Учет операций по расчетному счету

Организации имеют право открывать в любом банке расчетные счета для хранения свободных денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. В этом договоре должна быть оговорена обязанность банка принимать и зачислять поступающие на счёт денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счёта, а также проведение других операций со счёта. При этом банк может использовать имеющиеся на счёте денежные средства, но при этом он гарантирует право клиента беспрепятственно распоряжаться денежными средствами. Для открытия расчётного счёта организация обязана предоставить в банк документы, основными из которых являются: 1) заявление на открытие счёта установленного образца; 2) копии учредительных документов, нотариально заверенные; 3) карточка с образцами подписей руководителя, главного бухгалтера и их заместителей вместе с оттиском печати организации; карточка тоже должна быть нотариально заверена, исключение может быть для государственных учреждений и бюджетных организаций (в этом случае карточка заверяется вышестоящей организацией, то есть распорядителем бюджетных ассигнований). Для оформления операций по безналичному расчёту используются следующие виды расчётных документов: 1) платёжное поручение; 2) платёжное требование; 3) инкассовое поручение; 4) объявление на взнос наличными; 5) денежный чек. Платёжное поручение – документ, оформляющий поручение организации своему банку перевести указанную сумму на счёт получателя или произвести депонирование указанной суммы для последующего перечисления средств на счёт получателя. Действительно оно в течение 10 дней и оформляется в 4-х экземплярах. Платёжное требование – это расчётный документ, содержащий требование кредитора должнику произвести уплату денежной суммы через банк в соответствии с основным договором. Расчёты по платёжному требованию осуществляются с предварительным акцептом и без акцепта. Акцептованным считается требование, по которому не заявлен обоснованный отказ от платежа в течение трёх рабочих дней. Отказ от оплаты оформляется заявлением об отказе от акцепта. Безакцептное списание денежных средств имеет место в случаях, установленных законодательством. В платёжном требовании получатель средств проставляет (без акцепта) и даёт ссылку на основание, по которому взыскивается платёж (коммунальные услуги, абонентская плата). Инкассовое поручение. Им оформляется взыскание денежных средств в бесспорном порядке. В нём даётся ссылка на основание взыскания денежных средств в бесспорном порядке (по исполнительным документам и органам, выполняющим конкретную функцию, то есть налоговым и другим). Объявление на взнос наличными. Им оформляется взнос наличными денежных средств на расчётный счёт. Оно используется при сдаче выручки на расчётный счёт, оплате банковских услуг наличными деньгами, формировании уставного капитала, при внесении депонентских сумм и других операциях. Объявление заполняют в одном экземпляре с указанием источника денежных средств. Оно состоит из трёх частей: верхняя остаётся в банке; средняя (квитанция) передаётся кассиру; нижняя (ордер) возвращается кассиру после проведения банком соответствующей операции вместе с банковской выпиской. Денежный чек – документ, на основании которого осуществляется получение денежных средств с расчётного счёта на указанные цели (выдача заработной платы, командировочных, пособий). Подписывается главным бухгалтером и руководителем. Его реквизиты полностью повторяются на корешке, который остаётся в специальной чековой книжке. Все сведения о движении денежных средств на расчётном счёте содержатся в выписке банка, которая представляет собой копию записей по расчётному счёту этой организации. Так как банк является должником организации, то списание или выдача денежных средств на расчётном счёте отражается по дебету, а поступление или взнос денег на расчётный счёт, а также остатки на начало и конец – по кредиту. Для БУ денежных средств в валюте РФ на расчётных счётах используется счёт 51 («расчётные счета»). По дебету отражается поступление денежных средств на расчётный счёт, по кредиту – списание денежных средств с расчётного счёта. Суммы, ошибочно зачисленные, отражаются на счёте 76 («расчёты с разными дебиторами и кредиторами»), субсчёт «расчёты по претензии». Синтетический учёт операций на расчётном счёте осуществляется на основе выписок с расчётного счёта и первичных документов, прилагаемых к ним. Ведётся в ведомостях по поступлению и расходованию денежных средств. Аналитический учёт по счёту 51 организован по каждому расчётному счёту, сумма обязательств по которому должна соответствовать дебетовому и кредитовому оборотам синтетического счёта. Основными бухгалтерскими проводками с использованием счёта 51 являются: 1) поступление денежных средств на расчётный счёт: а) из кассы: Д 51 – К 50; б) от поставщиков в счёт погашения задолженностей: Д 51 – К 60; в) от организаций социального страхования и обеспечения в связи с превышением расходов над отчислениями: Д 51 – К 69; 2) списание или перечисление денежных средств с расчётного счёта: а) на другой расчётный счёт: Д 51 – К 51; б) в кассу: Д 51 – К 50; в) отражается погашение задолженностей перед поставщиками и подрядчиками: Д 60 – К 61; г) погашение задолженностей по расчётам с организациями социального страхования и обеспечения: Д 69 – К 61; д) погашение задолженностей по оплате труда: Д 69 – К 51.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: