Тема 2. Педагогическая антропология как методология педагогики

Основные понятия: антрпологизация, методы антропологи, методология наук о воспитании.

 

Идеи антропологизации педагогики, отраженные в трудах Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, В.М.Бехтерева, М.Я.Басова, М.Монтессори, Б.Г.Ананьева, Л.В.Занкова и др.

Актуальность антропологического знания для современной педагогики.

Педагогическая антропология как самостоятельная отрасль науки об образовании, как целостное и системное знание о человеке воспитывающемся, воспитываемом и воспитывающем, человеке как субъекте и объекте образования.

Педагогическая антропология как основание педагогической теории и практики, как методология наук о воспитании.

Цель, объект, предмет и задачи педагогической антропологии.

Источники антропологического знания. Связь педагогической антропологии с другими науками.

Методы педагогической антропологии.

Тема 3. История развития педагогической антропологии

Основные понятия: гуманизация, гуманистическая педагогика, антропологическое знание (концепция воспитания).

 

Развитие антропологической науки за рубежом. Антрополого-педагогические идеи античных и средневековых мыслителей (Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель, Ф.Аквинский). Развитие антропологического знания в рамках философии Нового времени (Ф. Бэкон, Спиноза, Я. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Кант, П. Наторп и др.)

Развитие антрополого-педагогических идей в России XIX в. Социально-антропологическая концепция воспитания (Н.А.Добролюбов, М.И.Михайлов, Д.И.Писарев, Н.Г.Чернышевский). Культурно-антропологическая концепция воспитания (Н.И.Пирогов, П.Г.Редкин, И.И.Мечников, П.Ф.Лесгафт). Система антропологических взглядов К.Д.Ушинского.

Гуманизация педагогики и развитие идей педагогической антропологии в России XX в. Антропологические идеи философии Н.А.Бердяева. Основные направления отечественной гуманистической педагогики: образовательно-гуманистическое (В.П.Вахтеров, П.Ф.Каптерев), социально-гуманистическое (С.Т.Шацкий, Н.А.Рубакин), свободно-гуманистическое (К.Н.Вентцель, В.Буткевич, С.Н.Дурылин и др.), духовно-гуманистическое (К.П.Победоносцев, В.В.Зенковский, М.И.Демков). Антропологические идеи П.П.Блонского, М.М.Рубинштейна, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского.

Отечественная педология в истории педагогической антропологии. Педология как научная отрасль педагогической антропологии. Антропологические идеи А.П.Нечаева, В.П.Кащенко, Н.К.Крупской.

 

Раздел II. Психолого-педагогический аспект антропологического знания

Тема 4. Индивид, индивидуальность, личность

Основные понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность, социальность.

Личность и развитие человеческой индивидуальности. Индивид – человек как представитель человеческого рода или как член того или иного коллектива. Индивид как единство «материального, чувственного, духовного, рационально-действенного бытия» (Л.Фейербах).

Человек как общественно-историческое существо, как личность. Социальность как одно из свойств человека. Общественное бытие как условие развития человеческой индивидуальности.

Соотношение понятий «организм», «индивид», «личность» и «индивидуальность».

Структура личности. Концепция динамической структуры личности. Источники развития личности. Саморегулирующие механизмы личности (потребности, я-концепция, направленность). Теории развития личности.

Индивидуальность как категория педагогической антропологии.

 

Тема 5. Антропологическая характеристика возрастных этапов развития

Основные понятия: возраст, возрастная периодизация, биологический, паспортный возраст, детство, психологическая характеристика возраста, возраст культурного развития, социальная характеристика возраста.

Возрастные периодизации Пифагора, З.Фрейда, Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Д.Б.Бромлея.

Понятия «возраст», «паспортный возраст», «биологический возраст», «психологическая характеристика возраста», «возраст культурного развития», «социальная характеристика возраста».

Категория детства и его проблемы в современном мире (отчуждение от мира взрослых, раннее приобщение к компьютеру, аддиктивное поведение и др.)

Психолого-педагогическая характеристика ребенка от рождения до старшего школьного возраста.

 

Тема 6. Социально-педагогический тип личности и коррекционно-педагогическая работа с детьми разного типа

Основные понятия: типология, социальный идеал, социально-педагогический тип личности.

 

Сущность типологического подхода в изучении личности ребенка. Социальные идеалы, соответствующие определенной общественно-исторической формации. Типологии П.Ф.Лесгафта, П.П.Блонского, В.М.Миниярова.

Характеристика отдельных социально-педагогический типов: гармоничного, конформного, доминирующего, сенситивного, инфантильного, тревожного, интровертивного. Отношения школьника, отражающие характерологические свойства личности определенного типа:

- к людям;

- к деятельности;

- к своим возможностям;

- к коллективу;

- к себе;

- к критике;

- к предъявлению волевых усилий.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми разного социально-педагогического типа. Рекомендации родителям по конструктивному взаимодействию с детьми определенного социально-педагогического типа.

Тема 7. Гендерный подход в образовании и  воспитании детей и подростков

Основные понятия: гендер, пол, функциональная ассиметрия мозга.

 

Основные биологические и социально обусловленные типологические отличия мальчиков и девочек. Теория асинхронной эволюции полов В.А. Геодакян. Нейро-психологческие особенности мальчиков и девочек. Функциональная ассиметрия мозга и ее влияние на особенности познавательной деятельности. Теория Ф. Галля, Марка Дакса, Ж. Буйоне, Дж. Джексон. Типология мальчиков и девочек по функциональной ассиметрии мозга.

Педагогические рекомендации детям и родителям по учету гендерных отличий в образовании и воспитании.

 




double arrow
Сейчас читают про: