Виды историографических исследований

Методологические основы историографии.

Под методами историографического познания понимается совокупность мыслительных приемов или способов изучения прошлого исторической науки. Выделяют следующие методы историографического познания: сравнительно-исторический метод, позволяющий проводить необходимые сравнения различных исторических концепций с целью выявления их общих черт, особенностей, самобытности и степени заимствования; хронологический метод, ориентирующий на анализ движения научной мысли, смену концепций, взглядов и идей в хронологической последовательности, что позволяет вскрыть закономерности накопления и углубления историографических знаний; проблемно-хронологический метод, позволяющий расчленить более или менее широкую тему на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности; метод периодизации, который направлен на выделение отдельных этапов в развитии исторической науки с целью обнаружения ведущих направлений научной мысли, выявления новых элементов в ее структуре; метод ретроспективного (возвратного) анализа, позволяющий изучить процесс движения мысли историков от современности к прошлому с целью выявления элементов старого, сохранившегося в наши дни знания, проверить выводы прежних исторических исследований данными современной науки; метод перспективного анализа, определяющий перспективные направления, темы, проблемы будущих исследований на основе анализа достигнутого современной наукой уровня и при использовании знания закономерностей развития историографии.

 

Виды историографических исследований.

 Состояние исторической базы — важнейший фактор исторической науки. Так как история — наука конкретная: ее выводы, оценки, концепции возможно только на базе строго установленного фактического материала. Установление факта связано с определенным теоретическим мышлением, являющимся характерной чертой научной формы познания. Целью исторического исследования является установление и анализ концепции, т.е. системы взглядов и оценок исторических явлений и процессов. Анализ концепции, которая синтезирует в себе все факторы научного познания, составляет существо историографического исследования. Анализ позволяет оценить место и значение данного направления в общественно-политической жизни. Для полной оценки исторических концепций необходимо располагать знаниями из области источниковедения, чтобы выделить состояние источниковой базы этих концепций. Изучение источниковой базы также является одним из видов обязательного историографического исследования. Знание становится наукой тогда, когда исследованы и критически оценены все известные источники. Следующим видом историографического исследования является выявление условий изучения истории, которые существовали в изучаемое время. Характеризуя эти условия мы обращаем внимание на политику господствующих классов по отношению к исторической науке, которая выражалась в созданной системе исторических учреждений, подготовке кадров историков, их социальном составе, в условиях выявления, сохранения и использования исторических источников, распространения исторических знаний в разных социальных слоях.

4.Научно-методологические критерии определения направлений и школ в историографии. В истории выделяют течения историков по критериям, которые относят их к направлениям и школам: научное направление – широкие группы ученых, которые связаны между собой общими методологическими принципами, методами, а также общей проблематикой своих исследований.научная школа – более узкая группа историков, которая является частью направления, но объединяется не только на основе методологии и проблематики исследования, а и на основе единого корпуса источников, формируемых направлений, концепций (школа Ключевского, Ковальченко и др.).

 

5.Проблемы периодизации исторической науки: основные принципы и подходы. Периодизация истории исторической науки, как и всякая периодизация, условна. Это вытекает не только из особенностей объекта исследования, но и из особенностей мышления. Главным фактором в процессе познания является его методология, поэтому этапы развития науки различают по изменениям метода исследования, по смене мировоззрения, осмысления прошлого. Играет свою роль относительная самостоятельность идеологии и научного мышления. Так как каждый крупный этап в развитии науки связан с развитием определенных классов общества, то названия характерных для этих этапов научных направлений обычно определяют их объективную классовую сущность: феодальная, дворянская, буржуазная и т.п. историография. Вместе с тем в истории науки направления далеко не всегда выступают в чистом виде, они имеют разные модификации. Периодизация истории науки, как и всякого другого исторического процесса имеет также и более дробную. как бы «подпериодизацию», выявляющую движение науки в пределах каждого большого периода («мелкобуржуазная»). Недостаток такой периодизации в том, что она учитывает лишь общественно-формационный подход к изучению развития исторической науки и не всегда совпадает с цивилизационным подходом изучения истории.

          

6.Исторические представления и знания в древнем мире. До появления письменности события прошлого могли отражаться только в устном народном творчестве — фольклоре (мифах). Мифотворчество — важнейшее явление в культурной жизни человечества, которое господствовало в культурной жизни человечества в течение десятков и сотен тысяч лет. Человеческое познание развивалось под влиянием фантастических объяснений многих явлений. Архаическое знание стремилось все объяснить действием сверхъестественных сил, богов и демонов. Мифология выступала как творчество, при котором фантазия принималась за реальность, в которой представления о природе и обществе не расчленялись.Изучение мифов всех народов мира показывает, что на ранних ступенях развития общества взрослые, подобно детям интересовались своим происхождением, происхождением окружающей среды. Мифы давали ответы на все эти вопросы. Славяне. как и другие народы, прошли через свою эпоху мифотворчества. Но после принятия христианства мифы, как и древние языческие верования, преследовались церковью. Но в древней литературе («Слово о полку Игореве») встречаются многие языческие боги, их внуки (Дажьбог, Велес, Стрибог). За архаической мифологией последовал героический эпос — это русские былины и сказания, в которых герои одерживают победу над злыми стихиями и чудовищами. Героический эпос Киевского цикла исполнен любви, готовности защищать народ от иноземных врагов — половцев, татар и др. Летописцы 11в. записали сказания, но уже без божественных черт.

7.Античная историография: становление исторической мысли. Античная историография за тысячелетие своего существования прошла длительный путь развития, приобрела ряд черт, придающих ей своеобразный характер. Для большинства античных историков было характерно понимание истории как «наставницы жизни», и потому от историка требовалось не беспристрастное и объективное исследование, а интерпретация исторических событий в определенных целях, прославление того или иного героического прошлого, пробуждение у читателя благородных и возвышенных стремлений. В соответствии с поставленной задачей большинство историков опускали материал, неблагоприятный для их основной мысли, подбирая без особой проверки факты, даже сомнительные сведения, развивающие их идею.   Особенностью античной историографии был преимущественный интерес к местным историям. Правда, античная историография знает примеры всемирных и региональных историй типа истории греко-персидских войн Геродота, сочинения Эфора, Полибия, однако преобладающим был интерес к локальным историям отдельных полисов или группе полисов. Факты мировой истории группировались вокруг событий конкретного центра.Одной из популярных концепций исторического развития человеческого общества в античной историографии была теория четырех веков, или возрастов: золотого, серебряного, медного и железного. Изложенная впервые Гесиодом, она сохраняла свою популярность в течение всей античности. Позднее она была переработана и развита Лукрецием, который рассматривал процесс исторического развития человеческого общества как противоречивое сочетание прогресса в обществе и материальном производстве с моральным упадком.   Принципиальным положением античной концепции общественного развития бал циклическая теория развития как процесс превращения одних общественных форм в другие, как завершение одного цикла развития и его новое возникновение.Ни один древний мыслитель целиком не отрицал вмешательство богов в исторический процесс. Античная историография отличалась ограниченным кругом источников и индивидуальным характером исторического исследования. Античные историки пользовались зачастую слухами, устными рассказами, неточными переводами местных жрецов, критическая проверка которых часто была затруднена, а иногда и невозможна. Однако в целом за длительный период своего развития античная историческая мысль достигла больших высот, были разработаны некоторые фундаментальные идеи: всемирно-историческая концепция Геродота, критический метод изучения источников Фукидида, идея закономерного развития общества Аристотеля.

8.Основные черты и особенности исторического сознания и исторической мысли эпохи средневековья. Особенностью средневековой идеологии является господство религиозного мировоззрения, которое пронизывало все стороны культуры, литературы, философии и науки. Наука, в том числе и историческая наука, рассматривалась как служанка богословия. Ее основной задачей считалось не исследование подлинного хода исторического процесса, а постановка аргументов для подтверждения Священного писания, сочинений отцов церкви. На основе христианских доктрин была создана историко-философская концепция всемирной истории, которая определила основные особенности средневековой историографии. Бесплановости и стихийному характеру исторического процесса средневековые теоретики противопоставляли ярко выраженный провиденциализм. С их точки зрения история развивается по плану, намеченному богом во всех его деталях. Высшая цель человеческого существования заключается не в активной деятельности, а в пренебрежении земной жизнью ради небесного блаженства. История, с точки зрения средневековых теологов, не стоит на месте; на земле существуют царства, они возникают и рушатся, но их судьба не рассматривалась как развитие, как появление нового качества. В принципе мир не развивается, поскольку в момент творения он создан богом как совершенный. Все события и явления предопределены божественной властью, в истории не может быть никаких законов; в любой момент бог может коренным образом изменить существующий порядок с помощью чуда.Для средневековых историков история человечества начиналась с сотворения богом мира и человека и рассматривалась как процесс постепенного искупления первородного греха. На этом фоне излагались наиболее крупные исторические события, главным образом войны и действия отдельных царей по отношению к религиозным установлениям. Процесс исторического развития был расчленен на 4 великие монархии, которые сменяли друг друга: египетскую, ассиро-вавилонскую, мидо-персидскую и греко-римскую. Особенностью средневековой историографии был интерес к всемирной истории, проходящей стадии всемирных монархий, как единому процессу.

9.Европейская и византийская историография эпохи средневековья.На формирование средневековой историко-философской системы оказали большое влияние произведения Евсения Кесарийского и особенно епископа гиппонского Аврелия Августина, разработавшего основные положения указанной системы, которую средневековые хронисты лишь дополняли. Поскольку история рассматривалась как служанка богословия и ее задача состояла не в том, чтобы исследовать реальную действительность, а поставлять аргументы для подтверждения библейско-христианской схемы, то, естественно, не могло быть и речи об историческом исследовании и исторической критике как таковой. Для подтверждения тех или иных положений средневековый хронист подбирал все факты, включая самые фантастические, а противоположные факты просто отбрасывал. Сильнейшее влияние на технику исторического исследования оказывала Библия с ее неопределенным повествованием и морализированием. Интерес к точной констатации фактов был минимальным, о проверке фактического материала особенно не заботились. В Византии традиции античной культуры и историографии были значительно сильнее, чем в Западной Европе, и византийская историческая мысль имеет ряд сходных черт с античной историографией, что обусловило в целом более высокий уровень исторической мысли в византийском обществе. Византийские писатели интересовались произведениями античных, особенно греческих, писателей, составляли сборники античных авторов (знаменитая библиотека патриарха Фотия – 9в. – содержащая описание 280 сочинений античных авторов с подробными выдержками из подлинников).

 

10.Развитие исторических знаний у восточных славян (11-17в.в.). Основным типом древнерусских исторических произведе­ний вплоть до середины XVI в. были летописи. Наряду с ними имели хождение и переводные исторические сочинения визан­тийского происхождения — хронографы, которые не только были источником сведений для летописцев, но и послужили примером для собственных русских хронографов, ставших наи­более популярными в XVII в. Помимо летописей и хронографов, были жития святых, повествования о князьях, сказания о битвах. Летописание велось в русских землях с XI по XVIII в. и пред­ставляло собой погодные записи об отдельных событиях. Начиная с первой русской летописи, полу­чившей название «Повесть временных лет» (начало XII в.), в прак­тику историописания вошло предварять повествование о реаль­ных событиях кратким изложением библейской истории. Характеристика «Русской земли» и «народа русско­го» как избранных была сформулирована уже в первых ориги­нальных памятниках домонгольского периода (вторая половина XI — начало XII в.) — «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона, житиях Бориса и Глеба, «Повести временных лет».В истории летописания можно выделить несколько периодов. Первый из них — период киевского летописания — был связан с составлением первой летописи в Киеве в конце XI в., переработанной в начале XII в. в первое устойчивое летописное сочинение — «Повесть временных лет», которым начинается большинство дошедших до нас сводов. Второй период начи­нается во второй половине XII в., когда происходит становление местного летописания, связанного с отдельными городами и зем­лями Киевской Руси. Составлявшиеся тогда летописи отлича­лись повышенным интересом к событиям и персонажам местно­го значения, чем определяется специфика, полнота и достовер­ность содержащейся в них информации. Вместе с тем они сохраняли характер общерусского летописания. Третий период отмечен усилением великокняжеской власти в Москве и началом формирования московского политического и государст­венного мира, что привело к превращению московского летопи­сания в официальное повествование о русской истории. Москва и ее правители изображались прямыми преемниками киевских князей, а созданное ими государство — органическим продол­жением древней Киевской Руси. Важнейшими памятниками официальной истории Московского царства являются создан­ные при Иване Грозном многотомный летописный «Лицевой свод» и «Степенная книга» — династическая история москов­ских правителей, возводимая к первым киевским князьям. «Лицевой свод», созданный в 1568— 1576 гг. по повелению Ивана Грозного. Он представлял собой грандиозную компиляцию, содержавшую рассказ о всеобщей истории от Сотворения мира до XV в. и изложение истории рус­ской от ее начала до времени правления Ивана Грозного.

11.Историческая мысль эпохи Возрождения. В 14-15в.в. зародилась и расцвела культура Возрождения и ее идейная основа – гуманистическое мировоззрение, отразившее тенденции раннебуржуазного развития, связанные с ними социальные, социально-психологические сдвиги.Развернувшиеся с конца 15в. великие географические открытия, доказательство шарообразности Земли, первые достижения астрономии привели к перевороту в представлениях о пространстве и месте в нем человека. Один из важнейших факторов развития науки и культуры – изобретение в сер. 15в. книгопечатания. Гуманисты пересмотрели схоластическую картину мира и схоластические методы познания природы и человека. Гуманисты отстаивали мысль о громадных творческих возможностях человека и его высоком предназначении в этом мире. Земную жизнь человека, его борьбу за достижение прижизненного блага они считали величайшей самостоятельной ценностью. По сути, они отходили от теологического теоцентристского видения мира, заменяя его представлением антропоцентристским.История выступала в их сочинениях как результат не божественного промысла, а деятельности людей, которая может быть рационально объяснена и осмыслена.Основной интерес гуманистов вызывала политическая история. Политика была ими осознана как особая и крайне важная сфера человеческой деятельности, требующая специального изучения. Исторические сочинения гуманистов – это прежде всего история политических и военных событий. Историческому сознанию гуманистов было чуждо представление о линейном движении времени в земной человеческой истории; не была еще выработана и идея прогресса. Преобладала точка зрения круговорота, циклического движения истории. Труды гуманистов были первичной, зачаточной формой научного знания об истории. Интересы историков-гуманистов преимущественно не выходили за рамки событий политической и военной истории, деяний отдельных личностей.

 

12.Процесс превращения исторических знаний в науку: сущность, содержание, периодизация. Во второй половине 16-17в.в. энергичные усилия по восстановлению своего пошатнувшегося духовного господства предприняла католическая церковь. Стремление укрепить теологические воззрения нашло отражение и в области историографии. В 17 и 18в.в. монахи некоторых орденов развернули большую работу по розыску и публикации исторических документов. Ими было введено в научный оборот много новых источников, они значительно продвинули вперед вспомогательные исторические дисциплины – палеографию, хронологию, дипломатику, сфрагистику. Торжество историзма в общественной мысли в первой половине 19в. вело к возрастанию общественной роли и влияния исторической науки, которая стала «наукой века». С этим был связан и процесс постепенной профессионализации труда историков, отделения историографии как особой отрасли научного знания от «изящной словесности». В этот период повсюду в Европе и США создавались исторические общества, журналы, музеи, совершенствовалось хранение архивных документов. В ряде стран были предприняты фундаментальные публикации исторических источников. Публикация источников, предпринятая в пер. пол. 19в. во многих странах Европы и США была как бы «второй волной» издательской деятельности после трудов эрудитов 17-18в.в., вызванной к жизни новыми историческими условиями и общественными потребностями.

 

13.Европейская историография в 17в.: основные тенденции развития. В 17в. в идейно-культурной жизни Европы обозначился важный этап, обусловленный новой ступенью в процессе становления буржуазных отношений. Следствием этого стало такое капитальное явление в истории духовной культуры, как научная и мировоззренческая революция 17в. Следует отметить два важных итога этого беспримерного интеллектуального взлета. Во-первых, благодаря выдающимся открытиям Галилея, Кеплера, Декарта, Ньютона и других ученых была создана и всесторонне разработана новая естественнонаучная картина мироздания. Во-вторых, результатом научной революции 17в. было коренное обновление метода научного познания. Уже в первой половине 17в. выступили такие глашатаи новых принципов и методов научного познания, как Ф.Бэкон, Р.Декарт. Особое значение придавалось количественным характеристикам, к которым сводились и характеристики качественные, - в этом отражалось механистическое мировоззрение, сложившееся в условиях громадных успехов механики и математики.В мировоззренческом плане результатом научной революции явилось окончательное отграничение области веры от области науки. Успехи в развитии естественных наук – математики, физики, астрономии, анатомии и физиологии, в особенности механики, - оказывали огромное воздействие на изучение общества. Передовые мыслители 17в. хотели применить к изучению общества те же принципы, на которых основывались науки о природе, создать такое научное мышление, которое охватило бы в равной мере явления и физического и общественного порядка, выработать научный метод, единый для познания природы и общества. Но они относились скептически к историографии своего времени. Р.Декарт вообще отрицал возможность достоверного знания в истории. Такое отношение к написанию истории в основном было связано с тем положением, в котором она оказалась в условиях научной революции 17в. Созданная в ходе ее новая наука обосновывала ценность аналитического мышления, опытный характер научного познания, необходимость математического выражения и экспериментальной проверки результатов. Между тем историография оставалась по своему типу в основном повествовательной, лишенной научно-аналитического начала. По целям, которые перед нею ставились, историография была морализирующей и поучающей и оказывалась, по существу, чуждой тому новому способу научного мышления, который возобладал в течение 17в. в естественных науках и обществоведении.

 

14.Просветительская историография 18в. в европейских странах и в Северной Америке (общая характеристика). В течение 18в. в передовых странах Европы, а также Северной Америке, развитие капиталистических отношений ускорилось. В середине и второй половине столетия в странах Европы обострились социальные противоречия, нарастало широкое общественное недовольство феодально-абсолютистским «старым порядком». В этих условиях в 18в. широко развернулось идейно-культурное движение, вошедшее в историю под названием Просвещения, общественное внимание было сосредоточено особенно на вопросах социально-политического характера. Лидирующую роль в разработке проблем обществоведения играла философия, на новые рубежи вышли наука о государстве и праве, политическая экономия. Век Просвещения явился этапов и в развитии исторической мысли и историографии.Воззрения просветителей на общество восходили к теоретическому наследию передовых мыслителей 17в. Продолжая заложенную ими традицию, просветители стремились разработать единый научный метод познания природы и общества, включить явления общественной жизни в единую цепь изучаемых наукой закономерностей. Теории «естественного права» и «общественного договора» являлись важнейшими компонентами историко-социологических построений просветителей. Однако во взглядах на общество они (Дидро, Гольбах, Гельвеций) сделали существенный шаг вперед. Естественнонаучной основой их философских воззрений наряду с механикой, физикой, математикой становятся медицина, физиология и биология.   Просветители, в отличие от творцов научной революции 17в., живо интересовались историей и специально занимались ею. Почти все крупные мыслители Просвещения были не только философами, социологами, но и, в той или иной мере, историками. Просветителями были созданы опыты универсальной всемирной истории, поставлены проблемы преемственности и взаимодействия культур Запада и Востока. Они разрабатывали национальную историю европейских государств, обращались к истории Азии и Америки, изучали античность и средние века, приступили к исследованию нового времени, т.е. 17-18в.в.Средствами истории просветители хотели доказать неразумность феодального средневекового порядка, ложность церковной идеологии, в истории они искали школу политического опыта. Они хотели создать научную, «философскую» историю в противовес чисто описательной. К изучению исторического прошлого просветители применили выработанные наукой 17-18в.в. новые теоретические принципы, привнесли и историографию аналитические методы рационализма.   Просветительская историография довела до конца начатое гуманистами преодоление теологической интерпретации истории. Общественные явления и события она объясняла естественными стремлениями и «интересами» людей, их страстями, мнениями, предрассудками и ошибками. Просветители предложили новое понимание самого предмета исторической науки. История для них - не только арена деятельности королей и героев, а прежде всего история цивилизации и человечества. Поэтому они вовлекли в сферу ее изучения историю культуры в широком смысле, историю нравов, народонаселения и т.д. Для многих просветителей характерен интерес к истории промышленности, торговли, технических усовершенствований. Воззрениям большинства просветителей был присущ исторический оптимизм, убеждение в возможности бесконечного совершенствования человеческого рода.

15.Французская историография эпохи Прсвещения Появление различных методов исторического исследования обогащало развитие просветительской историографии, давало в руки историков различные виды исследовательской методики. Наиболее выдающимися представителями исторической мысли во Франции были Ш. Монтескье и Вольтер.Шарлю Монтескье принадлежат небольшой трактат «Рассуждение о причинах величия и упадка римлян» (1734) и его главное исследование «Дух законов» (1748). В своих социологических построениях Монтескье опирается на хорошее знание сочинений Платона, Ксенофонта, Аристотеля, Полибия, Плутарха, Тита Ливия, Тацита, Цицерона. Основной трактат Монтескье написан в значительной степени в подражание «Политике» Аристотеля. Однако для нас представляет интерес более ранний трактат, поскольку Монтескье выступает в нем как историк-исследователь. Используя обширную источниковую базу, Монтескье развивает собственную оригинальную концепцию движения римской истории, решающее влияние на которую, по его мнению, оказало своеобразное природное окружение.   Франсуа Вольтер (1694 — 1778) не оставил специального труда по истории античности, тем не менее он был великолепным знатоком античной культуры и истории, прекрасно знал произведения древних авторов. Исторические работы Вольтера способствовали расширению проблематики исторического исследования. Вольтер придерживался весьма критического отношения к источникам. Он отвергает все мифы и легенды, неправдоподобные рассказы у Геродота и Тита Ливия, скептически относится к данным Светония и Тацита как произведениям публицистического характера. С точки зрения Вольтера в судьбах римской цивилизации отрицательную роль сыграла христианская церковь. Перу Вольтера принадлежат исследования о возникновении христианской литературы, в частности канонических Евангелий.

16.Английское Просвещение и развитие исторической мысли Одним из самых выдающихся историков XVIII в. был английский ученый Эдуард Гиббон (1737 — 1794). Человек передовых взглядов. Гиббон довольно скептически относился к религии. Славу Гиббону создал его 7-томный труд «История упадка и разрушения Римской империи». Труд Гиббона отражал в конкретном историческом исследовании влияние просветительских социологических идей, особенно Вольтера. Особенностью труда Гиббона является использование всех доступных источников, широкое привлечение многочисленных антикварных исследований.   Заметным явлением в английской историографии античности была публикация 2-томной монографии Адама Диксона «О древнем земледелии» (1764 — 1772). Знаток сельского хозяйства Шотландии и ряда европейских стран, Диксон обратился к изучению римских агрономических писателей. Скрупулезное исследование их сведений позволило ему создать выдающееся произведение, первое монографическое исследование в области сельского хозяйства древних в Западной Европе. Самым обстоятельным образом изучены многие технические стороны римского земледелия, сведения о рабочей силе, подчеркивается значение аграрного законодательства в истории Рима.

17.Немецкая историческая наука эпохи Просвещения Выдающимися представителями немецкого Просвещения, сыгравшими большую роль в развитии немецкой историографии античности, были И. Винкельман, Г.Лессинг и Г. Гердер.Делом всей жизни И. Винкельмана (1717 — 1768) стала разработка капитального труда по истории и философии античного искусства. B 1754 г. он опубликовал работу «Мысли подражании, греческим произведениям в живописи и скульптуре», в которой выдвинул положение об абсолютном художественном вкусе греков и о прямом подражании им как необходимом условии всякого художественного творчества. В 1764 г. вышел его главный труд «История искусства древности», принесший европейскую славу его автору. Здесь Винкельман реализует основные положения своего раннего труда на огромном фактическом материале. Анализируя произведения египетского, этрусского и римского искусства, он выдвигает на первое место по своему художественному совершенству именно греческое искусство.   Один из крупнейших деятелей немецкого Просвещения Готгольд Допинг (1729 — 1781) на примерах античной культуры и эстетики разрабатывал актуальные проблемы развития немецкой литературы и искусства. В одном из своих главных произведений «Лаокоон, или о границах поэзии и живописи» (1765) он дает глубокую интерпретацию основ античной культуры и эстетики, полемизируя с главными выводами Винкельмана. Его идеал не стоически спокойная личность, а активно действующий человек, воплощающий в себе героическое начало, борющийся за свободу. Другой заслугой Лессинга явилось исследование некоторых проблем раннего христианства и раннехристианской литературы, в частности Евангелий. С его точки зрения, Евангелия — не первые христианские произведения, а результат длительной литературной обработки. Они возникли из устных рассказов об Иисусе, были записаны сначала в кратком виде на древнееврейском языке и лишь, потом были развернуты в несколько сочинений на греческом языке.   Готфрид Гердер (1744 — 1803) как бы подытожил достижения в области изучения античного искусства и культуры, предложив оригинальную концепцию всемирной философии, в том числе и античной истории. В его труде «Идеи философии по истории человечества», изданном в 1784 — 1791 гг.. дана самая глубокая для XVIII в. разработка принципа историзма, всеобщего прогресса природы и человечества. В его общей концепции развития человечества занимает заметное место характеристика античного общества. Он прослеживает связь греческой культуры и искусства с культурой восточных народов, чего не хотел видеть Винкельман. Гердер дает периодизацию древнегреческой и древнеримской истории от их истоков через расцвет к разложению.

18.Историография эпохи романтизма: общая характеристика. С началом века в европейской культуре постепенно утверждалось новое, широкое и противоречивое по содержанию идейное и художественное течение – романтизм. В этом культурном потоке сформировалось и романтическое направление в историографии, занимавшее преобладающие позиции до сер. 19в.Главной позитивной чертой романтической историографии были историзм и тесно с ним связанное представление об «органическом», т.е. не зависимом от сознательной воли отдельных людей, развитии исторического процесса. Для романтизма характерен особенно пристальный интерес именно к истории средневековья, а для многих ее представителей – и его идеализация.Характерной чертой романтической историографии было представление о том, что «органическое» развитие исторического процесса раскрывается не в глобальном развитии всего человечества, а в конкретной истории отдельных народов и стран. Романтическая историография стремилась выявить особенные, самобытные черты каждой национальной истории. Стремясь преодолеть абстрактно-рационалистический подход к истории, романтическая историография придавала большое значение отображению своеобразных черт каждой исторической эпохи в ее национальной и географической определенности. Историки-романтики хотели воссоздать неповторимые особенности духовного склада людей прошлого, их быта, одежды и т.д. Новые черты, внесенные романтизмом в историографию, по-разному отражались в творчестве историков различных стран и направлений. В сложной и противоречивой картине историографии того времени в Европе и США можно выделить некоторые общие направления, отличные по характерным для них общественным и научно-познавательным тенденциям в осмыслении исторического прошлого.

19.Французская историческая наука эпохи романтизма. В первые десятилетия 19в. общественный интерес к истории, ослабевший во время революции, значительно возрос. История заняла свое место в новой государственной системе среднего и высшего образования, организованной согласно законам 1806-1808г.г. Ее преподавание было введено в лицеях; в составе «словесных факультетов», созданных в рамках новой университетской системы, были предусмотрены кафедры истории. Перелом в состоянии исторической науки произошел в период Реставрации – именно в это время история становится во Франции «наукой века». История стала главным полем идейно-политического противостояния дворянской реакции и либеральной буржуазии, а в качестве центральной проблемы был выдвинут вопрос об отношении к Французской революции и ее наследию. Большинство видных французских историков первой половины 19в. были непосредственно вовлечены в политическую, а отчасти в государственную деятельность. Наиболее последовательно подобные взгляды нашли отражение в сочинениях идеологов ультрароялизма Ж. де Местра и Л. де Бональда.

20-е годы 19в. отмечены во Франции значительным оживлением общественно-политической борьбы, на арену общественной и научной деятельности вышло новое поколение историков романтического направления, сформировалась знаменитая либеральная историческая школа периода Реставрации, представленная О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. Минье. В целом для либеральной школы был характерен историзм научного мышления, представление об органическом развитии общества. Центральной проблемой, волновавшей историков этой школы, была Французская революция и шире – проблема буржуазной революции как таковой. Июльская революция 1830г. покончила с режимом Реставрации. В стране установилась буржуазная Июльская монархия. В годы Июльской монархии широкую известность приобрели воззрения крупного политического писателя и историка Алексиса де Токвиля. Подъем левореспубликанского движения во время Июльской монархии привел к оформлению влиятельного демократического направления во французской историографии. Как и либеральную школу периода Реставрации, историков-демократов интересовала прежде всего Великая французская революция. Но они подходили к ней под иным углом зрения. В истории революции их привлекало не победоносное восхождение буржуазии, а народное движение, не либеральные принципы и учреждения конституционной монархии, а исторический опыт и традиции первой французской республики. Крупнейшим историком этого направления был Жюль Мишле.

 

20.Немецкая историческая мысль эпохи романтизма. На рубеже 18-19в.в. в немецкой исторической науке все шире начинает распространяться романтизм, формирование которого связано с деятельностью йенского кружка, куда входили писатели Фридрих и Август Шлегели, драматург Людвиг Тик, писатель Фридрих Гарденберг, берлинский теолог и философ Фридрих Шлейермахер. Ранний немецкий романтизм был литературно-эстетическим течением. В историографии романтизм выступал в двух вариантах – реакционном и либеральном. Реакционный романтизм - Отрицая все созданное мыслью Просвещения, немецкие романтики подчеркивали индивидуальный характер исторического явления. Не принимая буржуазных отношений, они повернули к прошлому как воплощению идеальной сущности всего человеческого, к царству не разума и рационального расчета, а чувства, фантазии, мистики. Если отдельные мыслители требовали именно такой реставрации прежних режимов (Карл Людвиг Галлер), то это были самые крайние высказывания – многие идеологи романтизма подвергали подобные взгляды резкой критике.Романтическая историография в Германии при всей своей политической противоречивости разработала некоторые научно плодотворные методологические принципы изучения прошлого. Именно немецкие романтики внесли заметный позитивный вклад в формирование принципа историзма, они рассматривали каждый этап в истории как определенное необходимое звено в цепи общего развития, являющегося плавным органическим процессом, который нельзя нарушать даже реформами, не говоря уже о революциях. Достижением романтизма было осознание национальной целостности и народности культуры, что было особенно трудно именно в Германии с ее раздробленностью, разобщением очагов культуры и прямым противостоянием католических и протестантских регионов. Либеральный романтизм. В пер. пол. 19в. передовая историческая наука в Германии развивалась в тесной связи с прогрессивным буржуазным движением, идеологи которого рассматривали познание истории как политическую необходимость. Они ставили перед исторической наукой задачу активного содействия решению жгучих политических проблем своего времени. Видными представителями либерально-романтической историографии являлись йенский профессор Г. Луден, историк из Фрейбурга К. фон Роттек, боннский ученый Ф.К. Дальман.Исторические взгляды Лудена исходили из признания прогресса и закономерности исторического развития, лежащих в основе нравственного совершенствования человека. Он полагал, что каждый народ обладает естественной прирожденной силой, которая и определяет своеобразие его исторического пути. Луден считал, что объективность историка заключается не в дословном воспроизведении источников. Он требовал выяснения мотивов, которыми руководствовались составители древних хроник, и не простого описания отдельных событий, а исследования тех отношений и тех причин, которые привели к изучаемому явлению. Сам он искал причины значительных исторических событий прежде всего в политических, религиозных и нравственных факторах, почти не упоминая о материальном производстве в обществе и его социальных противоречиях.Карл фон Роттек рассматривал историю как постоянный процесс продвижения к справедливому правовому обществу. Государство, по его мнению, должно основываться на общественном договоре между народом как источником суверенитета и правителями, которые являются народными представителями. Роттек выступал против революционной борьбы и как истинный либерал настаивал на применении исключительно законных средств для установления «разумной системы» в государстве.

21.Специфика историографии эпохи романтизма у славянских народов.Вт. пол. 18 — нач. 19в.в. время складывания эпохи романтизма. Это «героический век военных споров, свидетель славы россиян». Великолепные победы русского оружия создавали ореол силы и славы крепостнической России. Редкие умы поднимались тогда до понимания свержения самого этого строя для достижения идеалов века Просвещения. В этой духовной атмосфере русского общества развивалась историческая наука. Историческая тема глубоко проникла в литературу и искусство, а исследования ученых историков носили торжественно-риторический стиль изъяснения. Началась массовая публикация исторических источников, появился первый научно-литературный журнал на русском языке - «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащих», одним из редакторов журнала был историк Миллер. Из среды образованного дворянства выдвинулись такие крупные историки, как Щербатов, Болтин. История этого времени перестает быть монополией дворянства, возник интерес к истории торговли, промышленности, отдельных городов. Характерно, что интерес к этим сторонам истории славянских народов возник в среде купечества. Купец Крестинин — автор книг об истории Холмогор и Архангельска. Местной историей занимался выходец из купцов Рычков и др.

 

22.Романтизма и историография России и Украины. Одним из историков, пользовавшихся популярностью среди либерально настроенной интеллигенции был Костомаров. Его интерес — история народного творчества и быта, прежде всего украинского. Костомаров доказывал, что история России — это борьба вечевого и единодержавного начал. В основе исторических судеб народов, по Костомарову, лежит их «народный дух»: дисциплинирован, он крепостной и любит своего барина; украинец вольнолюбив, привык к самоуправлению (казачество), зато государство крепкое создать не может. Это уже зачатки буржуазно-националистической концепции о якобы «бесклассовом» развитии украинской нации. Костомаров одним из первых уделил внимание народным движениям, проявлениям «народничества» в истории. В работах «Смутное время» и «Бунт Стеньки Разина» - использован фактический материал. Однако общая оценка народных движений у Костомарова выглядит отрицательно. Сочинения его по истории Украины носят черты внутренней противоречивости в оценке роли казачества, которое выразитель народных чаяний, и разрушительная сила, неспособная организовать собственную государственность. Трудам Костомарова присуща художественно-литературная форма, отказ от строгого следования фактам публицистичности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: