Работа с «Толковым словарем» Ожегова

- Пользуясь «Толковым словарем» Ожегова, найдите по 3-5 слов с пометами: «разг.», «обл.», «книжн.» и др., ограничивающими сферу применения этих слов.

Соблюдение лексических норм достигается в результате:

  1. Понимания лексического значения слова и употребления слова в соответствии с данным значением.
  2. Знания лексической сочетаемости слов.
  3. Учета многозначности либо омонимии слов.
  4. Учета расслоения лексики на:

- общеупотребительную и лексику сферы ограниченного употребления;

- активно употребляемую и пассивный словарный запас;

- нейтральную и стилистически окрашенную.

Лексическими нормами невозможно овладеть за несколько занятий. Необходимо постоянно обогащать свой словарный запас, систематически обращаться к словарям и справочникам, стремиться изъясняться в соответствии с нормами русского литературного языка не только в официальной, но и в неофициальной обстановке.

При нарушении лексических норм возникают речевые ошибки. Давайте рассмотрим основные речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм.

ВИД ОШИБКИ ПРИМЕРЫ ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ
1.Употребление слова в несвойственном ему значении. Всю ЧЕТВЕРТУЮ декаду апреля было холодно. Всю ПОСЛЕДНЮЮ декаду апреля было холодно.
2.Нарушение лексической сочетаемости слова. У Ирины КАРИЕ волосы. У Ирины КАШТАНОВЫЕ волосы.
3.Смешение паронимов. В ЕЛОЧНОМ лесу зеленки обычно не растут. В ЕЛОВОМ лесу зеленки обычно не  растут.
4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания. На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности. На олимпиаде по русскому языку  я потерял БАЛЛЫ из-за  невнимательности.
5.Неудачный выбор одного из синонимов. Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ. Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОПРАВДАЛИ.
6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность- плеоназм). Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор. Моя бабушка любит фольклор (фольклор – «народное творчество»).
7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли. В читальный зал в одежде не входить! В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде не входить!
8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов (тавтология). В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ. В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится – (повествуется, идет речь) о враче…
9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики. Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю. Своевременная и качественная прополка СВЕКЛЫ способствует  хорошему урожаю.
10.Смешение лексики разных исторических эпох. Петр Первый снял пиджак, засучил рукава и принялся за работу. Слово ПИДЖАК появилось в русском языке только в 19 веке.
11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений. Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным. Профессор сказал, что предположение  ассистента оказалось правильным.

 

      II Практические задания для самостоятельной работы.

Задание 1. Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов

1. Этот фильм – настоящий бестселлер.

2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.

3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.

4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.

5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.                                                               

Задание 2. Выберите из слов в скобках необходимые (с учетом лексической сочетаемости слов).

1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.

2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).

 

Задание 3. Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании.

1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).

2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.

 

Задание 4. Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность

1) Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. – Я подпрыгнул и сорвал вишню.

2) От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал. – От стыда парнишка опустил голову и молчал.

4) Сергей – настоящий меломан пения и музыки. – Сергей – настоящий меломан.

5) Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка. – Врач обнаружил нарушение моторики желудка.

6) Он крепко держал в своих руках штурвал руля.

7) Все гости получили памятные сувениры.

Употребление в речи по смыслу и потому логически излишних слов называется ПЛЕОНАЗМОМ.

 

Задание 5. Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами.

1) Писатель писал роман в послевоенные годы.     

2) Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце.

3) Герои-подпольщики вели себя героически.

4) Илюша говорил, что случился этот случай  зимой.

5) Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.

6) Активисты активно участвуют в работе.

Повторение однокоренных слов или одинаковых морфем называется ТАВТОЛОГИЕЙ.

 

Задание 6. Исправьте предложения, определите тип речевой ошибки.

1 вариант

1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло (единственный - «только один»).

2. Школьный стадион прислонился к старому парку (примыкал).

3. В зале ожидания находилось много командировочных (командированных).

4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным (показывать пример).

       Задание 7. Объясните, за счёт чего возникают неуместные каламбуры в следующих предложениях. Отредактируйте предложения, запишите их.

1. У нас в питомнике много собак, мы в основном питаемся за их счёт. 2. Наше предприятие представило научно-техническую выставку за рубежом. 3. После тяжёлого приступа больной начал отходить. 4. Археологи заметили, что покойники из северного захоронения перекликаются с покойниками из южного захоронения. 5. Врач обошёл седьмую палату. 6. Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому. 7. Сейчас судьи вынесут очки. 8. Вот уже третью встречу команда уходит с поля без голов. 9. Многие люди теряются на улице, в магазине из-за отсутствия информации. 10. За год учёбы мы потеряли шесть студентов. 11. Кресла в зале обделаны красным бархатом. 12. Роман Горького «Мать» можно читать без конца. 13. Продавца можно подобрать и в своём посёлке.

Например:... Наш бюджет складывается за счёт денег от продажи животных.

Задание 8. Проанализируйте употребление омонимов и многозначных слов. Исправьте предложения, устранив неясность высказывания, неуместный комизм, искажение смысла, каламбур.

1. Маяковский хотел представить своё творчество через двадцать лет. 2. Прекрасно выступила наша команда шпажистов, и лишь Н. Супрун оступился в заключительный день соревнований, уступив сопернику всего три очка. 3. Рост юных спортсменок стал особенно заметным в этом году. 4. Защита команды явно хромает. 5. Коллектив электростанции обязался работать в этом году с бо́льшим напряжением. 6. Руками молодёжи нашего района посажены сотни деревьев, разбиты десятки клумб. 7. Подолгу сидя у рояля, мы неуклонно шли к мастерству. 8. Вечер, посвященный творчеству поэта, состоялся в субботу утром. 9. Плавбазы выпускают непосредственно в море рыбную продукцию. 10. На базе исследований нашей лаборатории строится металлургический завод. 11. Билет годен только для помывки в бане одного лица. 12. На одного оператора падает 51 корова. 13. Окна так и остались бы незастеклёнными, если бы наш бригадир не выбил все стёкла в главке. 14. Долг врача не отмахиваться от больного, а довести его до конца. 15. У прямой кишки нет секретов. 16. А под окном, чуть дыша, бедный художник стоит. 17. Вы видите на экране Гаврилова в красивой комбинации. 18. Продаются крылья для «Москвича». 19. Бригадир принуждает колхозного пастуха пасти четыре личные головы. 20. Объявляется соревнование между классами на лучшее вязание детей.

Например: 1.... представить, как будет восприниматься его творчество...

 

Задание 9. Дайте определение значений иноязычных слов. Сравните собственные определения значений с теми толкованиями, что даны в словарях русского языка. Какие из данных слов относятся к лексике ограниченного употребления? Есть ли среди них архаизмы, историзмы, неологизмы? Составьте словосочетания или предложения с теми словами, значение которых вы не знали или знали не совсем точно.

Абитуриент, абордаж, авизо, амфора, антитеза, аншлюс, апокалипсис, ботфорты, видеоклип, гаер, гамбургер, генезис, гомеопатия, гренадер, дебаты, декрет, демагог, дерматин, дотация, имиджмейкер, канделябр, канонизировать, кирасир, консенсус, контральто, кортеж, кредо, критерий, кулуары, кюре, лавировать, маклер, мансарда, маркетинг, мотель, пантеизм, пантеон, патефон, пенсне, порфира, презентация, пресс-секретарь, пурпур, рейд, реприза, рэкетир, сепсис, сканер, скейтборд, телехит, террор, тотем, фавор, феномен, феерия, фетиш, филёр, филистер, флигель, филантроп, фортель, форум, ханжество, цитадель, цунами, чартер, шокер, шоп-тур, эвтаназия, экзальтированный, экстрасенс, элита, эполета, эскорт, эссе, юрисдикция.

Например: абордаж (ист.) – старинный способ морского сражения – подход к неприятельскому кораблю вплотную и сцепление с ним для рукопашного боя;

 

Задание 10. Оцените целесообразность использования иноязычных слов в отрывках из газетных, журнальных статей, теле- и радиопередач.

1. Наш район старается идти в ногу со временем: открыты мини-шопы («маленькие магазины») и бутики («магазины модной одежды») местных модельеров. 2. Для всей американской поп-культуры характерно стремление к хеппи-энду («счастливому концу»): герой должен победить, защищая истинно демократические ценности. 3. Многие сейчас испытывают фьюче-шок («шок будущего»). 4. Лучшее эфирное время отдано всяким ток-шоу («телевизионное интервью с известным лицом или группой лиц»), бесконечным сериалам с очередной love-story («историей любви»). 5. Новый триллер создает в зрительном зале атмосферу саспенса («напряжения»). 6. Фильм В. Мотыля «И несут меня кони» не был закончен к началу феста («праздника»). 7. Новый препарат – это ноу-хау («технологическая идея, изобретение, которые при минимуме затрат дают максимальный практический эффект») нашей лаборатории. 8. Наш радиоканал работает для вас в режиме нон-стоп («безостановочно, без перерывов»). 9. Своей балетной харизмой («особая одарённость, исключительность личности в интеллектуальном, духовном или каком-нибудь другом отношении») Плисецкая осеняет тех, кому танцевать дальше. 10. На презентации («публичном представлении») очередной книги известного политика присутствовал весь истеблишмент («правящие и привилегированные круги общества»).

Задание 11. Подберите к каждому слову, данному в левом столбце, его толкование из правого столбца. Проверив себя по словарям, составьте словосочетания или предложения со словами, определение значений которых вызвало у вас затруднение. Выделите среди данных слов архаизмы и историзмы.

Апокриф В старину: длинный и широкий плащ.
Евангелие В старину: большая открытая округлая посуда для вина, пива или браги, металлическая или деревянная, с широким рыльцем.
Ендова Произведение на библейскую тему, признаваемое недостоверным и отвергаемое церковью.
Епанча Часть Библии, содержащая раннехристианские рассказы о жизни Христа.
Епархия В православной церкви: округ, управляемый архиереем.
Епитимья Вероучение, отклоняющееся от догматов господствующей религии.
Ересь Церковное наказание (посты, длительные молитвы и т.д.).
Изограф Паломник, странник.
Калика Иконописец, живописец.
Капище Краткое изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов.
Катехизис Языческий храм восточных и прибалтийских славян в дохристианскую эпоху.
Кринолин Надпись или документ, сделанные одним из способов тайного письма, понятного лишь посвящённым.
Криптограмма В середине XIX века: конструкция в виде широкой юбки на тонких обручах, надевавшаяся под платье для придания фигуре пышности.
Молох В библейских текстах: название сборщика податей, откупщика в древней Иудее.
Мытарь В мифологии древних финикиян: бог солнца, огня и войны, которому приносились человеческие жертвы.
Нувориш Тот, кто занимается сбором и изучением монет.
Нумизмат Богач-выскочка, человек, разбогатевший на спекуляциях.
Отроковица Южное плодовое дерево; инжир, фиговое дерево.
Палея Древнейший, самый длительный период каменного века, когда первобытный человек изготовлял свои орудия приёмами скалывания или оббивки камня.
Палеолит Памятник древнерусской письменности, содержащий краткое изложение ветхозаветной истории с апокрифическими сказаниями и толкованиями.
Резонер В старой России: солдат-новобранец.
Рекрут Человек, который любит вести длинные рассуждения нравоучительного характера.
Реноме У первобытных народов: религиозный запрет, налагаемый на какие-нибудь действия, предметы и их обозначения в языке.
Ретушь Подрисовка для исправления изображений на фотографических негативах и снимках.
Смоковница Девочка-подросток.
Табу Установившееся (обычно благоприятное) мнение о ком-нибудь.
Трапеза Кушанья (обычно изобильные, разнообразные, изысканные).
Триптих Блестящий успех, торжество.
Триумф Складная икона с тремя створками.
Туника Точное воспроизведение рукописи, документа, подписи и т.п. при помощи фотографии, графирования и т.п.
Уникум Явление, в котором обнаруживается сущность чего-нибудь.
Факсимиле У древних римлян: одежда из льна или шерсти, род рубашки, которую носили под тогой.
Феномен Редкий, единственный в своём роде, неповторимый.
Хоругвь В старину: войсковое знамя.
Яства Общий стол для приёма пищи в монастыре, а также приём пищи за таким столом.

 

Задание 12. В приведённых ниже примерах укажите ошибки в употреблении фразеологизмов (неоправданная замена компонентов фразеологизма, немотивированное расширение или сокращение его состава, изменение грамматической формы слов во фразеологизме, смешение компонентов разных фразеологизмов и т.д.). Исправьте предложения, если это необходимо, или мотивируйте целесообразность такого употребления.

1. Не мудрствуя долго, приведу в доказательство своей правоты русскую пословицу. 2. В связи с участившимися террактами всем надо держать уши наготове. 3. Все понимали, что эти слова и слёзы являются фиговым прикрытием авантюристки. 4. Золотая лихорадка, вот что помутило мозги завоевателям. 5. Хоть я и не из робкой десятки, но всё же не решился один пойти на кабана. 6. Шоу Пугачёвой всегда организовано на более широкую ногу. 7. Лелею себя надеждой, что моя статья вам понравится. 8. Всеми фибрами души я испытывал счастье борца. 9. Игорь уходил в поход неопытным новичком, а вернулся из экспедиции старым матерчатым волком. 10. Не нужно замыкаться в себе, давайте делиться своими больными местами. 11. Это легче пареной репы. 12. Выступление депутата перед собравшимися было принято прямо на ура. 13. Как говорится, чем дальше в лес, тем больше щепки летят: работа требовала всё большего напряжения. 14. После смены руководства жизнь на заводе забила другим ключом. 15. У них всё было шито-крыто белыми нитками, но тогда этого никто не замечал. 16. Вскоре и эта пирамида рассыпалась как мыльный пузырь. 17. Отец не захотел слушать объяснений сына и послал его туда, куда и Макар не гонял. 18. Мы уже без минуты молодые специалисты, поэтому наладить компьютер для нас не проблема. 19. Педагог должен знать, в чём кроется успех этой работы, подметить в каждом питомце только ему одному присущую изюминку. 20. Я по душе не боец, а обыватель. 21. Пора забить во все колокола, а администрация района смотрит на это безобразие спустя рукава. 22. В этих местах не только нога человека, но и журналиста не побывала. 23. Вопрос гроша выеденного не стоит, а решить его не могут уже три года. 24. Большой театр выпустил в свет балет «Пиковая дама». 25. Решение суда гласит чёрным по белому, что отключать электроэнергию в жилых домах нельзя, а чиновникам – хоть что не расти! 26. Со всех своих длинных ног он бросился бежать. 27. Успехи коллектива желают много лучшего. 28. Тренеру пришлось делать хорошую мину за всех своих игроков, хотя было заметно, что он сильно упал духом. 29. Я не раз по душам толковал с сыном – хоть одно хны! 30. После таких внушений сын всё больше входил в себя, и вытащить его на поверхность стало почти невозможно. 31. Куда ты собрался в такую рань, ведь ни зги не брезжит. 32. Меня не так-то просто провести вокруг пальца. 33. Когда Катерина попадает в дом Кабанихи, она не находит себе место. 34. На ней были туфли на босую ногу. 35. Это дешевле, чем пареная репа. 36. Вася не терял духа, он старался развлечь Марусю игрушками. 37. Такого позора он до своего гроба не забудет. 38. Речи Чацкого – глас вопящего в пустыне. 39. Директор не согласился с выводами межведомственной комиссии, а только многозначительно заметил, что он знает, кто в него камешки бросает. По-видимому, пронырливому руководителю опять удастся выйти сухим. 40. На жизненном пути Корчагина завязываются узлы любовных симпатий. 41. Лучше умереть стоя, чем жить лёжа. 42. Лучше умереть, чем жить стоя на коленях. 43. Понравился всем Семён и в разговоре, не дав упасть себе лицом в грязь. 44. Миллионы обездоленных и угнетённых влачат за собой жалкое существование. 45. Павел прошёл взад и вперёд свою родину.

 

           Например: 1. Не мудрствуя лукаво... 2....надо держать ухо востро.

 

                                              


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: