Английская историография в пер. пол. 19в

Социально-экономическое развитие Англии пер. пол. 19в. происходило под воздействием промышленной революции, которая преобразила всю экономическую структуру Англии и превратила ее в одну из самых могущественных стран мира. В ходе промышленной революции и в результате ее изменилось соотношение сил в лагере имущих классов. Острая борьба на политической арене находила отражение в английской исторической науке. Различный подход к оценке исторического процесса наиболее отчетливо прослеживался в вопросах о реформе и революции. Для партии тори характерным был полный отказ от всяких реформ: в любой, даже самой скромной реформе они усматривали покушение на существующий порядок, уступку зловредному духу перемен, а с ним и духу революции (Арчибальд Алисон). Иные позиции занимали историки вигского направления: в истории прошлого они искали аргументы в пользу умеренных реформ. Они признавали и даже порою подчеркивали недостатки существующих порядков, но не хотели решительных и крутых перемен и как огня боялись революции. Поэтому во всех свих выступлениях виги неустанно призывали к умеренности и постепенности в деле реформ (Джон Рассел). Несколько обособленное направление представляли историки буржуазно-радикального лагеря. Подобно вигам, они стояли за умеренные реформы, однако не разделяли страхов перед революцией и, считая ее опасность нереальной, требовали более решительных действий. Они с особой охотой распространялись об особой роли буржуазии, видя в ней наиболее важную и полезную часть общества (У. Маккиннон, Д. Грот). Наряду с этими школами в те десятилетия существовал мелкобуржуазный радикализм, в первой трети 19в. его представляли такие крупные фигуры, как У. Коббет, и Т. Карлейль. Одновременно в английской историографии зарождалась и пролетарская струя. Исторические взгляды нового революционного класса находили выражение в сочинениях Р. Оуэна и еще более определенно – в исторических трудах чартистов (Д. Б. О’Брайен). 

 

24.Становление исторической науки в США. «Ранняя школа».В течение XIX столетия США прошли путь от аграрных задворок Запада до одной из крупнейших индустриально развитых стран мира, которая быстро становилась лидером западного мира. Один из основателей школы консенсуса – влиятельного направления в американской исторической науке середины XX столетия – Р. Хофстедтер писал, что, несмотря на многочисленные политические кризисы и острую идейную борьбу в США всегда существовал идеологический консенсус относительно базовых ценностей американской демократии. Авторы проводили аналогию между своим переселением в Америку и исходом евреев из Египта. В конце XVIII – начале XIX вв. американская историография в отличие от европейской еще только начинала свое развитие. История не вполне отделилась от литературы. В стране не было хранилищ государственных документов, и официальные лица держали корреспонденцию у себя дома. В конце XVIII века стали создаваться местные исторические общества, старейшим из которых было Массачусетское историческое общество, основанное в 1791 году Дж. Белкнапом. К 1860 году в США существовало уже 111 исторических обществ, которые издавали свои записки. В 1800 году была создана Библиотека Конгресса.Господствующее положение в общественной мысли США в первой половине XIX века занимал романтизм. В американской историографии романтизм с самого начала получил либеральную окраску.   В 20 – 30-х годах XIX столетия в исторической науке США формируется так называемая «ранняя школа», ведущим представителем которой был Джордж Бэнкрофт (1800 – 1891). В его главном труде «История Соединенных Штатов» (10 т. 1834 – 1874) значительное место уделено описанию событий Войны за независимость. Бэнкрофт испытал сильное влияние немецких романтиков, особенно Л. Ранке. Бэнкрофт в своем труде отстаивал тезис об американской исключительности, об избранности американского народа, который был направлен Богом по более совершенному пути, чем другие народы.В 1849 – 1859 годах лидер аболиционистской историографии и публицистики Ричард Хилдрет (1807 – 1865) опубликовал шеститомную «Историю Соединенных Штатов Америки», в которой он даёт несколько иную трактовку первой американской революции, нежели Бэнкрофт. Хилдрет выступил против теории Бэнкрофта о создании США как воплощении божественного проведения. Хилдрет стремился показать историю войны за независимость без идеализации и прикрас.Самой острой проблемой американской политической жизни середины XIX века была проблема рабства. В американском общественном сознании первой половины XIX столетия сформировалось два подхода к интерпретации и решению проблемы рабства. Демократическое, решительно осуждавшее рабство и требующие его немедленной отмены и реакционное, представленное выходцами с Юга, которые стремились всеми способами защитить плантационное рабство.Лидером демократического аболиционистского направления был Хилдрет. В своих работах он обличал рабство, видя в нём главный тормоз для развития демократических традиций США. В 1836 году он опубликовал художественную повесть «Раб, или записки Арчи Мура» (другое название «Белый раб») о бунтарских настроениях негров. В ответ на публикацию книги А. Токвиля «О демократии в Америке» (1840) Хилдрет опубликовал памфлет «Деспотизм в Америке», где он писал о несовместимости южной олигархии, рабства и деспотизма с демократией. В своей «Истории США», охватывающей период от открытия Америки до 1820 г., он много писал о рабстве и считал, что рабовладение несовместимо с принципами Декларации независимости, провозгласившей равенство людей.Лидером реакционного крыла считается виргинский плантатор Джордж Фитцхью (1806 – 1881) автор книг «Социология для Юга, или Банкротство свободного общества» (1854), «Все людоеды, или рабы без хозяев» (1857), в которых он пытался экономически обосновать рабство. Соответственно различалась и оценка причин гражданской войны. Представители реакционной южной историографии видели её причины в конституционном споре с Севером (сецессия), а историки – аболиционисты полагали, что основная причина гражданской войны заключалась в борьбе против рабства.

25.Позитивизм в историографии вт. пол. 19в.: общая характеристика. Во вт. пол. 19в. в историографию таких стран, как Англия, Франция, США, Италия, Россия широко проникают идеи позитивизма. Основы позитивистской философии были положены еще в 30-40-е годы О. Гонтом. Но именно в рассматриваемый период позитивизм, получающий дальнейшее развитие в трудах Г. Спенсера, становится наиболее влиятельным течением буржуазной философской мысли.Позитивистская философия возникла и развивалась на фоне бурного прогресса естественных наук и испытала на себе его воздействие. Одной из основополагающих ее идей стала возведенная в универсальный принцип идея эволюции, которой положило путь открытие эволюционных процессов в природе Ч. Лайелем (постепенность изменений земной коры) и Ч. Дарвином (эволюция биологических видов как результат естественного отбора). Позитивизм являл собой попытку противопоставить выстроенным умозрительно философским концепциям такое понимание мира, которое основывалось бы на положительных (позитивных) научных данных и охватывало бы как природу, так и общество. Именно в русле позитивизма возникла новая специальная отрасль общественного познания – социология. Стремясь, в соответствии со своим пониманием «естественных законов», выявить в историческом развитии то, что долговременно, устойчиво, постоянно, позитивистская социология совершенно не интересовалась единичным, конкретным, особенно в истории. Все это она оставляла на долю исторической науки, роль которой сводила к накоплению эмпирического материала, собиранию фактов. Хотя в позитивизме была заложена тенденция к противопоставлению истории и социологии и к понижению роли исторической науки кА таковой, его философские и социологические идеи оказали во вт. пол. 19в. сильное воздействие на развитие исторической науки. Но оно было неоднозначным по результатам.Позитивизм расшатывал ранее устоявшиеся в сфере понимания истории умозрительные концепции, подрывал позиции провиденциализма и других откровенно идеалистических истолкований исторического процесса, стимулировал поиски новых источников, их публикацию, разработку методики их анализа, способствовал развитию вспомогательных исторических дисциплин. В определенном смысле позитивизм помогал утвердиться представлению об объективной закономерности, присущей историческому развитию, и о прогрессивном, поступательном движении истории. Но при этом позитивистское понимание общественного развития было ограниченным, чисто эволюционистским, исключало возможность качественных революционных скачков. Поэтому позитивистская историография чем дальше, тем больше уходила от широких, имевших кардинальное значение проблем и направляла свои усилия лишь на поиск и детальное описание фактов. Т.о., влияние позитивизма на историографию вт. пол. 19в. шло в разных направлениях – и положительном, и отрицательном. Предпосылки к тому коренились в самом существе его теоретических принципов. Но позитивизм еще и по-разному вписывался в культурно-исторический фон отдельных стран, выполняя неодинаковую роль в их духовной жизни вообще и национальной историографии в частности. В Италии и других странах с сильным влиянием католической церкви в позитивизме нашли опору антиклерикальные тенденции.

26.Позитивистское направление во французской историографии вт. пол. 19в. В 50-х и особенно в 60-х годах началось проникновение во французскую историографию позитивистских идей. Основателем позитивизма и создателем позитивистской социологии был французский философ Огюст Конт. Основная мысль Конта состояла в том, что на смену спекулятивному, умозрительному подходу к объяснению общественной жизни необходимо создать «позитивную» науку обо обществе как едином социальном организме, основанную, подобно наукам естественным, на точных наблюдениях и фактах. Общему взгляду Конта на историю присущ дуализм. В 70-90-е годы 19в. совершалась методологическая перестройка историографии на основе позитивизма. Историк должен строго ограничивать себя областью документов и фактов, отвлекаясь от политических и философских теорий. В целом к концу 19в. в изучении истории нового времени во Франции произошли заметные сдвиги. На эту область истории распространились методы строгой критической обработки документов. Обращение к архивным документам стало непременным условием всякого серьезного труда. Была создана упорядоченная система преподавания истории как университетской дисциплины. Стремление к точному установлению и описанию событий и критическому анализу документов, убеждение в объективной детерминированности исторического процесса и возможности реального объективного познания истории являлись сильными сторонами позитивистской историографии. Однако результаты, достигнутые французской позитивистской историографией к концу 19в., в ряде отношений уступали тому, что было сделано в других странах. В то время как в Англии, Германии, России, отчасти США развивалась разработка экономической и социальной истории, интересы французских историков нового времени все еще были сосредоточены в основном на политической и военно-дипломатической истории. Они уделяли мало внимания социально-экономической истории, истории народных масс и социальных движений. Сам «научный метод», за применение которого ратовали французские историки-позитивисты, сводился для них преимущественно к методике изучения документов и точного установления фактов. Они заявляли о принципиальном отказе от всякой философии истории. Это способствовало распространению эмпиризма, отказу от синтетических обобщений. Исторический процесс трактовался как только эволюционный. ередко крупные сдвиги и потрясения в истории объяснялись случайным стечением обстоятельств.

 

27.Позитивизм в английской историографии вт. пол. 19в. Практически все английские историки вт. пол. 19в. в той или иной мере ощущали влияние позитивизма. Назревшая проблема превращения исторического знания в научную дисциплину создавала объективную потребность в более четком определении объекта и метода исторического исследования, совершенствовании техники работы над источниками. Однако призывы позитивистов к превращению истории в науку на практике воплощались медленно. Большое влияние на английскую историческую мысль оказал Генри Томас Бокль, автор работы «История цивилизации в Англии». Бокль полагал, что исследование прошлого человечества возможно средствами, разработанными науками о природе. Одним из наиболее эффективных средств в арсенале естествознания он считал эксперимент, а его эквивалент в изучении истории видел в выработке эталона, прилагаемого затем к истории различных стран. Как позитивист Бокль также исходил из убеждения, что общество в своем развитии подчиняется определенным законам, и надеялся, открыв их, сделать историю точной наукой. Он считал важнейшим законом общественного развития прогресс, отождествляемый им с накоплением знаний. Бокль пытался применить к изучению человеческого общества и метод статистики. Он обратил внимание на то, что события в индивидуальной жизни отдельного человека не только результат его эмоций, страстей, желаний, но могут рассматриваться и как проявление действия определенных закономерностей в обществе: число ежегодны рождений, смертей, преступлений и т.д. Последователем и продолжателем методов Бокля был Уильям Леки. В работе «История рационализма в Европе» Леки доказывал, что с распространением просвещения и знаний и одновременно с уменьшением влияния церкви моральный уровень людей отнюдь не падает. Более того, полагал Леки, именно господство теологических воззрений долго тормозило духовное развитие человечества, и подлинный прогресс его начинается только после того, как теология теряет свое влияние. В последние десятилетия 19в. под влиянием позитивизма важное место в тематике исторических работ стали занимать вопросы экономической истории. Наиболее крупным историком-экономистом в эти годы был Торолд Роджерс.

 

28.Позитивистская историография в России. В.В. Ключевский и его школа. «Киевская школа историков». Еще в 1840-е годы в идейно-философской и исторической жизни России возник интерес к позитивизму и появились первые позитивисты. С лета 1885 по лето 1886г. мощный «позитивистский десант» «захлестнул» страницы русской печати. О позитивизме заговорили все, на русский язык стали переводить труды позитивистов. Позитивисты признавали важнейшей причиной постепенных изменений последовательное и все увеличивающееся влияние прошлых поколений. Задачей историка они считали познание исторических явлений, являющихся необходимым результатом предыдущего и двигателем последующего.Василий Осипович Ключевский стал легендой русской историографии. Научную задачу историка он видел в уяснении происхождения и развития человеческих обществ, в изучении генезиса и механизма людского общежития. Путь к профессиональному мастерству Ключевский видел только один: через научную добросовестность, умение поиска «следов» прошедших явлений и событий, привлечение надежных источников, выработку действенной методики. В случае недостатка источников и информации он умел анализировать историческое явление, изучая его следствия. В совершенстве владея межпредметными связями, Ключевский использовал филологические средства, особенно, если речь шла о древней истории. Он изучал лингвистический и топонимический смысл слов, считал, что «… язык запомнил много старины, свеянной временем с людской памятью». Ключевский черпал в Историографии дополнительные средства для решения спорных проблем. Так, например, рассмотрение «варяжского вопроса» позволило ему подвести важный для своего времени историографический итог, хотя сам спор между норманистами и антинорманистами он считал «ученой патологией», не имеющей никакого отношения к науке. Свои методологические и методические соображения Ключевский выразил в специальном курсе «Методология русской истории», а в сжатом виде в первых четырех лекциях «Курса русской истории». Ключевский старался показать значение различных факторов в историческом процессе и в отдельные периоды русской истории. При характеристике этих периодов, помимо географических условий, в которых жила основная масса населения, Ключевский одновременно выделял политический, социальный и хозяйственно-экономический критерии. С конца 1870-х годов Ключевский целенаправленно занимался историей крестьянства. Развитие крепостного права в России он считал процессом слияния крестьян и холопов в один разряд населения, перенесением на крестьян норм холопьего права.

29.Марксизм и европейская историческая наука вт. пол. 19 – нач. 20в.в. В конце 19в. в Англии зарождается марксистское направление в историографии, представленное историками-социалистами. Марксистская литература на английском языке была очень скудной. Становление марксистской историографии затруднялось тем, что сторонники марксизма в Англии были в основном выходцами из среды трудящихся, которые не обладали ни досугом, ни необходимыми знаниями в области истории. В центре внимания историков марксистского направления оказались проблемы революции и народных движений. Вклад в разработку этой тематики сделал Эрнест Белфорт Бакс, участник социалистического движения, хорошо образованный философ и историк. Другая задача, стоявшая перед социалистами, состояла в восстановлении подлинной картины английского рабочего движения. Первую такую попытку сделали Э.Б. Бакс и У. Моррис в совместной книге «Социализм, его рост и последствия».В 70-е годы 19в. вышло первое французское издание 1-го тома «Капитала» Маркса, часть французских социалистов восприняла идеи марксизма. Проблемами истории много занимался Поль Лафарг, виднейший во Франции пропагандист и теоретик марксизма. Он много занимался проблемами материалистического понимания истории. Особенно большое внимание он уделял разработке вопроса о социально-экономической обусловленности форм общественного сознания – философии, морали, религии. Лафарг предпринял плодотворные попытки рассмотрения в свете марксизма некоторых конкретных проблем новой истории Франции. Большой интерес представляют созданные в 90-е годы очерки Лафарга «Классовая борьба во Франции» и «Социализм во Франции от 1876 до 1896г.» - первые в исторической литературе очерки истории рабочего и социалистического движения во Франции вт. пол. 19в. В 80-е годы распространения марксизма в Италии значительно шагнуло вперед. Зачинателем марксистской историографии в Италии был Антонио Лабриола – философ и историк. Теоретическим проблемам исторического материализма посвящены основные труды Лабриолы, известные под общим названием «Очерки материалистического понимания истории». Подчеркивая значение методологии исторического исследования, призывая вырабатывать осмысленный, озаренный светом передовой теории подход к историческому материалу, Лабриола рушил насаждавшееся позитивистской историографией представление, будто можно писать историю, не имея вообще никакой методологии и стоя «над партиями». Как историк-марксист Лабриола не нашел среди своих современников в Италии достойных продолжателей, что было связано с общей теоретической слабостью итальянского социалистического движения. Тем не менее идеи марксизма начиная с 90-х годов все шире проникали в сферу профессионального исторического знания.

 

30.Марксизм и российская историография конца 19 – нач. 20в. Становление марксистской общественной мысли в России связано с творчеством блестящего теоретика и популяризатора марксизма, выдающегося деятеля российского и международного социалистического движения Георгия Валентиновича Плеханова. В 1883-1903г. Плеханов опубликовал целый ряд произведений в которых содержалась основательная разработка марксистского учения об обществе. Одним из первых среди марксистов Плеханов стал разрабатывать проблемы коллективной психологии. Решительно отвергая широко распространенную точку зрения, согласно которой объяснение истории следует искать исключительно в психологии общества, он в то же время предостерегал против недооценки значения социальной психологии. Плеханов впервые в русской литературе дал марксистское освещение ряда больших разделов истории, в т.ч. и новой истории, что имело большое значение для распространения в отечественной науке материалистического понимания исторического процесса. Характерной чертой его подхода к проблемам новой истории был последовательный социальный анализ рассматривавшихся исторических явлений. Первым историком-марксистом традиционно называют Михаила Николаевича Покровского. Как специалисту по русской истории ему принадлежит ряд общих работ и частных исследований, в т.ч. историко-теоретические работы и критический анализ немарксистских исторических и философских воззрений. Историческую концепцию Маркса Покровский изложил в брошюре «Экономический материализм». Под экономическим материализмом он понимал «объяснение всех исторических перемен влиянием материальных условий, материальных потребностей человека». По вопросу о роли личности в истории Покровский исходил из того, что индивидуальные особенности исторических деятелей были «безошибочно продиктованы экономикой их времени». Дореволюционный этап развития исторических взглядов Покровского обнаруживает объективный характер его интереса к экономическому материализму. Этот подход был присущ нашей исторической школе в целом. Вопрос стоял о преимущественной тенденции в рассмотрении экономического фактора либо с позиции нравственно-эстетической, либо с позиции сугубо материалистической.

31.Методологический кризис конца 19 – нач. 20в. и главные тенденции развития европейской науки. Основные принципы методологии истории, характерные для нее во вт. пол. 19в., прежде всего позитивизм, подверглись серьезной критике и коренному пересмотру. Причины такого пересмотра были двоякого рода. Одни проистекали из социально-политических, идеологических и психологических изменений в буржуазном обществе, другие коренились в области гносеологии и были вызваны к жизни прогрессом самой исторической науки. Сыгравший положительную роль в подъеме исторической науки на новую ступень позитивизм к началу 20в. обнаружил явную ограниченность и односторонность. Раскрывая единство исторического процесса, классический позитивизм игнорировал его многообразие. Идея развития подавалась позитивистами в чрезвычайно упрощенном виде – как плавное и прямолинейное движение к некоторой изначально поставленной цели. К этому времени историческая наука значительно продвинулась вперед в расширении своей проблематики и совершенствовании техники исследования. Возникали новые исторические организации и общества, росло число исторических кафедр и научно-исследовательских центров. Сформировалась и окрепла историография социально-экономической истории и проблем рабочего движения.Заметный шаг вперед сделала историческая наука в странах Восточной и Юго-Восточной Европы, Скандинавии, Латинской Америки. Хотя в этих странах она развивалась под влиянием историографии ведущих европейских государств, тем не менее, и там начинали формироваться самобытные национальные исторические школы. На смену глобальным обобщениям прошлой историографии, созданным на сравнительно скудной эмпирической базе, пришло бесчисленное множество узкоспециальных частных исследований. Они показали, как много неточного, приблизительного и просто неверного содержалось в исторических построениях позитивизма. Углубление специализации исторического знания с новой силой поставило проблему воссоздания целостной картины мира.Из многих идеалистических течений, участвовавших в методологических дискуссиях начала 20в. (неогегельянство в Германии и Италии, интуитивизм французского философа А.Бергсона, феноменологическое учение немецкого философа Э.Гуссерля и др.), на теоретические принципы историографии самое большое влияние оказали тогда сложившиеся в Германии философия жизни В. Дильтея и учение неокантианства.

В мировой историографии 20в. становилось все более заметным размежевание между различными идейно-политическими направлениями. Наблюдалось явное усиление антидемократических и экспансионных тенденций, опиравшихся на псевдонаучные концепции геополитики, расизма и социального дарвинизма. Наиболее откровенно выступала с такими идеями пангерманская историография, поставившая задачу планомерной и целенаправленной подготовки народа к войне за мировую гегемонию Германии. Усиленно пропагандировало «божественное предначертание латинской нации» движение националистов в Италии. Американские историки экспансионистского направления громогласно провозглашали исконные политические права англосаксонской расы распространить мирно или силой свои «принципы свободы и демократии» на весь земной шар.

 

32.Российская историческая наука в конце 19 – нач. 20в.в.: общее положение и тенденции развития. Русская историческая наука в пореформенный период и в условиях нарастания революционного кризиса в начале 20в. развивалась в обстановке все более усложняющихся явлений общественно-политической, социально-экономической и культурной сфер жизни. Обогащение науки шло за счет качественных изменений коренных понятий, дискуссионности их трактовки и понимания историками, принадлежавших к разным общественно-политическим направлениям. Все эти процессы происходили на фоне очевидных изменений в научной и шире – общественном – сознании, в самой системе восприятия явлений научной жизни и культуры.

Для переходного времени особенно характерны настойчивые поиски смысла истории и законов исторической группировки событий. В целом к 1860-м годам проходит увлечение общефилософскими концепциями и период их активного приложения к отечественной истории и праву. Волны, инициированные западноевропейскими философскими течениями, периодически достигали русских берегов. Однако производимое ими впечатление, а тем более их восприятие зависело от многих обстоятельств: склада ума и темперамента историка, его возраста и общественно-исторических условий, духовной атмосферы времени. В 19в. российских научных и общественных берегов достигли несколько позитивистских волн. Еще в 1840-е годы в идейно-философской и исторической жизни России возник интерес к позитивизму и появились первые позитивисты. Вторую, более сильную позитивистскую волну современники наблюдали в начале 1860-х годов. И наконец, с лета 1885 по лето 1886г. мощный «позитивистский десант» «захлестнул» страницы русской печати. О позитивизме заговорили все, на русский язык стали переводить труды позитивистов. Позитивисты признавали важнейшей причиной постепенных изменений последовательное и все увеличивающееся влияние прошлых поколений. Задачей историка они считали познание исторических явлений, являющихся необходимым результатом предыдущего и двигателем последующего. Основным увлечением молодых умов во вт. пол. 1890-х годов становится марксизм. Он усвоил и с настойчивой энергией пропагандировал определенный, освященный вековым опытом Запада практический способ действий, а вместе с тем он оживил упавшую было в русском обществе веру в близость национального возрождения, указывая в экономической европеизации России верный путь к этому возрождению. Начиная с 1870-х годов, наступает время «субъективизма», отмеченного поразительным разнообразием разновидностей. Не только историки разных общественных направлений, но и историки, причислявшие себя к одному направлению, вкладывали разное содержание в такие понятия, как: идеалы, демократизм, прогресс. Характерной чертой национальной исторической мысли во вт. пол. 19в. – нач. 20в. становится ее ориентация не столько на прошлое, сколько на историческую перспективу. В условиях устремленности общественных сил в будущее в этом контексте все чаще рассматривается в научной литературе и прошлое. Магистральной темой становится вопрос о путях развития России и судьбах капитализма. Начиная с 1880-х годов значение приоритетной приобретает социально-экономическая проблематика.

33.Историческая мысль стран Запада в межвоенный период (общие тенденции развития) Новым явлением в развитии мировой исторической науки 20-30-х годов стало возрастание интереса к марксизму, до первой мировой войны явление редкое и присущее только отдельным, наиболее глубоким ученым, например, Максу Веберу. В мировой исторической науке межвоенного периода наблюдалось определенное противоречие. С одной стороны, разочаровавшись в позитивизме, многие историки декларировали непознаваемость прошлого. Так, столь видные представители американской историографии как Чарлз Бирд  и Карл Лотус Беккерзаявили, что историческое познание произвольно и лишено всякой научности. Они утверждали, что "написание истории - акт веры" (Ч. Бирд), что "каждый сам себе историк" (К. Беккер). К концу 30-х годов позитивистская методология в целом исчерпала потенциал дальнейшего развития. На смену классическому позитивизму приходит неопозитивизм, основные идеи которого сформировались в рамках деятельности Венского кружка, объединившего философов и физиков Венского университета. Венский кружок разработал ряд основополагающих принципов неопозитивизма, которые в той или иной форме были восприняты многими историками, но лишь после второй мировой войны. Принципы эти заключались в признании нескольких постулатов. Все социальные явления подчиняются общим и для природы, и для истории законам, носящим универсальный характер (натурализм). В мировой исторической науке межвоенного периода наблюдались как общие тенденции, так и специфические явления, обусловленные национальными особенностями и традициями. Лидирующее положение занимали французская и британская историческая наука, быстрыми темпами развивалась также историография США. Ведущая прежде во многих отношениях германская историческая наука в начале 20-х годов была оттеснена на второй план ввиду поражения и дискредитации ее националистических историко-политических концепций. Общей тенденцией этого периода явилось становление современной экономической истории, тесно связанной с зародившейся тогда же, на рубеже 20-30-х годов количественной историей. Экономическая история, которая получила в то время наибольшее развитие в Великобритании, Франции и США, соединила целый раздел истории с другой важнейшей гуманитарной наукой - экономикой, сохранив при этом стремление изучать не застывшие структуры, а движение, развитие, изменения в сфере экономики. Начав с движения в области цен, она пыталась выяснить волновую структуру и конъюнктурную динамику в сфере хозяйства. Не случайно, классическая работа того периода, созданная французским ученым Франсуa Симианом называлась "Долгосрочные экономические колебания и мировой кризис" (1932). Со становлением экономической истории было тесно связано и постепенно вызревающее в межвоенные годы оформление социальной истории. Самое известное определение социальной истории дал британский ученый Дж. Тревельян, когда назвал ее историей без политики, т.е. она охватывала все сферы жизни человеческого общества за исключением политической. Таким образом, в 20-30-е годы в мировой историографии произошли явные изменения и наметились новые тенденции, хотя внешне сохранялось прежнее преобладание историографии позитивистского толка и политико-дипломатической истории, получившей дополнительный мощный стимул развития в обстановке жарких дискуссий о проблемах происхождения мировой войны и степени ответственности за нее отдельных государств.

 

34.Французская историография межвоенного времени (1918-1945) Развитие Франции в межвоенный период отличалось крайне противоречивым характером. С одной стороны, Франция сполна воспользовалась плодами победы в Первой мировой войне. С другой – в стране продолжалась эрозия политических институтов Третьей республики, стали явственно проявляться антипозитивистские тенденции. В 20 – 30-е большую популярность получили идеи философа-интуитивиста А. Бергсона. Французские социологи и философы А. Берр, Ф. Симиан продолжили свою работу над созданием междисциплинарных подходов. В 30-е годы молодой философ и социолог Раймон Арон (1905 – 1983) в своих трудах популяризировал теоретико-методологические идеи немецких философов и историков.Главную роль в начале антипозитивистского поворота французской историографии сыграли основатели школы «Анналов» Марк Блок (1886 – 1944) и Люсьен Февр (1878 – 1956). Научные интересы Блока и Февра находились в области медиевистики. Основные труды Блока: «Короли-чудотворцы» (1921), «Характерные черты аграрной истории» (1931), «Феодальное общество» (2 т., 1939 – 1940), «Апология истории» (опубликована посмертно Февром в 1949 году). Основные труды Февра: Судьба Мартина Лютера» (1928), «Проблема неверия в XVI веке. Религия Рабле» (1942). Блок и Февр подвергли критике традиционную позитивистскую описательную историографию. С 1929 года Блок и Февр начали издавать журнал «Анналы социальной и экономической истории».В 30-е годы во французской исторической науке возникло новое направление исследований – социальная и экономическая история. Ведущими представителями этого направления были экономист и социолог Франсуа Симиан (1873 – 1935) и историк Эрнест Лябрусс (1895 – 1988). Лябрусс, как и Симиан, стремился доказать, что экономические циклы определяют развитие общества и также, что движение доходов и цен является ключевым фактором социальных изменений. Ведущими представителями левореспубликанской историографии Французской революции были Альбер Матьез (1874 – 1932) и Жорж Лефевр (1874 – 1959). Матьез вошел в число ведущих французских специалистов в области изучения Французской революции ещё до Первой мировой войны. В 1907 году он основал «Общество по изучению робеспьеризма», а в 1908 стал издавать журнал «Анналы Французской революции», который быстро стал авторитетным научным органом по истории революции. Но свои главные работы «Французская революция» (3 тома, 1922 – 1927) и «Борьба с дороговизной и социальное движение в эпоху террора» (1927) Матьез создал в 20-е годы. Он вслед за Ж. Жоресом продолжил изучение социальных аспектов революции. Крупным вкладом Лефевра в изучение истории Французской революции стали его работы в области исследования социально-исторической психологии книга «Великий страх 1789 года» (1932) и статья «Революционная толпа» (1934). Эти работы были первыми серьезными исследованиями революционной психологии и коллективного революционного сознания. Лефевр по праву считается одним из основоположников истории ментальности.

35.Историческая наука Великобритании в 1918-1945 гг.: традиции и новации В 20 – 30-е годы английская историческая мысль развивалась под знаком кризиса позитивистской методологии истории. Самый значительный вклад в развитие методологии исторического познания в английской исторической науке межвоенного периода внесли Арнольд Джозеф Тойнби (1889 – 1975) и Робин Джордж Коллингвуд (1889 – 1943).Тойнби принадлежит решающая роль в становлении современной цивилизационной теории. С 1934 по 1961 годы Тойнби публикует свой главный труд двенадцатитомное «Постижение истории», в котором он обосновал оригинальную концепцию всемирной истории. Всего в истории он насчитывал 21 цивилизацию. Происхождение и гибель цивилизаций связывал с законом «Вызова-и-Ответа».Коллингвуд был видным археологом и специалистом по древней английской истории, преподавал в Оксфордском университете. Другим направлением научной деятельности Коллингвуда стал его интерес к проблемам философского осмысления исторической науки. Самая известная работа Коллингвуда по этой проблеме «Идея истории» бала закончена в начале 40-х годов, но опубликована после смерти автора в 1946 году. В центр исторического процесса Коллингвуд ставил развитие исторического сознания, призывал историков вчувствоваться и вживаться в мысли прошлого.Господствующее положение в английской исторической науке межвоенного периода занимало консервативное направление. Ведущее положение в консервативном направлении принадлежало Герберту Баттерфилду (1900 – 1979) и Льюису Нэмиру (1888 – 1960).Баттерфилд в 1931 году выпустил свою первую работу «Вигская интерпретация истории», написанную в историографическом и методологическом ключе. Среди других значительных трудов Баттерфилда следует выделить: «Англичанин и его история» (1944), «Христианство и история» (1949), «История и человеческие отношения» (1951) и ряд других. Пик научной деятельности Баттерфилда пришелся на 40 – 50-е годы. В «Вигской интерпретации истории» Баттерфилд подверг критике либеральное направление в английской исторической науке.Л. Нэмир занимался политической историей Англии XVIII столетия, историей международных отношений, проблемами национальных отношений. Наибольшую известность ему принесли работы по истории английского парламентаризма XVIII столетия: «Политическая структура при восшествии на престол Георга III» (1929) и «Англия в эпоху американской революции» (1930). Нэмир подверг критике одно из важнейших положений вигской концепции английской истории – идею о том, что в XVIII столетии в Англии происходил поступательный процесс укрепления институтов парламентской демократииНесмотря на значительное усиление после Первой мировой войны в британской исторической науке и исторической мысли консервативных тенденций, либеральное направление продолжало сохранять достаточно прочные позиции. Перу Тревельяна принадлежит множество работ: «Англия при Стюартах» (1905), «Англия в царствование королевы Анны» (3 тома, 1930 – 1934), «Социальная история Англии» (1946), «Иллюстрированная история Англии» (неоднократно переиздавалась). Тревельян получил известность благодаря его дискуссии в 1904 году с Дж. Б. Бери о природе истории.В межвоенный период в английской исторической науке формируется лейбористское направление. Ведущими представителями лейбористского направления в 20-е – 40-е годы были профессор Лондонского университета Ричард Тоуни (1880 – 1962) и профессор Оксфордского университета и видный деятель левого крыла лейбористской партии Великобритании Джордж Дуглас Говард Коул (1889 – 1959).Тоуни посвятил свою научную деятельность исследованию социально экономических предпосылок Английской буржуазной революции: «Аграрная проблема в XVI столетии» (1912); «Религия и рост капитализма» (1926) и статью «Подъём джентри, 1558 – 1640» (1941). Тоуни подверг критике тезис М. Вебера о роли и значении протестантизма при формировании капитализма.

Коул считается одним из ведущих английских специалистов по истории рабочего движения. В числе его крупных работ следует назвать: «Краткую историю английского рабочего движения» (1925 – 1927); «Простые люди» (1938); «Портреты чартистов» (1941). Коул разработал первую в английской исторической науке периодизацию истории английского рабочего движения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: