Проверка достоверности информации

Об уровнях потребительских цен

 

Необходимым условием обеспечения достоверности первичной информации о ценах, составляющих основу для исчисления индекса потребительских цен, является проведение систематических контрольных проверок регистрации потребительских цен и тарифов на товары и услуги.

Основной целью проведения систематических проверок регистрации потребительских цен и тарифов на товары и услуги является повышение качества и достоверности собираемой первичной информации об их уровне.

Одним из методов контроля качества первичной информации о потребительских ценах является выборочный контрольный обход организаций торговли и сферы услуг, в которых производится регистрация потребительских цен (тарифов).

Контрольный обход проводится совместно с регистратором цен во время ежемесячной регистрации потребительских цен или на следующий день после посещения регистратором объекта наблюдения.

Все необходимые корректировки первичной информации, выявленные при контрольных обходах организаций торговли и сферы услуг, вносятся в массив первичной ценовой информации до завершения расчетов региональных индексов потребительских цен за отчетный период.

Контрольные мероприятия проводятся по следующей схеме:

а) контроль информации, собранной в процессе регистрации цен, обеспечивают специалисты по статистике потребительских цен, обладающие достаточно высокой квалификацией и опытом работы в области статистики цен (ведущие, главные специалисты, заместители начальника отдела, в случае необходимости - начальник отдела). По факту возникновения претензий к качеству собираемой информации о потребительских ценах проверки проводятся совместно со специалистами других подразделений, использующих в своей деятельности информацию о потребительских ценах (статистика внутренней и внешней торговли, уровня жизни, услуг, национальных счетов и т.д.).

Проверка осуществляется в соответствии с «Планом контрольных проверок регистрации потребительских цен и тарифов на товары и услуги», который утверждается руководителем территориального органа Федеральной службы государственной статистики.

б) контрольные мероприятия проводятся выборочным методом по перечню товаров (услуг)-представителей и организаций торговли (сферы услуг), отобранных для наблюдения за потребительскими ценами. При этом необходимо обеспечить в течение года проверку достоверности регистрации потребительских цен и тарифов, осуществляемой всеми регистраторами цен, по возможно широкому перечню наблюдаемых товаров и услуг.

в) по результатам контрольной проверки заполняется «Отчет о контрольной проверке регистрации потребительских цен и тарифов на товары и услуги».

 

 

V.Классификаторы, используемые при расчете

Индекса потребительских цен

 

Расчет индекса потребительских цен на товары и услуги осуществляется в двух группировках:

а) в соответствии с классификатором индивидуального потребления по целям (далее – КИПЦ);

б) в национальном определении.

Классификация индивидуального потребления по целям (Classification Of Individual Consumption By Purpose - COICOP), является одной из четырех функциональных классификаций, описанных в Системе национальных счетов.

В классификаторе основные направления (разделы) последовательно детализированы на группы, классы, категории, в состав которых входят соответствующие виды товаров и услуг, приобретенные населением для непроизводственного потребления.

Классы в КИПЦ подразделяются по типу продукта и обозначаются как:

Д (товары длительного пользования) - товары, используемые потребителями многократно в течение продолжительного времени (нескольких месяцев, лет), отличаются высокой ценой (мебель, телевизоры, холодильники, стиральные машины и др.);

ПД (товары полудлительного пользования) - товары, срок службы которых может превышать один год, но фактически он бывает значительно короче, а цены на них - значительно ниже, чем на товары длительного пользования (одежда, обувь, посуда и др.);

НД (товары недлительного пользования) - товары, которые потребляются вскоре после их покупки (продукты питания, алкогольные напитки, табачные изделия, парфюмерно-косметические товары и др.);

У - услуги.

Если класс включает в себя одновременно товары и услуги, товары недлительного и полудлительного пользования или товары полудлительного и длительного пользования, то такой класс обозначается в соответствии с типом продукта, который будет сочтен доминирующим.

Для классификатора КИПЦ принята иерархическая модель классификации и используется последовательный метод кодирования. Кодовое обозначение объекта классификации включает 7 цифровых десятичных знаков.

Классификатор имеет 6 ступеней классификационного деления. Код каждого последующего уровня образуется добавлением одной значащей цифры на соответствующем разряде кода. После второго, третьего, четвертого и пятого разрядов кода проставляются точки, разделяющие уровни классификации.Общая структура кода классификатора индивидуального потребления по целям представлена в Схеме 1.

Схема 1

Общая структура кода классификатора индивидуального потребления по целям

Х

 

Х  

Х

 

Х

 

Х

 

Х

 

Х

 

 

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: