Учет основных средств при арендных отношениях и лизинге

Аренда- соглашение посредством кот собственник имущества(арендодатель) передает арендатору имущество во владение и пользование или во временное пользование в теч оговоренного срока и за согласованную между сторонами арендную плату.

Различают следующие виды аренды: долгосрочная аренда (лизинг) и текущая аренда. Субъектом лизинговых отношений являются:  лизингодатель и лизингополучатель.

Учет у лизингодателя

Покупка лизингового имущества по заявлению лизинго­получателя отражается лизингодателем как приобретение ос­новных средств. Для этих целей используется активный счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

Приобретено имущество предназначенное для передачи в лизинг: Дт 03 «Доходные вложения в материальные ценности» Кт 08 «Вложения во внеоборотные активы»; передано имущество в лизинг 03/выбытие ОС- 03.

Начисление амортизации: Дт 20 «Основное производство» Кт 02 «Амортизация основных средств». Возврат лизингового имущества и прекращение его ис­пользования для лизинга лизингодатель отражает: Дт 01 «Основные средства» Кт 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

 Если лизингодатель передает имущество на баланс лизин­гополучателя, то: Дт 91 «Прочие доходы и расходы» Кт 03 «Доходные вложения в материальные ценности.

Выручка от предоставления имущества в аренду по договору лизинга:

Дт 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» К 91 «Прочие доходы и расходы».

Учет у лизингополучателя

В случае сохранения права собственности на переданное имущество у лизингодателя лизингополучатель отражает сто­имость полученного имущества до его возврата на забалансо­вом счете 001 «Арендованные основные средства».

Когда переданное имущество в лизинг учитывается на ба­лансе лизингополучателя, оно отражается следующими запи­сями: Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кт 76/8 «Расчеты по лизинговым и арендным обязательствам». Ввод в эксплуатацию: Дт 01/10 «Основные средства, полученные по ли­зингу» Кт 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Начисление амортизации: Дт 20 Кт 02/2 «Амортизация арендуемых и полученных по лизингу основных средств». При переходе по окончанию действия договора права собственности на имущество к лизингополучателю: Дт 01 «Основные средства», субсчет «Собственные основ­ные средства» Кт 01 «Основные средства», субсчет «Полученные по ли­зингу». Дт 02/2 «Амортизация арендуемых и полученных по лизингу основных средств» Кт 02/1 «Амортизация собственных основных средств».

Для тек аренды хар-ны: возврат арендов имущества арендодателю, сохранение право собственности за арендодателем а право владения, за арендатором.

Учет у арендодателя

Переданы аренду объект ОС- Дт 01/10 Кт 01.

Начислены (отражены) затраты по ОС, переданным в аренда Дт 01- КТ 02,10.

Начислена сумма арендной платы: предоплата- Дт 76- Кт 98, периодическая оплата Дт 76- Кт 91.

Начислен НДС по арен платежам- Дт 91- Кт 68.

Получены денежн ср-ва от арендотора- Дт 50,51- Кт 76.

Учет у арендатора

Поступили ОС от арендодателя- 001.

Начислена сумма аренд платы- Дт 20,25- Кт 76.

Начислен НДС – Дт 19- Кт 76.

Отражена аредн плата авансом за буд п-ды- Дт 20,25- Кт 97.

Перечислена аренд плата за отчетный п-д- Дт 76- Кт 50,51.

Снятие с учета ОС взятых в аренду- 001.

43. Первичный учет труда и его оплаты. Обобщение и группировка данных по оплатетруда.

- Приказ (распоряжение) о приёме работника на работу (ф.№ Т-1) (приложение 5)- применяется для оформления и учета принимаемых на работу по трудовому договору. Подписывает руководитель предприятия. Заполняется отделом кадров в 1 экземпляре на принимаемое лицо. На лицевой стороне приказа указывается сведения о том, в качестве кого принят нанимающийся, с каким окладом и с каким испытательным сроком. Работника знакомят с приказом под расписку.

- Личная карточка работника (ф. № Т-2) (приложение 6), заполняется на лиц, принятых на работу на основании приказа о приёме на работу, трудовой книжки, паспорта, военного билета, документа об окончании учебного заведения, страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе и других документов, предусмотренных законодательством, а также сведений, сообщённых о себе работником.

- Штатное расписание (ф. № Т-3) (приложение 7), применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации. Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных лиц, должностных окладов, надбавок и месячный фонд заработной платы. Утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации.

- Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу           (ф. № Т – 5) (приложение 8) используется для оформления и учёта перевода работника на другую работу в организации. Заполняется работником кадровой службы с учётом письменного согласия работника, подписывается руководителем организации или уполномоченным им лицом, объявляются работнику (работникам) под расписку. На основании данного приказа делаются отметки в личной карточке, лицевом счёте, вносится запись в трудовую книжку.

- Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику (ф. № Т-6) (приложение 9) применяется для оформления и учёта отпусков, предоставляемых работнику в соответствии с законодательством, коллективным договором, нормативными актами, организации, трудовым договором. Составляется работником кадровой службы или уполномоченным лицом, подписывается руководителем организации или уполномоченным им лицом, объявляются работнику под расписку. На основании приказа делаются отметки в личной карточке, лицевом счёте и производится расчёт заработной платы, причитающейся за отпуск.

- График отпусков (ф. № Т – 7) (приложение 10) предназначен для отражения сведений о времени распределения ежегодных оплачиваемых отпусков всех работников структурных подразделений организации на календарный год по месяцам. График отпусков – сводный график. При его составлении учитывается действующее законодательство, специфика деятельности организации и пожелания работника.

График отпусков, подписывается руководителем кадровой службы, согласовывается с выборным профсоюзным органом, и утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом.

- Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (ф. № Т-8) (приложение 11), применяется для оформления и учёта увольнения работника. Заполняется работником кадровой службы, подписывается руководителем организации или уполномоченным им лицом, объявляется работнику под расписку. На основании приказа делается запись в личной карточке, лицевом счёте, трудовой книжке.

- Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (ф. № Т-9) (приложение 12), применяется для оформления и учёта направлений работника в командировку. Заполняется работниками кадровой службы, подписывается руководителем или уполномоченным им лицом. В приказе о направлении в командировку указываются фамилии и инициалы, структурное подразделение, профессии (должности) командируемых, а также цели, время и места командировок. При необходимости указываются источники оплаты сумм командировочных расходов, другие условия направления в командировку.

-Командировочное удостоверение (ф. № Т-10) (приложение 13), является документом, удостоверяющим время пребывания работника в служебной командировке. Выписывается в одном экземпляре работником кадровой службы на основании приказа (распоряжения) о направлении в командировку. В каждом пункте назначения делаются отметки о времени прибытия и выбытия, которые заверяются подписью ответственного должностного лица и печатью.

После возвращения из командировки в организацию работником составляется авансовый отчёт с приложением документов, подтверждающих производственные расходы.

                   - Служебное задание для направления в командировку и отчёт о его выполнении (ф. № Т-10а) (приложение 14) используется для оформления и учёта служебного задания для направления в командировку, а также отчёта о его выполнении. Служебное задание подписывается руководителем подразделения, в котором работает командируемый работник. Утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и передаётся в кадровую службу для издания приказа (распоряжения) о направлении в командировку.

                   Лицом, прибывшим из командировки, составляется краткий отчёт о выполненной работе, который согласовывается с руководителем структурного подразделения и предоставляется в бухгалтерию вместе с командировочным удостоверением и авансовым отчётом.

- Табель учёта рабочего времени (ф. № Т-13) (приложение 15),применяют для осуществления табельного учёта, контроля трудовой дисциплины и составления статистической отчётности по труду. Форма № Т-13 предназначена для учёта использования рабочего времени. Табель учёта охватывает всех работников организации. Каждому из них присваивается определённый табельный номер, который указывается во всех документах по учёту труда и заработной платы. Сущность табельного учёта заключается в ежедневной регистрации явки работников на работу, с работы, всех случаев опозданий и неявок с указанием их причин, а также часов простоя и часов сверхурочной работы. Отметку о неявках или опозданиях делают в табеле на основании соответствующих документов – справок о вызове в военкомат, суд, листов о временной нетрудоспособности и др., которые работники сдают табельщикам; время простоя устанавливают по листкам о простое, а часы сверхурочной работы – по спискам мастеров.

- Путевой лист тракториста-механизатора(ф. № 411-АПК) (приложение 16). Применяется для учета механизированных работ, выполняемых тракторами, комбайнами, самоходными машинами. Документ открывается на каждого тракториста на срок 15 дней, в нем каждый день фиксируются данные о выполненной работе.

- Путевой лист трактора (ф. № 412-АПК) (приложение 17) используется для учета работ, выполненных трактористами на транспортных работах На лицевой стороне – Ф.И.О. водителя, марка машины, задание водителя, на обратной стороне- вся информация о выполненном задании, сумма начисленной заработной платы.

- Расчет начисления отплаты труда работникам животноводства (ф. № 413- АПК) (приложение 18). В расчете по каждому работнику фермы указывается его должность, профессия, категория, табельный номер, объем выполненной работы, расценки, суммы начисления отплаты труда и др. Поскольку начисления оплаты труда указанным работникам производится за полученную продукцию при заполнении документа используются документы, в которых отражается оприходование продукции: журнал учета надоя молока, акт на оприходование приплода, акт о переводе животного из группы в группу и др.

- Наряд на сдельную работу(ф. № 414- АПК) (приложение 19) применяется для учета работ и начисления заработной платы работникам на строительных, ремонтных и др работах со сдельной оплатой труда. Наряд выписывается перед началом работ на одного или группу работников, сроком до 1 месяца. На лицевой стороне указывается задание, норма времени, расценки и др. реквизиты, на оборотной стороне ведется табель учета отработанного времени. Утверждает наряд руководитель подразделения.

- Учетный листа труда и выполненных работ(ф. № 410- АПК)– применяется для ручных работ и с применением гужевого транспорта. В документе указывается: наименование и объем выполненной работы, сколько отработано часов, начислено основной и дополнительной заработной платы.

Группировка инф о з/п ведется по 2 направлениям: 1- по каждому работнику, 2- по объектам учета затрат. К бух регистрам 1 группы относят: расчетно- платежная ведомость, книга учета расчетов с персоналам по оплате труда, лицевые счета. В этих док по каждому работнику отражается- сумма начисленной з/п за месяц, все виды удержаний, авансы, сальдо на нач и конец месяца за пред-ем либо работ. При неполучение работником сумм з/п в установленный срок их переносят отдельно по каждому лицу в реестр невыданной оплаты труда(ф.№ 83 АПК) и заполняется ведомость учета депонирован оплаты труда(ф.№ 53 АПК). Для сводного учета, а также контроля за состоянием расчетов по о.т. и составлением отчетности применяется ведомости: 1- сводная ведомость начислен о/т по ее составу и категории работников(ф.№58 АПК). 2- сводная ведомость по расчетам с персоналам ф.№59 АПК. В ведомости 58 обобщаются данные расчетно-платежных ведомостей о начисленной опл.труда и др выплат по составу и категории работников.Ведомость 59 предназначена для контроля за составлением расчетов по опл труда в целом по пред-ю, Документом 2 группы относят: лицевой счет(производст-ый отчет подразделений)(ф.№ 83 АПК), ведомость аналит учета затрат на произ-во ф.№ 84 АПК, накопительная ведомость учета затрат ф. 301 АПК. В лицевом счете или ведомости учета затрат на произ-во сумма, начислен о/тр группируется по объектам учета отраслей растениеводства(культуры или группы культур), в жив-ве (по видам и группам скота). В накопительной ведомости учета затрат ф. 301 произ-ся накапливание произв-х затрат по ремонтным мастерским, машинно-тракторному парку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: