Личность в социологии

Личность – целеустремленная и самоорганизующаяся система. Она сама делает себя, ощущает себя, оценивает, изменяет и даже разрушает. Наряду с нормальным поведением в обществе имеют место и такие формы поведения, которые далеки от общепринятых норм морали и права. Такое поведение называется отклоняющимся или девиантным. Определенная общественно-экономическая формация, социальная среда и образ жизни формируют и определенный социальный тип личности, под которым понимают личность как типичного представителя определенного класса, слоя, круга, а также нации, этнической группы, религии и т.п. У личности любого социального типа есть сходные параметры, к которым относят социальные потребности и интересы, ценностные ориентации, идеологическую направленность, нравственные идеалы, что позволяет социологам определять тот или иной социальный тип.

 

Этапы социализации личности.

включение человека в жизнь общества происходит постепенно, и этот процесс называется социализацией. В социализации выделяют три периода: дотрудовой, трудовой и послетрудовой. В дотрудовом, или первичном периоде различают два этапа: раннюю социализацию, которая приходится на период от 0 до 6–7 лет, т.е. до поступления ребенка в школу и школьный этап, который длится до окончания школы. На этих стадиях основная нагрузка по социализации ложится на семью, детские дошкольные учреждения, а позднее на школу и другие организации образования (спортивные секции, кружки творчества, музыкальные школы и т.п.). Трудовой период социализации начинается с приобретения профессии и работы в трудовом коллективе. Здесь социальным институтом  социализации выступают трудовые и учебные коллективы. Этот период длится до ухода человека на пенсию. Послетрудовой период предполагает еще один этап социализации, так как меняются условия жизни пенсионера. Он входит в новое социальное окружение. У него происходят изменения в семье, появляются внуки и правнуки, наступает вдовство. Надо научиться жить на пенсию, обзавестись новыми интересами и товарищами, по-новому проводить досуг и т.п. Вот почему процесс социализации длится всю жизнь. Социализация имеет свои формы. Она может быть направленной и ненаправленной. Направленная  представляет собой спланированную и организованную форму социализации д(ошкольное воспитание и образование, школьное воспитание и образование и т.д.), а ненаправленная – представляет собой стихийно складывающуюся социализацию, имеющую место в семье, среди друзей, сверстников, коллег и т.п. 

 

Статус и роли личности.

Только человек родился сразу же у него появились первые роли, которые он должен будет исполнять в своей жизни: сын, брат, внук, племяник, дядя (родственные роли), уже в раннем детстве у него появляются друзья и ему надо будет учиться быть другом. В школе у человека появляются новые роли: ученика, общественника, спортсмена, участника художественной самодеятельности, а потом другое учебное заведение, трудовой коллектив, новые роли и так всю жизнь. Таким образом, «роль» – это веер социальных функций, которые личность выполняет в обществе и которые предписаны данной роли. На этом основании судят, хорошо или плохо личность исполняет свою роль. От этого зависит ее статус в той сфере, к которой относится роль. Поэтому статусов у личности тоже может быть много. Статус – это место, которое условно занимает личность в обществе в зависимости от качества выполнения своей социальной роли. Можно по разным показателям судить, хороший или плохой сын у матери (это мнение родственников и ближайшего окружения), хороший или плохой ученик (мнение учителей и оценки в дневнике), хороший или плохой студент (посещаемость занятий, сдача зачетов и экзаменов), хороший или плохой работник (выполнение производственных заданий, творческая активность) и т.п. Так как ролей у каждой личности много, то и качество выполнения их может быть разным. Отсюда и возникают разные статусы у одной личности. Высокий, например, в сфере профессиональной деятельности, и низкий у сына, не имеющего из-за работы времени на посещение больной матери в деревне, высокий у начальника производства и низкий у главы семьи, как не уделяющего ей должного внимания. Статус может быть основным и личным в зависимости от той социальной общности, в которую входит личность. Объективная принадлежность того или иного лица к различным большим социальным группам и общностям (социально-классовым, социально-профессиональным, социально-этническим и др.) сама по себе определяет его социальный статус. Социальный статус личности может находить свое открытое, внешнее выражение в статусных символах (форма генерала и солдата, адмирала и матроса и т.п.). Выделяют статус приобретенный и приписанный. Приобретенный статус человек завоевывает, поднимаясь посоциальной лестницы от низкого статуса к более высокому статусу (от рабочего до директора предприятия), а приписанный позволяет приобретать высокий, по сравнению с другими, статус от рождения. Например, статус мужчины в некоторых обществах выше статуса женщины. Значит, пол ребенка уже возвышает его. Или с рождения ребенок приобретает социальный статус принца, барона, князя и т.п. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: