Гл. бух. относится к категории руководителей. Он обязан:
- осуществлять организацию бухучета, формировать учетную политику, рабочий план счетов и документооборот на предприятии.
- осуществлять контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов и их сохранностью
- осуществлять проведение инвентаризаций
- осуществлять своевременное и достоверное отражение хоз. операций, законное и правильное оформление документов
- составление экономически обоснованных калькуляций
- правильно и в установленные сроки производить расчеты с поставщиками, своими работниками и по кредитам
- правильно начислять и своевременно перечислять в бюджет налоги
- участвует в проведении эк. анализа хоз. фин. деятельности
- обеспечивает соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплины, фин. хоз. законодательства, сохранность документов
- составляет балансы и оперативные сводные отчеты деятельности предприятия, стат. отчетность и своевременно представляет ее в соответствующие органы
- устанавливает служебные обязанности для работников бухгалтерии, руководит их работой и оказывает им методическую помощь, проводит инструктаж.
- сообщает директору обо всех выявленных недостатках.
Гл бух имеет право:
- действовать от имени бухгалтерии предприятия, представлять его интересы во взаимоотношениях с иными структурными подразделениями и др. предприятиями
- вносить предложения по улучшению деятельности предприятия
- взаимодействовать со структ. подразделениями и запрашивать у них нужную информацию
- участвовать в подборе своих кадров
- вносить предложения о поощрении и привлечении к ответственности подчиненных работников
- требовать от директора и др. руководителей содействия в исполнении своих обязанностей
Понятие забалансовых счетов
Забалансовые счета используются для учета средств, которые могут находится у предприятия во временном пользовании, но принадлежать ему на правах собственности.
К средствам, которые учитываются на забалансовых счетах относятся:
- материальные ценности, принятые на ответственное хранение;
- взятые в краткосрочную аренду (лизинг) основные средства;
- товары, принятые на комиссию и т.д.
Необходимость обособленного учета ценностей на забалансовых счетах обосновывается тем, что в балансе должны отражаться только принадлежащие ему средства и источники, которые их формируют.
Отличительная особенность забалансовых счетов: одинарный порядок записей на них хозяйственных операций. Если на балансовых счетах хозяйственные операции отражаются с помощью двойной записи, т.е. в одинаковой сумме по дебету одного и кредиту другого счета, то на забалансовых счетах операция отражается только по дебету или кредиту одного счета. Большинство забалансовых счетов активные. При использовании в учетной практике предприятий забалансовых счетов на каждый из них открывается карточка для ведения записей операций по движению учитываемых объектов.
Предмет и объекты бух. учета
Предмет бухгалтерского учета - финансово-хозяйственная деятельность предприятия, т.е. средства предприятия и их источники в процессе воспроизводства. Операции, не содержащие движение денежных средств, в бухгалтерском учете не отражаются.
Предмет представлен множеством объектов.
Объекты бухгалтерского учета - средства предприятия (активы) и источники их формирования (пассивы) и хозяйственные процессы (снабжение, производство и реализация). Все объекты имеют денежную оценку:
В состав хозяйственных средств предприятия включают внеоборотные (основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности, вложения во внеоборотные активы) и оборотные активы (запасы и затраты, готовая продукция, товары, финансовые вложения, денежные средства) предприятия.
В состав источников средств предприятия включают собственный капитал (уставный фонд, резервный фонд, добавочный фонд, нераспределенная прибыль и др.) и обязательства (кредиты и займы, кредиторская задолженность).
Основные виды объектов бухгалтерского учета:
v Основные средства
v Доходные вложения в материальные ценности
v Нематериальные активы
v Капитальные вложения
v Запасы
v Незавершенное производство
v Издержки обращения
v Товары отгруженные
v Денежные средства
v Касса
v Расчетный счет
v Валютный счет
v Переводы в пути
v Уставный фонд
v Добавочный фонд
v Нераспределенная прибыль
v Прибыль (убыток) отчетного года
v Доходы будущих периодов
♦ Кредит
Бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс – это способ обобщения и отражения в денежной оценке состояния хозяйственных средств и их источников на определенную дату. Как правило, составляется на 1 число месяца или 1 число года.
Графически представляет собой таблицу, которая делится на две части. В левой ее части показываются активы по их составу и размещению, а в правой части – по источникам их образования. Левая часть называется актив, правая – пассив.
Особенность бухгалтерского баланса –это равенство на определенную дату активов и пассивов, т. е сумма активов будет всегда равна сумме обязательств. Если они не равны, то это свидетельствует об ошибках.
Каждый отдельный вид средств в активе или их источников в пассиве называется статьей баланса. Однородные статьи баланса объединяются в группы и разделы.
| Актив | Пассив |
| Внеоборотные активы Оборотные активы | Фонды и резервы Долгосрочные обязательства Краткосрочные обязательства |
| Баланс | Баланс |
Баланс представляет собой отчет о том, что предприятие имеет и что должно на конкретную дату.Как правило, бухгалтерские балансы имеют показатели за текущий и предыдущий периоды для отражения изменения финансового состояния предприятий.
В зависимости от объема отражаемой информации балансы:
1) единичные (отражаются показатели только одного предприятия);
2) сводные (показатели статей актива и пассива представлены в разрезе соответствующих статей единичных балансов с суммированием их в итоговой графе).
По способу очистки балансы:
1) Балансы-брутто включают статьи, которые регулируют показатели других статей баланса.
2) Исключив из баланса-брутто регулирующие статьи, получим баланс-нетто.






