1. Основные биологические и социально обусловленные типологические отличия мальчиков и девочек. Теория асинхронной эволюции полов В.А. Геодакян. Нейро-психологческие особенности мальчиков и девочек.
2. Функциональная ассиметрия мозга и ее влияние на особенности познавательной деятельности. Теория Ф. Галля, Марка Дакса, Ж. Буйоне, Дж. Джексон. Типология мальчиков и девочек по функциональной ассиметрии мозга.
3. Педагогические рекомендации детям и родителям по учету гендерных отличий в образовании и воспитании.
Список литературы
1. Ж.Берн, Гендерная психология СПб., 2002
2. Геодакян В.А., два пола: зачем, почему, Спб., 1992
3. Еремеева В.Д., мальчики и девочки – два разных мира, СПб 2002
4. Попова Л.В., Гендерные аспекты самореализации личности, М.. 1996
Дополнительное задание: подготовить методические рекомендации для учителей, родителей по учету гендерных особенностей при домашнем воспитании и обучении, в классном коллективе.
Семинар-диспут № 7. Проблемы детства в современном мире
1. Проблема инфатицида.
2. Актуальность проблемы детства в разработке антропологического подхода в педагогике.
3. Автобиографические рассказы о детстве как важные источники для педагогической антропологии.
Список литературы
1. Боссарт, А.Б. Парадоксы возраста или воспитания / А.Б.Боссарт. М., 1991.
2. Выготский, Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л.С. Выготский. М., 1984.
3. Кей, Э. Век ребенка / Э.Кей. М., 1910.
4. Кон, И.С. Ребенок и общество / И.С.Кон. М., 1988.
5. Кривцова, С.В. Подросток на перекрестке эпох / С.В.Кривцова. М., 1997.
6. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю.Кулагина. М., 1996.
7. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е.Личко. Л., 1983.
8. Максакова, В.И. Педагогическая антропология / В.И.Максакова. М., 2004.
Коджаспирова, Г.М. Педагогическая антропология / Г.М. Коджаспирова. М., 2005.
10. Периодические издания.
Практическое занятие № 8. Дошкольное детство
Форма проведения: групповая работа.
Задание. Разделиться на подгруппы по 3-4 человека, подготовить решение педагогической задачи, и представить его группе.
Практическое занятие № 9. Подростковый возраст
Форма проведения: медиа-лаборатория «В ожидании автобуса».
Задание. После просмотра фильма – обсуждение особенностей подросткового возраста, отраженных в фильме.
Практическое занятие № 10. Психология и педагогика ранней юности
Форма проведения: групповая работа.
Задание. Разделиться на подгруппы по 3-4 человека, подготовить компьютерную презентацию по теме, и представить ее к защите перед группой.
Дополнительное задание: написать эссе по теме «особенности жизненного самоопределения юношей в 21 веке»
Список литературы
1. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики / А.С.Белкин. Екатеринбург, 2000.
2. Боссарт, А.Б. Парадоксы возраста или воспитания / А.Б.Боссарт. М., 1991.
3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. М., 1999.
4. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С.Кон. М., 1989.
5. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю.Кулагина. М., 1996.
6. Максакова, В.И. Педагогическая антропология / В.И.Максакова. М., 2004.
Коджаспирова, Г.М. Педагогическая антропология / Г.М. Коджаспирова. М., 2005.
Практическое занятие № 11. Социально-педагогические типы
Форма проведения: медиа-лаборатория, фильм «Лиза-forever»
Задание. Разделиться на подгруппы по 3-4 человека, подготовить решение педагогической задачи, и представить его группе.
Практическое занятие № 12. Социально-педагогические типы
Форма проведения: медиа-лаборатория, фильм «Розыгрш»,
Задание: просмотр и педагогический анализ фильма отражающего особенности поведения детей определенного социально-педагогического типа.
Практическое занятие № 13. Социально-педагогические типы
Форма проведения: групповая работа.
Задание. Разделиться на подгруппы по 3-4 человека, подготовить рекомендации родителям по конструктивному взаимодействию с детьми определенного социально-педагогического типа, и представить их группе.
Семинар-дискуссия № 14. Антропологически неприемлемые модели педагогического взаимодействия
Задание. Подобрать материал из периодических изданий о фактах жестокого обращения в системе образовательных учреждений.
Практическое занятие № 15. Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации педагогического процесса
Форма проведения: групповая работа.
Задание. Разделиться на подгруппы по 3-4 человека, подготовить коллаж «педагог-гуманист», и представить его группе
Формы и методы обучения
Основными формами работы являются:
1. Лекции, способствующие формированию фундаментальной теоретической базы знаний
2. Семинары и практические работы, осуществляемые как индивидуально, так и в форме групповой работы
3. Медиалаборатории как способ формирования активного видения проблем современного мира, развития чувства эмпатии у будущих специалистов.
| № раздела дисциплины | Формы самостоятельной работы (ак.час/зач.ед) | |||||||
| Конспектирование в рабочей тетради | Написание рефератов | Работа с монографией | Написание эссе | Составление аналитических таблиц | Изучение кейс-материалов | Исследовательская работа | Общ.труд | |
| 1. | 4 | 4 | ||||||
| 2. | 6 | 6 | ||||||
| 3. | 6 | 2 | 4 | 12 | ||||
| 4. | 2 | 2 | 2 | 6 | ||||
| 5. | 2 | 2 | 5 | 2 | 11 | |||
| 6. | 2 | 2 | 5 | 2 | 4 | 15 | ||
| 7. | 2 | 2 | 2 | 6 | ||||
| 8. | 2 | 4 | ||||||
План-график самостоятельной работы студентов
| № | Формы самостоятельной работы | Раздел дисциплины курса | Вид самостоят. работы | Сроки (неделя семестра) | Форма контроля |
| 1 | конспект | 1-8 | обяз | 2-2 | Подготовка к занятиям, проверочным работам |
| 2 | реферат | 3-7 | обяз | 4-2 | |
| 3 | Раб с монограф | 7 | доп | 2-3 | |
| 4 | Эссе (сочинение) | 3 | обяз | 4-2,3 | |
| 5 | Аналит. табл | 5,6 | обяз | 3-2 | |
| 6 | кейс | 4-6 | обяз | 3,4 - 3 | |
| 7 | исслед | 6 | доп | 2- 3 |






