Права и обязанности главного бухгалтера

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии несет руководитель, обязанный создать необхо­димые условия для правильной постановки учета. В соответ­ствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бух­галтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н, руководитель предприятия может:

* создать бухгалтерскую службу в виде специального под­разделения, возглавляемого главным бухгалтером;

* ввести в штат должность бухгалтера;

* передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специальной орга­низации или бухгалтеру- специалисту;

* вести бухгалтерский учет лично.

Главный бухгалтер назначается и освобождается от долж­ности только на основании приказа руководителя предприятия и ему непосредственно подчиняется.

Главный бухгалтер несет ответственность за методологию бухгалтерского учета, обеспечивает контроль и своевременное отражение хозяйственных операций в форме бухгалтерских проводок; анализирует и обобщает информацию, составляет баланс и отчетность и представляет их в заданные сроки в контролирующие организации.

Руководитель предприятия и главный бухгалтер (или уполномоченные ими на то лица) подписывают хозяйствен­ные договоры, а также все документы по приемке и выдаче товарно-материальных ценностей, денежных средств и финан­совых обязательств. Все эти документы без подписи главного бухгалтера (или уполномоченного на то лица) считаются не­действительными.

Документы, противоречащие законам, главный бухгалтер вправе не подписывать и не принимать к исполнению. Об этом он обязан письменно уведомить руководителя. Если тот письменно потребует исполнения, то главный бухгалтер обя­зан подчиниться. В этом случае за последствия отвечает ру­ководитель.

С главным бухгалтером согласовываются все назначения материально-ответственных лиц.

На малых предприятиях, не имеющих в штате кассира, главный бухгалтер может выполнять эти функции по совмес­тительству. Об этом должен быть выпущен специальный при­каз руководителя. Копия приказа должна быть передана в об­служивающий банк.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений в полном объеме и заданные сроки обязательны для всех работников предприятия.


 


Тема: Основы бухгалтерской отчетности

Понятие бухгалтерской отчетности. Процедуры, предшествующие составлению отчетности.

  Бухгалтерская отчет­ность — это единая система учетных данных об имуществе, обя­зательствах, а также результатах хозяйственной деятельности, со­ставляемых на основе данных бухгалтерского учета, подготовленная по установлен­ным формам на основе учетной информации.

В процессе бухгалтерского учета задокументи­рованные хозяйственные операции классифицируются и сводятся воедино путем отра­жения на счетах бухгалтерского учета в учетных регистрах и в Главной книге.

Составлению отчетности должна предшествовать подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному специальному графику, который включает в себя следующие этапы.

1.  В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О бух­галтерском учете» обязательно должна проводиться инвентаризация всех статей баланса, после чего ос­татки по счетам Главной книги корректируются в полном соответствии с результатами инвентаризации.

2. Аналогичным образом осуществляется проверка рас­четов со всеми покупателями, поставщиками и дру­гими субъектами рынка, с которыми организация имеет расчеты. Такая проверка может вызвать появ­ление сторнировочных записей, дополнительных ста­тей.

3. Проводится переоценка (уточнение оценки) имуще­ственных статей баланса: движимого и недвижимого имущества, материалов, товаров, ценных бумаг, дол­гов (обязательств) и т. п.; заключительными запися­ми декабря образуются оценочные резервы (например, резервы по сомнительным долгам), предусмотренные в учетной политике организации или действующим законодательством.

4. Уточняется распределение доходов и расходов, при­былей и убытков между смежными отчетными пери­одами.

5. Выявляется окончательный финансовый результат работы организации путем суммирования всех част­ных результатов.

6. Затем закрытие в конце отчетного года всех опера­ционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих за­писей.

В первую очередь исчисляют себестоимость услуг вспо­могательных производств и закрывают счет 23 «Вспомога­тельное производство». Во вторую очередь распределяются расходы будущих периодов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закрываются следующие сче­та: 97 «Расходы будущих периодов», 25 «Общепроизвод­ственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы». За­тем калькулируют себестоимость продукции основных от­раслей производства и списывают затраты со счета 20 «Основное производство». После этого осуществляют спи­сание затрат со счета 29 «Обслуживание производства и хозяйства». В порядке последующей очередности произво­дятся записи на счетах по учету капитальных вложений, определяется финансовый результат от деятельности орга­низации и закрываются счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы».

7. Составляется оборотная ведомость по счетам Глав­ной книги, охватывающая все исправительные, кор­ректирующие и дополнительные записи, вызванные описанными выше действиями, и дающая материл (остатки по счетам) для составления годового (за­ключительного) баланса. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: