Написание текста курсовой работы

Начинать писать курсовую работу целесообразно с введения. Во введении автор обосновывает тему исследования и ее актуальность, определяет цель, объект и предмет исследования. Исходя из цели и предмета исследования, строится рабочая гипотеза.

На основе рабочей гипотезы выдвигаются задачи исследования. Задачи исследования могут быть решены с помощью методов, которые применяет исследователь в своей работе. Эмпирическая часть исследования должна проводиться на конкретной базе. В качестве базы исследования, как правило, выбирается образовательное учреждение среднего профессионального образования г. Москвы. По отдельным темам курсовых работ базой эмпирического исследования могут служить высшие учебные заведения, в частности РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, а также образовательные или научно-исследовательские учреждения педагогической направленности.

Написание введения начинается с обоснования актуальности темы исследования. В этой части кратко описывается состояние исследуемого педагогического явления или процесса по данным литературных и других источников информации. Определяется круг нерешенных в практике образования вопросов (в рамках темы курсовой работы), обозначаются подходы и технологии к их решению, освещенные в научно-педагогической литературе. На основе этого выявляется противоречие, такая проблемная ситуация, когда появляются практические вопросы, на которые педагогическая теория соответствующего объекта не может ответить в силу своей неполноты. Эта проблемная ситуация порождает научную проблему, разрешение которой позволит дополнить научное знание (теорию) об объекте. Разрешением научных проблем в области педагогики занимаются исследователи на соискание ученой степени кандидата и доктора наук.

Напомним:

ПРОБЛЕМА ─ сложная познавательная задача, решение которой представляет существенный теоретический или практический интерес. Правильно сформулированная проблема выполняет функцию логического средства, определяющего направление поиска новой информации и тем самым обеспечивающего эффективность исследовательской деятельности, связанной с разрешением проблемы.

Студенты 2 курса выявляют и разрешают учебную проблему в основе, которой лежит проблемная ситуация – противоречие между практическими вопросами в образовании и теоретическим обоснованием способов их решения, сформулированными в парадигмах, концепциях, моделях и др., то есть в педагогической науке. Для разрешения учебной проблемы студенту необходимо изучить состояние теории педагогики по этой проблеме, провести анализ различных подходов и концепций к ее решению, систематизировать и обобщить эту информацию. Кроме этого целесообразно исследовать состояние практики решения этой проблемы в условиях конкретного образовательного учреждения и предложить оптимальные способы или условия совершенствования педагогического объекта с учетом современных подходов и концепций, установленных автором курсовой работы при изучении теории вопроса.

Проблема исследования (в данном случае учебнаяпроблема) должна быть выделена во введении в виде абзаца и четко сформулирована:

      – приведен обзор литературы, свидетельствующей о достигнутом наукой уровне теории объекта;

      – показаны те практические вопросы (запросы практики), на которые педагогическая наука дает различные ответы, а один из них, по мнению исследования (автора курсовой работы), является предпочтительным [2].

Исходя из проблемы, формулируется тема исследования, а затем определяется объект и предмет исследования. Под о бъектом исследования в педагогике понимается область действительности, совокупность реальных педагогических явлений и процессов, на изучение и обоснование которых направлено научное познание.

  Предмет исследования – это либо некий угол зрения на объект, аспект его рассмотрения (аспект от лат. aspektus – взгляд, вид, точка зрения), либо сфера реальности, являющаяся частью объекта,  в отношении которой студент-исследователь выявляет уровень сформированности педагогической теории.

Цель исследования определяется после выбора объекта и предмета. Формулирование цели состоит в том, чтобы кратко и содержательно раскрыть искомый результат, решение проблемы. Как правило, она созвучна с темой, но при формулировке цели используются глаголы, раскрывающие действия исследователя по разрешению проблемы: «выявить…» или «выявление…»; «разработать…» или «разработка…»; «обосновать…» или «обоснование…».

Гипотеза исследования строится на основе проблемы, цели и предмета исследования. Гипотеза исследования в курсовой работе (от греч. hypothesis – основание, предположение) как научное предположение выдвигается для объяснения какого-либо педагогического явления, процесса или для определения условий, способов и др. их совершенствования. Гипотеза требует проверки в реальных условиях. Вначале выполнения курсовой работы студент формулирует рабочую гипотезу, которая проверяется на эмпирическом этапе исследования. После чего она может признаваться верной, уточняться или считаться полностью ошибочной Отрицательный результат при проверке гипотезы является тоже результатом исследования. После его получения необходимо сделать выводы о причинах. Это может неверно или некорректно сформулированная гипотеза, не совсем правильно проведено эмпирическое исследование (или обработаны его результаты) и др.

 В соответствии с объектом, предметом, целью исследования и, исходя из рабочей гипотезы, определяются задачи исследования. Они представляют собой детализированную цель исследования, описание последовательности действий по ее реализации с ориентацией на выдвинутую гипотезу. По сути задачи – это структурно-логические и временные компоненты исследования (этапы работы и структурные компоненты ее содержания).

Задачи, выдвигаемые в исследовании, могут быть решены с помощью как основных, так и специализированных методов, применяемых в педагогике. С учетом структуры курсовой работы в научном аппарате должны быть отражены методы теоретического и эмпирического исследования и их детальной конкретизацией [3].

Основная часть курсовой работы содержит два раздела: теоретический и эмпирический (практический). Каждый из названных разделов может включать от одной до трех глав, которые разбиваются на более детальные рубрики – параграфы.

Первая глава (часть) [4] теоретического раздела курсовой работы, как правило, посвящается теоретико-методологическим аспектам исследуемой проблемы. В этой главе содержательно можно выделить один или два параграфа, посвященных теории вопроса. Здесь проводится обзор, анализ и интерпретация литературных и других источников информации по теме, выявляются нерешенные и слабоосвещенные в научно-педагогической литературе вопросы теории и практики изучаемого объекта и т.п. Автор курсовой работы, используя различные виды записей анализируемых источников (конспектирование, цитирование, выписки и др. – об этом упоминалось выше), должен высказать собственную точку зрения относительно тех или иных теорий, подходов, концепций, моделей разрешения проблемы. При этом возможна такая ситуация, когда студент не сможет оценить значимость теоретических выкладок различных ученых-педагогов (что вполне естественно по причине незавершенности профессионально-педагогического образования и отсутствия опыта практической деятельности у студента 2-3 курса). В этом случае целесообразно указать фамилии авторов (или автора) теории, подхода и т.п., чью позицию принимает студент и выбирает ее в качестве теоретических оснований для разрешения проблемной ситуации. По многим темам курсовых работ целесообразным является рассмотрение истории вопроса, что, как правило, выделяется в отдельный параграф.

Вторая глава в первом разделеотводится изучению практической стороны решения исследуемой проблемы в системе образования, описанной в психолого-педагогической литературе и периодических изданиях по соответствующей тематике.

Текст курсовой работы излагается своими словами, литературным языком с использованием научно-педагогической терминологии. При изложении необходимо избегать высказываний от первого лица и стремиться использовать косвенные формулировки авторской позиции. Например: «по нашему мнению…», «автор считает…», «представляется важным…», «целесообразно отметить…» и т. д.

В теоретической части курсовой работы довольно часто используются ссылки и сноски. Они  дополняют, поясняют и аргументируют основной текст. К их использованию в научных текстах предъявляются требования ГОСТ 7.1-03 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила описания». Если делается ссылка на источник в целом, то  необходимо после упоминания автора или авторского коллектива, а также после приведенной цитаты из работы, указать в квадратных скобках номер этого источника в библиографическом списке. Например: П. И. Подласый считает, что инновационная педагогика требует замены парадигмы воспитания [12]. Ссылка на определенные фрагменты источника предполагает указание не только номера, но и страницы источника. Как мы уже отмечали выше, такая ссылка называется цитатой. Допускается оправданное сокращение цитаты. В данном случае пропущенные слова заменяются многоточием. Например: «…как многомерное образование, метод обучения имеет много сторон. По каждой из них методы можно сгруппировать в системы» [12, с. 473].

В курсовой работе студентом могут использоваться комбинированные ссылки. В этом случае указываются в сочетании, и только номера одних источников, и номера со страницами страницы других цитируемых работ. Например: ретроспективный анализ развития теории компетенций в отечественной и зарубежной педагогике показал, с одной стороны, совпадение позиций по дефинициям такого понятия как «компетентность», а с другой, различное понимание сущности «компетенций» [7; 19, с.145-146; 22, с. 14-16; 37; 44, с. 21-23 и др.].

В случае, когда на одной странице помещено несколько ссылок на одно издание, то во второй и последующей ссылках в квадратных скобках пишется [Там же]. А если эта ссылка взята с другой страницы данного источника, то необходимо ее указать, например, [Там же, с. 32].

После приведения ссылок студент должен высказать свое мнение о взглядах автора. Это можно сделать, например, в такой форме: «…соглашаясь с концепцией автора [7], мы проведем эмпирическое исследование…»; «…идея автора развивалась в работах ряда исследователей [5, 23, 34, 41 и др.], что на наш взгляд, подтверждает ее теоретико-методологическое значение» и т.д.

 Ссылки на таблицы, приложения, рисунки указываются в круглых скобках (таблица 2), (приложение 5) и т.д. Допускается также писать: «…результаты обработки эмпирических данных представлены в таблице 2»,

В курсовой работе сноски используют там, где нужно дать разъяснение, сослаться на какой-либо источник не указанный в библиографии, пояснить происхождение термина и т.д. Сноски обозначаются арабскими цифрами или звездочками. Последние обычно используются в текстах, содержащих большое количество цифр, при этом звездочками не помечают более трех ссылок на одной странице. С примером использования сносок вы ознакомились, читая наши рекомендации.

Раздел 2 (вторая часть) курсовой работы, посвященный эмпирическому исследованию должен включать параграфы, где представляются аппарат и методика его проведения, описаны результаты и сформулированы рекомендации по совершенствованию педагогического объекта, определены организационно-педагогические условия реализации концепций, моделей в практике образования. Это наиболее сложная (организационно и интеллектуально) часть работы студента. Поэтому параграфы с описанием базы эмпирического исследования, аппарата и методики его проведения, должны обсуждаться с руководителем до начала его этой работы. Как в любом эмпирическом исследовании, в этой части курсовой работы накапливается много иллюстративного материала: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, математические расчеты и т.п., которые должны продемонстрировать достоверность полученных в ходе исследования результатов. Этот материал можно привести в специальном параграфе, либо при значительном его объеме, частично или полностью представить в приложении.

В конце каждого параграфасоставляется резюме, делается краткий вывод. Каждый раздел (часть) и глава заканчиваются общими выводами. Поэтому их будет несколько. В них даются аргументированные ответы на поставленные в разделе или главе вопросы, в краткой форме раскрываются результаты по реализации соответствующих задач (или задачи) исследования, сформулированные во введении.

В заключении приводятся основные результаты исследо­вания, отмечается степень достижения цели и задач исследования. При этом заключение не должно дублировать текст выводов по разделам и главам, хотя, содержательно раскрывать результаты теоретического и эмпирического исследования, упомянутые в резюме параграфов и в общих выводах по разделам. После заключения представляется библиография по теме.

Напомним:

БИБЛИОГРАФИЯ ─ это полный или выборочный список литературы и других современных источников информации по теме исследования, составленный по определенному критерию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow