формулам:
Где Up,X,Q – реактивные напряжения, сопротивления, мощность. Последние формулы позволяют связать активное и реактивное сопротивления, напряжения и мощности с помощью тригонометрических функций:
Особое значение имеет , который называется коэффициентом мощности и входит в формулу активной мощности: