Структура мирового художественного рынка

Художественный рынок (англ. art market, нем. Kunstmarkt).— система культурных и экономических отношений, определяющих конкретную денежную стоимость произведений искусства; сфера товарного обмена.

Мировой художественный рынок как система взаимоотношений художник-заказчик существовал уже в Др. Греции. В середине 19 в. в Европе создается структура художественного рынка, в которую входили маршаны (парижские профессиональные торговцы изобразительным искусством) или дилеры, торговцы произведениями искусства, выставки и галереи, распродажи и аукционы, издание каталогов и специальных журналов, реклама. В эту систему включаются также коллекционеры, художественные критики, музейные специалисты. Национальный художественный рынок возникает на рубеже 18-19 вв.: в это время в России был сформирован слой богатых любителей искусства, и страна становится привлекательным рынком сбыта для европейских торговцев, развивается отечественное искусство и художественная критика, частное коллекционирование.

Кардинальным образом ситуация изменилась лишь в конце 19 - начале 20 века.Во времена импрессионистов никто из профессионалов художественного рынка не мог предсказать резкого скачка на работы этих мастеров. Это действительно была революция: впервые в истории произведения современной живописи, которые явно не вписывались в традицию, стали цениться так высоко. Например, цены на работы Сезанна за 10 лет (1895 по 1905) выросли в 1000 раз - с 30 до 30 000 франков!

В настоящее время в структуру художественного рынка входят также аукционы, художественные и антикварные салоны, магазины, галереи, дилерские и страховые компании, общества оценщиков, экспертов, антикваров, в России - институт музейной экспертизы и т.п. Для функционирования художественного рынка необходимо участие органов государственного контроля и заинтересованных покупателей. Центрами мирового художественного рынка являются Лондон, Нью-Йорк, Токио (на долю Великобритании и США приходится 73% всех продаж в мире). Мировой столицей искусства и мировым центром рынка искусства, естественно, стал Париж. Все художники, все коллекционеры стремились в Париж, ибо только в Париже можно было прославиться и купить настоящее произведение живописи. Именно в Париже до Первой Мировой были составлены все знаменитые русские коллекции - Щукина, Морозова и др. После войны тенденции мировых рынков (в том числе и рынка искусств) стали определять американцы. При этом одним из центральных персонажей на рынке стал торговец живописью, или маршан. После Второй Мировой войны Европа лежала в развалинах, и ей было не до искусства. Америка же, как всегда, извлекла наибольшую пользу из мировой бойни, избавившись от последствий Великой Депрессии. Другая причина - идеологическая: США стали позиционировать себя как лидер свободного мира. Не стоит забывать и о том, что после Второй Мировой Америка сосредоточила в своих руках небывалый экономический потенциал, так что неудивительно, что арт-рынок переместился в Новый свет. Что же касается непосредственно искусства, то Америка не смогла предложить миру никаких принципиально новых идей. Абстрактный экспрессионизм, который до сих пор остается одним из ведущих направлений американского искусства, есть не что иное, как вульгарная переработка превратно понятых идей русского художника Василия Кандинского.

Особенности ценообразования зависят от мировых экономических тенденций, региональных особенностей, конъюнктуры и моды. Например, на конъюнктуру рынка могут оказывать влияние ряд галерей, зарекомендовавших себя как высокопрофессиональных участников художественного рынка. Цены устанавливаются на публичных торгах, в т.ч. на аукционах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: