Человек и общество в современной философии

ХХ век – век изучения человека в науке и философии. Складывается множество течений и направлений.

Феноменология. Родоначальник – Эдмунд Гуссерль (1859-1938). Основное понятие – «интенциональность» – направленность субъекта на объект в процессе познания мира. Это главное свойство нашего «Я», нашего сознания, это «мост» между субъектом и объектом. Интенциональность не зависит от индивидуальных (психологических, социальных, национальных, расовых и  др.) характеристик. Это чистая структура сознания. Тем не менее ни о какой истине, независящей от субъективности познающего говорить нельзя.

Философская антропология. Представители – Макс Шелер, Арнольд Гелен (ХХ век). Это попытка философского познания человека во всей полноте его бытия, а именно философско-биологическая концепция человека. Человек, по сравнению с другими животными. – биологически недостаточное (неприспособленное) существо: он плохо оснащён инстинктами ® его природа незавершённа, и он не может вести чисто естественное (животно-биологическое) существование. Человеческой природой задана (предопределяется) его открытость миру и активная деятельность (чтобы как-то компенсировать отставание от животных и различия с ними, чтобы быть на равных). История, общество, социальные институты, разумность и деятельность человека – формы культуры, восполняющие биологическую недостаточность человечества и оптимально реализующие его полуинстинктивные возможности, способности и устремления.

Психоанализ (теория бессознательного).Родоначальник – Зигмунд Фрейд (1856-1939). Отрицается ведущая роль сознания в жизнедеятельности человека. Это натуралистический подход к человеку (то есть естественный, природный, животный). Сознательное – контролируемое в человеке; бессознательное – неконтролируемое. Фрейд впервые рассмотрел бессознательное в системе человеческого «Я» (поведения): не всякое поведение осознаваемо человеком; бессознательное значит в человеке намного больше, чем считали раньше. Бессознательное правит человеком, является мотивом нашего поведения наряду с сознанием (разумом). Но человек всё равно пытается это бессознательное, нерациональное объяснить рациональными средствами.

Бессознательное – это: а) эмоции и аффекты (повышенная эмоциональная возбудимость); б) рефлексы и инстинкты; в) автоматизмы (стереотипные, привычные, механические действия); г) сновидения и гипнотические состояния; д) творческая деятельность; е) те психические факторы в человеке, которые осуждаются обществом, запретны, например, страх, зависть, злость, агрессия, ненависть.

Тройственная структура человеческого «Я», по Фрейду.

1). Бессознательное – низший слой, находится в глубине («подвале») психики.

2). Сознательное – сами поступки, реальная жизнь человека.

3). Сверх-Я – высший слой, находится «на поверхности»: это нравственные установки и запреты общества и культуры, принимаемые человеком, рациональность общества.

Таким образом, 2-й слой находится под давлением 1-го и 3-го, то есть между влечениями, с одной стороны, и запретами, с другой. Культура, по Фрейду, репрессивна, но без неё (морали, права, религии) общество бы распалось. Это «давление» – наша плата за то, что человек может быть человеком.

Игровая концепция человека и культуры. Родоначальник Йохан Хейзинга. Всё многообразие человеческой деятельности и культуры сводится к игре. Это основной источник и высшее проявление человеческой культуры. Игровое поведение человека – главный внутренний принцип развития культуры. Это, иными словами, концепция «человека играющего».

Постмодернизм. Представители – Юрген Хабермас, Жиль Делёз, Жан-Франсуа Лиотар. В их философии происходит замена объективной реальности знаково-символическими картинами мира. Также осуществляется критика модерна – традиций философии Нового времени и Просвещения. Отстаиваются ценности плюрализма, равноправного диалога, смешения идеалов, основанного на неизбежных различиях и разногласиях. Постмодернизм опровергает все каноны, выступает против всех авторитетов. В философии и искусстве – это принципиальное значение неопределённостей, неясностей, пробелов (аналогично, например, принцип неопределённости В. Гейзенберга в физике).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: